Расчет на результат

Расчет на результат

Введение налога на дополнительный доход

Текст: Екатерина Епрынцева
Фото: Андрей Голованов, Александр Таран
Инфографика: Татьяна Удалова

С 2018 года нефтяная отрасль может начать работать по новым правилам налогообложения — ожидается введение налога на дополнительный доход (НДД) в отношении новых и ряда действующих месторождений. Для нефтяников такой налоговый режим стал бы весомой поддержкой инвестиций в разработку трудноизвлекаемых запасов, освоение удаленных нефтегазовых провинций и внедрение инновационных технологий повышения нефтеотдачи выработанных месторождений

Идея перехода на налогообложение экономического результата деятельности для нефтяной отрасли не нова. Концепция введения НДД была озвучена еще в 1996 году — при подготовке первых редакций Налогового кодекса РФ. Тогда в качестве базы для налогообложения рассматривался чистый денежный поток, то есть доходы от добычи за минусом капитальных и эксплуатационных расходов. Ставка НДД при этом определялась в зависимости от значения Р-фактора (соотношения накопленных доходов к затратам) и имела прогрессирующую шкалу.

Однако на фоне резкого повышения цен на нефть в начале 2000‑х и низкой собираемости налогов с нефтяной отрасли переход на НДД так и не состоялся, а взамен трех фискальных платежей (акциза на нефть, платы за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы) временно был введен налог на добычу полезных ископаемых* (НДПИ), где в качестве базы берется валовый показатель — количество добытой нефти. Найденное решение привело к упорядочиванию налоговой системы нефтедобычи и значительному росту нефтегазовых доходов консолидированного бюджета и в результате надолго закрепилось в отрасли.

Условно льготный режим

Изначально ставка НДПИ была единой для всех налогоплательщиков и не учитывала структуру и уровень затрат проектов нефтедобычи. Начиная с 2007 года, по мере замедления роста добычи стала появляться дифференцированная система льгот. Первые привилегии должны были простимулировать освоение новых удаленных регионов, а также поддержать добычу на выработанных месторождениях. Затем была введена система льгот для нерентабельных залежей с низкими фильтрационно-емкостными свойствами — так называемых трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ). Дополнительно в 2013 году появились таможенно-тарифные льготы по экспортной пошлине на сверхвязкую нефть и нефть с особыми физико-химическими характеристиками (так называемая «Единая методика»). Такое количество налоговых льгот для различных видов месторождений и конкретных залежей делает налоговую систему малоэффективной и сложноадминистрируемой. К тому же льготы не учитывают экономику каждого месторождения и в некоторых случаях могут оказаться избыточными, а в каких‑то — недостаточными.

В то же время начиная с 2013 года в рамках реализации «налогового маневра» ежегодно пересматриваются ставки НДПИ и экспортной пошлины на нефть с целью постепенного перераспределения итоговой нагрузки в сторону НДПИ. Учитывая, что НДПИ уплачивается со всего объема добытой нефти, независимо от того, пойдет ли она на внутренний рынок или на экспорт, нефтяная отрасль, несмотря на все льготы, получает стабильный рост налогов. При этом даже увеличение цен на нефть не дает компаниям ощутимой прибыли — в настоящее время при росте цены нефти на 1 $ / т государство забирает $ 0,87 в виде роялти** (НДПИ и экспортная пошлина) из каждого дополнительного доллара экспортной выручки.

C 2017 года максимальная суммарная ставка налогов и платежей на базе валовых показателей в России составит порядка 70 %. Наиболее сопоставимый с российскими условиями механизм налогообложения по уровню изъятия применяется в Канаде: ставка роялти здесь колеблется от 0 до 40–45 % в зависимости от режима налогообложения, установленного провинцией, однако ставка вводится на поскважинной основе и зависит от продуктивности скважины, уровня добычи и цены на нефть.

В то же время ряд стран смогли отказаться от взимания ренты с валовой выручки и в итоге обеспечили устойчивый рост фискальных поступлений в бюджет государства за счет дополнительного налогообложения прибыли нефтяных компаний. Настоящим эталоном стабильности здесь выступает налоговая система Норвегии, которая вот уже почти 15 лет неизменна в своем содержании и количественном выражении (78 % — эффективная ставка налогообложения на базе прибыли).

Для отечественной нефтяной отрасли на фоне постепенного истощения месторождений Западной Сибири системный переход к налогообложению экономических результатов мог бы стать залогом поддержания текущего уровня добычи и успешного освоения новых территорий.

Для России переход к налогообложению экономических результатов — залог поддержания текущего уровня добычи

Доходное дело

С целью повышения инвестиционной привлекательности и рационального недропользования в нефтяной отрасли правительство РФ подготовило концепцию введения налога на дополнительный доход (НДД). Согласно параметрам новой налоговой системы, представленным Минфином, планируется изъятие 50 % чистого денежного потока от добычи и реализации углеводородов (нефть, газ, конденсат), то есть базой для налогообложения станет выручка за минусом затрат, непосредственно связанных с добычей (транспортные, операционные и капитальные расходы, налоговые платежи). При этом в отношении операционных и капитальных расходов предлагается установить ограничение — не более 9 520 рублей (20 $ / bbl) на тонну добытых углеводородов. Неучтенная часть затрат переносится на следующий год с индексацией на 16,3 %. Абсолютное значение указанного потолка затрат будет ежегодно увеличиваться на индекс потребительских цен.

