Факторы зрелости – Журнал «Сибирская нефть»

Факторы зрелости

«Газпромнефть Бизнес-сервис» оценил уровень своего развития

Текст: Сергей Орлов
Фото: getty images

Иногда человеку просто необходимо остановиться, перевести дух, осмотреться, оценить, что уже сделано, и подумать о том, куда двигаться дальше. В бизнесе все точно так же — правда, останавливаться нельзя, а то догонят и, скорее всего, перегонят. У «Газпромнефть Бизнес-сервиса» каждый новый цикл развития длится примерно три года, а оценить достижения и проанализировать неудачи помогает бенчмаркинг, который проводят специалисты компании PricewaterhouseCoopers (PwC). Последнее такое исследование охватило отрезок развития компании с 2014 по 2017 год

Место в матрице

Если быть более точным, то исследованию подвергается, конечно, не само юридическое лицо «Газпромнефть Бизнес-сервис», а то, что оно представляет собой с точки зрения функционала. В первую очередь это Общий центр обслуживания (ОЦО), созданный в 2009 году и занимающийся сегодня бухгалтерским и налоговым учетом для всех предприятий группы, формирующий финансовую отчетность, выступающий в качестве кадрового администратора.

Для оценки прогресса развития объединенных центров обслуживания PwC еще в начале 2010-х разработала матрицу зрелости, до последнего времени состоявшую из четырех ступеней — от начального уровня зрелости ОЦО через средний и продвинутый уровни к вершине пирамиды, ОЦО 2.0.

Исследователи анализируют восемь компонентов: стратегию, организацию и управление, непрерывное совершенствование, бизнес-процессы, отношения с клиентами, управление эффективностью деятельности, системы и технологии, управление персоналом. Таким образом, удается охватить все основные составляющие работы ОЦО, определяющие его уровень. Например, насколько грамотно центр выбирает ориентиры развития на далекую перспективу, насколько адекватно оценивает их достижение и вписана ли должным образом стратегия центра в общую стратегию компании. Не менее важно выяснить, оптимальна ли организационная и операционная модель ОЦО, все ли возможные инструменты непрерывных улучшений задействованы, каков уровень стандартизации и автоматизации бизнес-процессов центра, структуры его клиентского портфеля и услуг. Всего рассматривается около 400 ключевых параметров эффективности.

Сегодня все большую роль в работе любой бизнес-структуры играет технологический комплекс, который она использует, поэтому в оценке компонента «системы и технологии» анализируются уровень автоматизации процессов и стандартизации IT-систем, подход к управлению данными, уровень Digital IQ и степень осведомленности о новейших технологиях. При этом к четырем уровням зрелости в последнем исследовании в PwC добавили пятый, цифровой ОЦО, заложив в него «образ бизнес-партнера и многофункционального центра обслуживания предприятий Индустрии 4.0».

Пока это скорее виртуальная цель — критериям цифрового ОЦО еще не соответствует ни одно из предприятий, прошедших исследования. Факторы соответствия эксперты PwC разрабатывали «на основании наблюдений и перспектив на рынке общих центров обслуживания». В числе таких критериев, например, цифровизация бизнеса и комплексная автоматизация процессов как одна из основных стратегических задач ОЦО и заказчиков услуг; осознанное использование различных инструментов автоматизации бизнес-процессов с пониманием потенциальной выгоды и эффекта от внедрения каждого; единое информационное и цифровое пространство, выстроенное между заказчиком и исполнителем услуг. В общем, цифровой ОЦО — это будущее, но если исходить из темпов внедрения цифровых технологий в современном мире в целом и в «Газпром нефти» в частности, оно не такое уж и далекое.

