Будущее за смешанным обучением: образовательная поддержка сотрудников и развитие онлайн-образования в период пандемии

Ректор Корпоративного университета «Газпром нефти»
Илья Дементьев

23.10.2020

Ситуация, с которой мы столкнулись в марте, была нестандартной, но у компании был хороший технологический задел, чтобы максимально быстро к ней адаптироваться без потерь эффективности. У нас давно создано немало образовательных онлайн-программ и курсов, работа над которыми велась последние несколько лет. Поэтому мы довольно быстро перестроились, изменив баланс между очным и онлайн-обучением.

До пандемии мы ориентировались на два основных критерия: периодичность востребованности контента (чем чаще был востребован курс, тем вероятнее он появлялся в онлайн-формате, чтобы обеспечить доступ большему количеству сотрудников и минимизировать организационные затраты) и удаленность целевых аудиторий (компания «Газпром нефть» работает в десятках регионов России и мира, необходим доступ к образовательному контенту без переездов людей).

Когда вся компания переходила на удаленную работу, мы решали две задачи. Первая — изменить баланс и увеличить долю онлайн-обучения даже в тех случаях, где оно преимущественно проводилось очно. Вторая — обеспечить сотрудников и руководителей компании необходимой информацией для того, чтобы они могли построить свою работу в новом режиме. Здесь тоже была своя специфика. Компания является высокотехнологичной, индустриальной, кроме офисных сотрудников многие трудятся на промышленных предприятиях, в том числе в тяжелых климатических условиях вахтовым методом. Обеспечить всех необходимой информацией, дать инструменты для организации работы в этот сложный период — это было для нас самой актуальной задачей.

Буквально за две недели мы создали набор образовательных продуктов, который оказался весьма востребован и, по отзывам сотрудников, прошедших по ним обучение, помогал за несколько дней перестраивать работу, начать иначе взаимодействовать с подчиненными, с руководителями, строить совместную работу по реализации проектов в удалённом режиме. В результате в первые месяцы работы в дистанционном формате по нашим оценкам эффективность сотрудников возросла на 20–25 % по сравнению с офисным режимом (такие данные показали несколько волн внутреннего исследования). В среднем те программы, которые мы создали и по индивидуальной работе «на удаленке», и по организации работы коллективов, оказались эффективными. Наиболее востребованные курсы — «Как настроить работу на дому», «Как построить эффективную коммуникацию на расстоянии», «Самоподдержка в ситуациях перемен», «Инструменты по работе с удаленной командой».

Корпоративным университетом была создана целая экосистема: комплексный набор инструментов для проведения обучающих мероприятий, включающий как собственные платформы (Портал знаний), так и внешние. Платформы подбирались исходя из целевого назначения и с учетом специфики каждого обучающего формата (видеоконференции, вебинары, тренинги и т.д.).

На текущий момент внешние решения имеют как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, поэтому для полноценного раскрытия возможностей корпоративного обучения в компании мы разрабатываем собственную единую цифровую онлайн-платформу.

Интересным решением для нас стало использование этой экосистемы не только для обучения сотрудников, но и для организации онлайн-практики учащихся российских вузов. Каждое лето на разных производствах и в технологических центрах нашей компании проходят практику сотни студентов со всей страны. Но самоизоляция наложила большие ограничения и на этот процесс. Решением проблемы стал проект «Онлайн-практика». Теоретические знания студенты получают на онлайн-вебинарах и мастер-классах внутренних тренеров «Газпром нефти», а практические навыки отрабатывают в ходе решения кейсов, специально составленных нашими отраслевыми экспертами. Все это потребовало колоссальной подготовки с нашей стороны: техническая организация, подготовка сотрудников (выступать перед молодежной аудиторией, когда нет личного контакта — непростая задача), подготовка студентов (для них такой формат тоже непривычен). Но нам удалось показать будущим специалистам реальный производственный процесс: работу буровой, нефтяной платформы, заправки, управление движением морских танкеров и многое другое. Все это они не могли бы увидеть в университете.

Конечно, такая онлайн-практика никогда не заменит на 100 % очный формат, не покажет полноценно реальную рабочую среду, но проект сработал выше наших ожиданий. Мы будем продолжать над ним работать и развивать возможности проекта «Онлайн-практика», чтобы дать возможность еще большему количеству талантливых студентов узнать бизнес компании изнутри.

Естественно, сейчас мы задумались над тем, что из того формата, в который мы перешли, надо оставить, а что было временным явлением и должно закончиться вместе с режимом самоизоляции и работы на удаленке. Самое важное, что хочется отметить — не возникло общего впечатления, что все образование можно перевести в онлайн. Скорее наоборот, стало понятно, что без очного взаимодействия, без возможности обменяться мнениями, без личного контакта, возможности смотреть на реакцию аудитории организовать по всем вопросам профессиональной подготовки эффективное обучение в онлайн невозможно. Конечно, общий баланс еще сместится в онлайн, мы будем более точно проектировать образовательные программы с учетом технологических возможностей. Но то, что очное обучение тоже необходимо, пандемия ярко проявила, критические условия стали весьма хорошим маркером для понимания того, что будущее — за смешанным обучением (blended learning).

Другие интервью