Новопортовское месторождение — ПАО «Газпром нефть»

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

История

Новопортовское — крупнейшее разрабатываемое нефтегазоконденсатное месторождение на полуострове Ямал. Наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки.

К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь в 2010 году, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Положение Новопортовского месторождения на карте Смотреть на карте

Технологии добычи

Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов Новопортовского месторождения.

Необходимой эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» достигает за счет использования современных технологий: строительства горизонтальных и многоствольных скважин, проведения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлил право пользования недрами Новопортовского до 2150 года. Это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти».

Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Новопортовское месторождение
Больше фото в фотобанке «Газпром нефти»

Транспортировка нефти

С первых дней работы над проектом началась отработка схемы доставки сырья с Новопортовского месторождения потребителям. Оптимальным был признан морской путь. Реализуемость этого проекта компания подтвердила в 2011 году, совершив опытную проводку атомного ледокола через льды мелководной Обской губы из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до Мыса Каменного.

Поставки сырья с Новопортовского месторождения в Северную Европу оптимальны практически по всем параметрам: это географически самый близкий к промыслу импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких как Novy Port.

Созданная на месторождении и на побережье Обской губы инфраструктура позволила в августе 2014 года выполнить первую летнюю морскую отгрузку углеводородов с Новопортовского месторождения. Нефть нового сорта, получившего название Novy Port, по своим свойствам относится к категории легких, а с низким содержанием серы — около 0,1%. Танкер морского класса доставил сырье в Европу в сентябре. Всего в безледовый сезон 2014 года с месторождения было отправлено четыре танкера с нефтью общим объемом более 100 тыс. тонн.

Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения
Схема транспортировки нефти Новопортовского месторождения

В феврале 2015 года впервые была реализована зимняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения морским путем. Первая партия сырья в объеме 16 тыс. тонн была отправлена танкером в сопровождении атомного ледокола и доставлена в Европу в марте.

25 мая 2016 года «Газпром нефть» приступила к круглогодичной отгрузке нефти сорта Novy Port через терминал «Ворота Арктики». Команду к запуску объекта дал президент РФ Владимир Путин.

В последующие годы для работы на проекте «Новый порт» компания создала собственный флот. В него вошли семь танкеров в арктическом исполнении, и два технологичных дизель-электрических ледокола.

Танкеры класса Arc7 серии «Штурман», спроектированы и построены специально по заказу «Газпром нефти», имеют грузовместимость 42 тыс. тонн при максимальной осадке в 9,5 м, что позволяет им работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы. Суда способны самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2 метров и оборудованы носовыми погрузочными устройствами для перевалки сырья через терминал «Ворота Арктики».

Ледокольные суда обеспечения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий» также по заказу «Газпром нефти» были построены на Выборгском судостроительном заводе. Это высокотехнологичные суда способны работать при температуре в —50 градусов. Благодаря трем винторулевым колонкам ледоколы на чистой воде развивают скорость до 16 узлов (30 км/ч) и способны совершить разворот на 360 градусов за 1 минуту. Современные мощные суда обеспечивают безопасный подход танкеров к терминалу «Ворота Арктики» в Обской губе и выполняют широкий перечень задач в тяжелых ледовых условиях: швартовные операции, буксировку, защиту терминала от ударных воздействий льда.

Высокотехнологичный ледокол нового поколения «Александр Санников»
Ледокол нового поколения «Андрей Вилькицкий»

Перевалочная инфраструктура

Отгрузка нефти на танкеры ведется через нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». Из-за мелководья Обской Губы в прибрежной зоне и постоянных наносных течений разместить сооружение на берегу с. Мыс Каменный оказалось невозможно. В итоге выбор был сделан в пользу выносного причального устройства — в 3,5 км от берега, где можно безопасно загружать крупнотоннажные танкеры.

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитаное на работу в круглогодичном режиме в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже −50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики»
Нефтеналивной терминал «Ворота Арктики»
Танкеры в арктическом исполнении способны преодолевать льды толщиной до 1,8 м
Зимняя отгрузка нефти Северным морским путем в сопровождении ледоколов
Нефть с месторождения поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км
Больше фото в фотобанке «Газпром нефти»

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым строгим требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

8,5 млн тонн в год Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

Перспективы

Наличие мощного нефтеналивного терминала «Ворота Арктики», а также реализация проекта «Газ Ямала», в рамках которого создается масштабная инфраструктура для транспортировки газа с ямальских месторождений, открывают возможности для разработки целого ряда новых активов в южной части полуострова Ямал.

«Газпром нефть» формирует здесь мощный кластер добычи углеводородов. Компания уже получила лицензии на геологическое изучение Южно-Новопортовского и Сурового лицензионных участков, подтверждение ресурсного потенциала которых позволит обеспечить оптимальную загрузку производственной и транспортной инфраструктуры, созданной на территории Новопортовского месторождения.

Газовая инфраструктура Новопортовского месторождения
Газовая инфраструктура Новопортовского месторождения

В 2019 году проект разработки Новопортовского месторождения стал победителем премии Excellence in Project Integration. Премия присуждается проекту с инвестициями свыше $500 млн, показавшему выдающиеся отраслевые достижения на всей цепочке создания ценности: в управлении проектом, геологии, бурении, инжиниринге, строительстве, HSE и развитии региона. «Газпром нефть» стала первой российской компанией, получившей эту престижную отраслевую награду.

«Новый порт» в цифрах

(по данным на 31 декабря 2019 года)

188,9 млн тонн н.э. Доказанные + вероятные запасы углеводородов PRMS
8,0 млн тонн н.э. Проектная пиковая добыча нефти
7,7 млн тонн Нефти добыто в 2019 году
7,1 млн тонн Нефти добыто в 2018 году
1,5 трлн руб. Ожидаемые налоговые поступления до 2044 г.