Результаты сравнительного анализа общего центра обслуживания «Газпромнефть Бизнес-сервиса»

Хорошая компания

В сравнительном исследовании в 2017 году компанию ОЦО «Газпром нефти» составили как представители отрасли — крупные нефтедобывающая, нефтесервисная, нефтехимическая группы (а кроме того, сербская «дочка» «Газпром нефти» — NIS), — так и далекие от нефтянки холдинги — из металлургии, с рынка пищевых продуктов и бытовой химии, а также банк из российской первой десятки. Такая подборка наглядно демонстрировала разницу в запросах бизнеса, работающего в разных сферах, и, соответственно, в целях, направлениях развития ОЦО, наборах инструментов, методик. А значит, можно не просто сверить часы для определения своего места на рынке, но и найти что-то новое и полезное для себя, но пропущенное, потому что это направление просто не видно под углом зрения нефтяной компании.

В принципе, в «Газпромнефть Бизнес-сервисе» подчеркивают, что исследование — это лишь информация к размышлению, стартовая площадка для нового рывка в развитии, а никак не повод, чтобы хвастаться достижениями. Между тем достижения эти вполне весомы. Если в ходе бенчмаркинга 2014 года Общий центр обслуживания «Газпром нефти» всего по двум компонентам соответствовал уровню ОЦО 2.0, то в 2017-м — уже по четырем. К «стратегии» и «управлению эффективностью деятельности» добавилось «непрерывное совершенствование», а также «организация и управление».

Кроме того, эксперты PwC отметили заметное развитие «систем и технологий» ОЦО «Газпром нефти». В первую очередь это связано с реализацией проекта «Сапфир» и внедрением SAP GRC (см. глоссарий).

Стоит учитывать, что последний этап развития был сопряжен с гораздо большими сложностями, чем раньше, — просто потому, что прогрессировать на начальных уровнях проще, чем сегодня, когда Общий центр обслуживания достиг высокой степени зрелости. В принципе, это общий закон развития, однако если первоначальный рост, как правило, более заметен, то дальнейшие изменения приносят значительный эффект в долгосрочной перспективе.

Глоссарий

«Сапфир»

«Сапфир» — программа оптимизации и стандартизации бизнес-процессов и внедрения единого финансового шаблона на базе платформы SAP во всех активах «Газпром нефти». Основная цель программы — создание и тиражирование шаблонной модели процессов, методологии и систем для всех видов бизнеса по всей цепочке создания стоимости компании. Целью проекта «Сапфир 2.0» стала максимально возможная стандартизация всех бизнес-процессов финансовой функции и их оптимизация за счет построения эффективного процесса управления изменениями.

SAP GRC

SAP GRC (governance, risk and compliance — «управление, риск и соответствие требованиям регулирующих органов») — информационная система, которая позволяет документировать риски и контрольные процедуры, а также оценивать их эффективность и осуществлять мониторинг выполнения.

Продолжение пути

Что дальше? Все как и после каждого из прошлых бенчмарков: анализ и учет результатов исследования при разработке путей дальнейшего развития ОЦО. Обновленная стратегия развития «Газпромнефть Бизнес-сервиса», как и «Газпром нефти» в целом, должна быть готова к концу года. И долгосрочные цели центра, в принципе, как и положено ОЦО 2.0, вписаны в стратегию развития компании. Главный стратегический ориентир «Газпром нефти» — стать примером для всей отрасли с точки зрения эффективности, безопасности. Общий центр обслуживания компании также готов формировать тренды на рынке ОЦО. Вместе с цифровой трансформацией всего бизнеса компания движется к созданию цифрового ОЦО, где операции выполняются в режиме реального времени без вовлечения человека, а люди управляют процессами и технологиями.

При этом путь к достижению стратегических ориентиров в принципе не меняется: повышение качества оказываемых услуг, производительности труда, оптимизация и автоматизация всех бизнес-процессов. Этим «Газпромнефть Бизнес-сервис» занимается с самого момента создания, и такой подход позволил за очень небольшой по меркам рынка срок создать структуру, опыт которой сегодня перенимают ОЦО, стартовавшие гораздо раньше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