Новопортовское месторождение — Газпром нефть

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

История

О гигантских запасах нефти Новопортовского месторождения было известно еще в середине прошлого века. Однако разработке актива препятствовало отсутствие транспортной инфраструктуры и сложное геологическое строение залежей. Активная работа на месторождении началось лишь в 2010 году, когда лицензию на освоение получила «Газпром нефть». Промышленная эксплуатация месторождения началась в 2014 году.

буровая установка на Новопортовском месторождении Буровая установка на Новопортовском месторождении
центральный пункт сбора нефти Новопортовского месторождения Центральный пункт сбора нефти Новопортовского месторождения
центральный пункт сбора нефти Новопортовского месторождения Центральный пункт сбора нефти Новопортовского месторождения
операторная ЦПС Новопортовского месторождения Операторная ЦПС Новопортовского месторождения

Технологии добычи

Высокая плотность нефтесодержащей породы, подземные разломы и сдвиги, которые делят запасы на множество небольших залежей, большое количество газа делают освоение месторождения очень сложным. Для добычи здесь необходимо использовать современные технологии.

Практически все скважины на Новопортовском — горизонтальные и многоствольные. Это увеличивает площадь контакта с нефтяными пластами, а значит и объем добычи. Повышает нефтеотдачу и применение технологии многостадийного гидроразрыва пласта. Нефть из плотной породы поступает в скважину по трещинам, которую создает жидкость, под давлением закачанная в пласт.

Методы увеличения нефтеотдачи: гидроразрыв пласта (ГРП)
Методы увеличения нефтеотдачи: гидроразрыв пласта (ГРП)
Смотреть

Транспортировка нефти

Для круглогодичного вывоза нефти с Новопортовского месторождения разработана уникальная транспортно-логистическая схема.

Сырье отгружают через нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Это уникальное техническое сооружение высотой более 80 м установлено в 3,5 км от берега в Обской губе. Терминал рассчитан на работу в экстремальных условиях: температура в регионе опускается ниже −50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения
Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения
Смотреть
отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы Отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы
отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы Отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы
отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы Отгрузка нефти с терминала «Ворота Арктики» в танкер «Штурман Кошелев» в акватории Обской губы

От «Ворот Арктики» нефть доставляют до плавучего хранилища «Умба», установленного в Кольском заливе. Для этого компания создала собственный арктический флот. Танкеры серии «Штурман», созданные по заказу «Газпром нефти», могут работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы и способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2 м. Высокотехнологичные ледоколы «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» построены для компании на Выборгском судостроительном заводе и обеспечивают безопасный подход танкеров к терминалу «Ворота Арктики».

работа ледоколов «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» в акватории Обской губы у терминала «Ворота Арктики» Работа ледоколов «Андрей Вилькицкий» и «Александр Санников» в акватории Обской губы у терминала «Ворота Арктики»
отгрузка нефти с танкера «Штурман Кошелев» на ПНХ «Умба» на рейде в Кольском заливе Отгрузка нефти с танкера «Штурман Кошелев» на ПНХ «Умба» на рейде в Кольском заливе
отгрузка нефти с танкера «Штурман Кошелев» на ПНХ «Умба» на рейде в Кольском заливе Отгрузка нефти с танкера «Штурман Кошелев» на ПНХ «Умба» на рейде в Кольском заливе

Из Мурманска нефть стандартными танкерами отправляется потребителям в Северную и Западную Европу. Нефть Novy Port по своим свойствам относится к категории легких, содержит мало серы. На переработке именно такой нефти специализируются европейские НПЗ. В 2020 году компания расширила традиционные европейские маршруты, впервые поставив нефть Новопортовского месторождения в Китай.

Использование газа

Новопортовское месторождение связывает с Единой системой газоснабжения России уникальный подводный арктический газопровод. Это один из ключевых элементов масштабного инвестиционного проекта «Газ Ямала», направленного на эффективное использование всех видов и категорий запасов Новопортовского месторождения и комплексное развитие ресурсной базы южной части арктического полуострова. Также в рамках проекта на территории Новопортовского месторождения строится газоперерабатывающий завод, продуктами которого станут сухой отбензиненный газ, стабильный газовый конденсат широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ).

«Новый порт» в цифрах

(по данным на 31 декабря 2020 года)

188,9 млн тонн н.э. Доказанные + вероятные запасы углеводородов PRMS
7,7 млн тонн Нефти добыто в 2020 году
1,5 трлн руб. Ожидаемые налоговые поступления до 2044 г.