Нововведения распространятся только на часть месторождений. В обязательном порядке на уплату НДД будут переведены проекты с выработанностью запасов нефти менее 5 %, расположенные в новых нефтедобывающих регионах (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспийское море). Дополнительно планируется протестировать эффективность режима НДД на действующих месторождениях Западной Сибири (Коми, ЯНАО, ХМАО, Тюменская область) с 20–80 % выработанностью запасов нефти. Перечень действующих месторождений-«пилотов» будет утвержден правительством РФ на основании предложений от нефтяных компаний, исходя из суммарного лимита добычи в размере 10–15 млн т нефти в год и вклада в добычу каждой из компаний.

Инесса Яшнева,
начальник налогового департамента «Газпром нефти»:

Системный переход к налогообложению финансового результата позволит исключить необходимость постоянной точечной настройки налогового режима и обеспечить необходимую эффективность разработки невовлеченных запасов нефти. Помимо прямого эффекта в виде дополнительных налоговых поступлений от прироста добычи нефти, введение НДД окажет мультипликативное влияние на смежные отрасли народного хозяйства.

Динамика нефтегазовых и ненефтегазовых доходов
в федеральном бюджете РФ

Общий список проектов, подпадающих под новый налоговый режим, скорее всего, будет уточняться — вопрос о переводе на НДД месторождений, где уже начата промышленная добыча, еще не решен. Скорее всего, для таких активов предусмотрят возможность добровольного перехода на НДД. Аналогичный порядок предлагается установить для новых проектов, применявших льготу по экспортной пошлине на нефть в рамках «Единой методики».

Ставка роялти (НДПИ+ЭП) в различных налоговых режимах

В режиме НДД будет сохранен НДПИ, что, конечно, следует считать отступлением от классического подхода к налогообложению финансового результата. Однако таким образом государство обеспечит себе минимальный уровень фискальных поступлений от реализации любых проектов. Изменения в режиме НДД не коснутся НДПИ на газ и конденсат — для этих углеводородов сохранится действующий формульный порядок налогообложения, установленный в середине 2014 года. В новом расчете НДПИ на нефть вместо имеющейся сложной формулы налоговая ставка будет зависеть только от макропараметров (цена на нефть, обменный курс доллара) и действующей ставки экспортной пошлины на нефть. Общая ставка роялти (НДПИ + экспортная пошлина) в режиме НДД окажется на 40 % ниже, чем общеустановленные ставки в действующей системе.

Отдельные, льготные условия предусмотрены для новых проектов — пониженная ставка НДПИ на срок до истечения семи лет с начала промышленной добычи нефти. Таким образом, для каждого нового месторождения срок применения льготного налогового окружения будет устанавливаться автоматически — в отличие от действующей региональной льготы по НДПИ. Первые пять лет с начала промышленной добычи ставка роялти в режиме НДД составит 40 % от общей ставки, что примерно соответствует сегодняшнему льготному режиму (с учетом льготы по НДПИ и экспортной пошлине). Начиная с шестого года промышленной разработки налоговая нагрузка будет постепенно увеличиваться, но все равно останется ниже действующего налогового режима для проектов без льгот.

Кроме того, первые семь лет с начала промышленной добычи ставка экспортной пошлины на нефть для «молодых» месторождений будет обнуляться. При этом недропользователям не придется ежегодно подтверждать уровень рентабельности проектов, как этого требует сегодня «Единая методика». В перспективе возможна отмена экспортной пошлины как таковой для любых месторождений с целью ухода от использования таможенных пошлин для несвойственных им функций по изъятию нефтяной ренты и субсидирования нефтеперерабатывающей промышленности.

В обязательном порядке на уплату НДД будут переведены проекты с выработанностью запасов нефти менее 5%

Эффект на поверхности

Введение НДД позволит поддержать эффективность новых проектов, в том числе в условиях высоких капитальных затрат, связанных, например, с отсутствием инфраструктуры на осваиваемых территориях. Дополнительным драйвером развития для недавно запущенных месторождений станет возможность учесть для целей НДД накопленные к моменту введения нового налога капитальные и операционные затраты без установленного лимита (9520 руб. / т). Так как лимит начинает применяться только с восьмого года промышленной разработки, для таких проектов нефтяные компании смогут учесть затраты, начиная с 2011 года.

Введение НДД поддержит эффективность новых проектов

Для действующих месторождений, находящихся на грани эффективности, преимущества от перехода на НДД как для недропользователей, так и для государства также предельно прозрачны. Режим НДД за счет снижения фискальной роли НДПИ позволит повысить эффективность проектов, которые не обеспечены в достаточном объеме имеющимися льготами. В свою очередь, освободившиеся средства дадут возможность реализовывать геолого-технические мероприятия, обеспечивающие повышение нефтеотдачи на разрабатываемых активах, и увеличить тем самым доходы бюджета.

Утверждение Госдумой концепции нового налогового режима и перечня пилотных проектов ожидается до конца этого года. Сроки вполне адекватные, учитывая, что потенциал по наращиванию добычи в традиционных регионах нефтедобычи практически исчерпан, а перспективы полномасштабного перехода на НДД будут определены только по итогам апробации системы на пилотных проектах.

Ключевые параметры НДД

* НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых. Регулируется главой 26 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу 1 января 2002 года. Для нефти, газа и конденсата налоговой базой по НДПИ является количество добытого полезного ископаемого

** Роялти — вид лицензионного вознаграждения, периодическая компенсация за использование патентов, авторских прав, природных ресурсов и так далее. Может применяться для обозначения какой‑либо пошлины или платы за разработку широкого спектра недр

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