Новости

Югославские корни. IV фестиваль русской музыки «Большой» прошел в Дрвенграде при поддержке «Газпром нефти»

6 Октября 2016
Югославские корни. IV фестиваль русской музыки «Большой» прошел в Дрвенграде при поддержке «Газпром нефти»

Двенадцать лет назад югославский и сербский кинорежиссер Эмир Кустурица построил для съемок фильма «Жизнь как чудо» сербскую деревню. Дрвенград впечатляет. Такое поселение еще поискать. Необычные, крытые деревом дома без дела не простаивают. В них живут туристы и приезжающие на крупные культурные мероприятия музыканты, кинематографисты, журналисты...

Мечавник

Из развешанных на столбах громкоговорителей звучит рок-н-ролл, в кинотеатре «Стэнли Кубрик» показывают фильм, в ресторане «Висконти» заняты все столики... Но если пройдешь на край деревни, мимо старой «волги», вроде бы подаренной Михалковым, за деревянную церковь с колокольней, откуда хорошо видны склоны покрытых лесом гор, с которых поднимается пар, почувствуешь: глядя на этот роскошный пейзаж, такой человек, как Кустурица, не мог удержаться от создания здесь чего-то из ряда вон выходящего.

«Мне уже давно снилось, что на горе Мечавник, где раньше были только телефонный столб и стог сена, а сейчас находится целый деревянный городок, я вижу пианино и филармонический оркестр, исполняющий произведения великих русских авторов. И вот еще одна моя мечта сбывается, а этот столб и стог сена уходят в прошлое... Сотрудничество с компанией „Газпром нефть“ подтверждает, что два братских народа вместе делают возможным создание единого культурного пространства». Это слова известного югославского, так он любит определять свою национальную принадлежность, кинорежиссера Эмира Кустурицы.

Цивилизация, созданная Кустурицей на склоне живописной горы, является своеобразным продолжением его фильмов, его мировоззрения. Потемкинская деревня благодаря энергии югослава стала не только настоящей, но и самой киногеничной деревней в мире. Не только потому, что многие улицы и площади в Дрвенграде названы в честь кинорежиссеров и киноактеров (пл. Андрея Тарковского, ул. Джима Джармуша, ул. Брюса Ли и т.п.). Улочки Мечавника киногеничны так же, как парижские бульвары и амстердамские набережные. Но только еще больше. Дрвенград — ожившая декорация. На этих вымощенных деревом улицах как ни фотографируй — получается интересный гармоничный кадр.

Мост на Дрине

Креативным анклавом на склоне сербской горы, находящейся рядом с границей с Боснией и Герцеговиной, амбиции Кустурицы в сфере пропаганды настоящей — противостоящей американскому масскульту — культуры не ограничиваются. Перебравшись за кордон, до которого от Дрвенграда рукой подать, и проехав немного в глубь странысоседа оказываешься в боснийском Выше‑ граде, на берегу реки Дрина. Здесь в немалой степени усилиями автора «Андеграунда» появился другой, посвященный нобелевскому лауреату, культурный анклав: Андричград. Иво Андрич — любимый писатель не только известного югославского кинематографиста, но и миллионов читателей во всем мире.

И этнопоселение Дрвенград, и культурноисторический квартал Андричград — две части созданной югославом-режиссером... Югославии. В корнях того же Кустурицы отражается сложность балканской истории. Он из семьи не практикующих мусульман сербско-православного происхождения, родился и жил в югославской Социалистической Республике Босния и Герцеговина во времена правления коммуниста Тито, учился в Праге, говорит по-английски, работал в Голливуде.

Организаторы «Большого» дали журналистам, освещавшим фестиваль, возможность не только дышать несколько дней горным воз‑ духом в Дрвенграде, но и пройтись по соединяющему берега Дрины легендарному каменному мосту, о котором писал Андрич в своем знаменитом романе.

Фестиваль

В конкурсной части фестиваля приняли участие 65 талантливых молодых музыкантов из Сербии, Республики Сербской и России. Классические и современные произведения русских и сербских композиторов исполняли молодые артисты из сербских и региональных российских музыкальных школ и консерваторий.

В жюри фестиваля вошли авторитетные в мире музыки специалисты: народный артист России, солист Московской Государственной филармонии, профессор Российской Академии музыки им. Гнесиных пианист Юрий Розум, кандидат наук, декан Факультета музыкального искусства в Белграде, профессор по классу арфы и камерной музыки Лильяна Несторовска, профессор Музыкальной Академии Восточного Сараево, перкуссионист, композитор и дирижер Зоран Комадина.

* Главный приз, «Золотую матрешку», в старшей возрастной категории (от 18 до 25 лет) присудили сербскому аккордеонисту Милославу Бойичичу, который учится в Белгороде

На открытии фестиваля выступил симфонический оркестр «Большой» под управлением Срболюба Динича, руководителя Оперы в Мехико-Сити. Прославленный тенор Зоран Тодорович продемонстрировал собравшимся возможности уникального голоса. Во второй день фестиваля выступили знаменитый российский пианист Юрий Розум и молодая звезда из Армении — победитель конкурса им. П.И. Чайковского, виолончелист Нарек Ахназарян. Во время IV фестиваля «Большой» прошли уникальные мастер-классы для молодых музыкантов. Секретами мастерства делились Зоран Тодорович, Нарек Ахназарян, Юрий Розум, Неманья Радулович.

Главный приз, «Золотую матрешку», в старшей возрастной категории (от 18 до 25 лет) присудили сербскому аккордеонисту Мило‑ славу Бойичичу, который учится в Белгороде. Среди победителей в возрастной категории от 13 до 17 лет — учащаяся Детской школы искусств им. П.И. Чайковского города Ноябрьска, пианистка Екатерина Маслова. Ей досталась «бронза».

В последний вечер фестиваля состоялся концерт скрипача-виртуоза Неманьи Радуловича и ансамбля Double Sens. Прозвучали произведения разных авторов. В том числе тронувшая сердца публики сербская колыбельная «Зайди, зайди...»: «Твои листья, лес, сестра, назад вернутся снова. Моя юность, лес, сестра, не вернется никогда». Уверен, что в следующем году фестиваль «Большой», как и югославская летняя растительность, вернется и порадует всех еще больше.

Владислав Корнейчук

Источник:Корпоративный журнал ПАО «Газпром»


Информационные партнеры