О расширении сети АЗС и перспективах газомоторных видов топлива

Александр КрыловИнтервью директора по региональным продажам Александра Крылова

Журнал «Нефтегазовая Вертикаль» ссылка откроется в новом окне

«Газпром нефть» начала реализацию проекта по выводу компримированного природного газа (КПГ) на розничный рынок моторного топлива. В декабре компания открыла первый в России многотопливный автозаправочный комплекс под брендом «Газпромнефть», где кроме бензина и дизеля можно заправиться компримированным природным газом и сжиженным углеводородным газом (СУГ). О том, каковы перспективы газомоторных видов топлива, рассказал Александр КРЫЛОВ, директор по региональным продажам «Газпром нефти».

— Каких достижений в 2012 году удалось достигнуть «Газпром нефти» в сфере реализации нефтепродуктов и за счет чего?

— Прошедший год был насыщенным и интересным. Если говорить в цифрах, то мы достигли значительных успехов в расширении сети АЗС «Газпромнефть»: построено и приобретено 79 объектов, реконструировано 85 станций. Таким образом, мы увеличили сеть до 1300 заправок в России и странах СНГ, вышли на рынок Украины и в новый регион в России — Курганскую область. В магазинах сети появились товары под брендом G-Drive, расширилась товарная линейка под собственным брендом «Сеть АЗС „Газпромнефть“».

Реализация нефтепродуктов через сеть АЗС «Газпромнефть» увеличилась на 33% и составила 7,4 млн тонн, а среднесуточная реализация на АЗС выросла на 23%, до 16,6 тонн.

Одним из ярких событий этого года стал проект G-Drive Racing, направленный на поддержку автоспорта и российских гонщиков.

Открытие первого многотопливного автозаправочного комплекса (МАЗК) под брендом «Газпромнефть» в Санкт-Петербурге на Пулковском шоссе — еще один знаковый проект ушедшего года. Уникальность МАЗК заключается в том, что на его территории можно заправить автомобиль как традиционными видами топлива (бензином и дизелем), так и сжиженным углеводородным газом и компримированным природным газом.

— На ваших АЗС реализуются два вида газомоторного топлива: компримированный природный газ и сжиженный углеводородные газ. В чем их принципиальное отличие?

— Если сравнивать эти виды топлива с точки зрения потребителя, то по характеристикам КПГ лучше. Это природный газ метан, он менее токсичен и безопаснее пропана — СУГ. В случае утечки метан улетучивается, а не скапливается в полостях авто и сооружениях АЗС. С точки зрения экологии и экономии, КПГ также предпочтительнее. С другой стороны, СУГ более адаптирован для рынка и в настоящий момент для него существует развитая инфраструктура.

Основными преимуществами газомоторного топлива являются экологичность и экономичность. В выхлопных газах автомобиля, работающего на газомоторном топливе, меньше вредных веществ, чем в случае с бензиновым двигателем. КПГ и СУГ не образуют отложений в топливной системе, поэтому срок эксплуатации двигателя значительно больше. Экономия затрат на топливо при использовании КПГ в среднем составляет 40%. По нашим подсчетам, на 100 км водитель легкового автомобиля сэкономит 114 рублей, водитель автобуса или грузового автомобиля— 450 рублей.

Основным неудобством для автолюбителей, использующих КПГ, является слабо развитая инфраструктура заправочных станций и центров по переоборудованию автотранспорта.

— Существуют ли статистика или результаты исследований, подтверждающие большую экологичность газового моторного топлива по сравнению с бензином?

— Да, существуют, и эти данные общеизвестны по всему миру. Содержание углекислого газа в выхлопах метанового двигателя приближается к нулю, а содержание других вредных веществ уменьшается в 4–5 раз по сравнению с бензиновым двигателем, так как тяжелые металлы и окись углерода в выхлопах метанового двигателя отсутствуют.

— Может ли метан как эффективное, экономичное и экологичное топливо стать полноценной альтернативой бензину или его ждет участь водорода, электричества и этанола?

— Газовое моторное топливо — сейчас единственная полноценная альтернатива бензину. Водород, электричество, этанол для этого слишком дороги. Более того, КПГ и СУГ позволяют автолюбителям существенно экономить на топливе и идеально подходят для общественного транспорта. По большинству характеристик газ, особенно метан (КПГ), превосходит и бензин, и дизель.

— В чем привлекательность продвижения газового топлива для компании, которая занимается реализацией нефтепродуктов?

— Развитие альтернативных видов топлива — это дополнительная возможность для диверсификации производства и рисков. Реализация газа на АЗС сети «Газпромнефть» позволит привлечь новых клиентов и решить ряд других важных для компании задач. Сегодня рынок газового моторного топлива в России развит слабо, и у нас есть возможность стать в этом секторе первопроходцами. Кроме того, миссия нашей компании — предоставление потребителям энергоресурсов высокого качества, а не только нефтепродуктов.

— Сколько в настоящий момент у компании станций, реализующих газ, где они расположены и какой формат у этих станций?

— Через розничную сеть АЗС «Газпромнефть» СУГ реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. Сейчас в России работает 89 наших станций, где можно заправить автомобиль газом. 85 станций реализуют СУГ, 4 — КПГ.

— Насколько безопасно использование КПГ в качестве моторного топлива на транспорте? Что произойдет в случае чрезвычайной ситуации?

— Ездить на КПГ значительно безопаснее, чем на бензине. Резервуар для КПГ изготовлен с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 кгс/см2. То есть даже при очень серьезной аварии взрыва не произойдет. Кроме того, на случай повреждения отводящего газ к двигателю газопровода арматура баллона снабжена автоматическим устройством, устраняющим утечку газа.

— Могут ли ваши клиенты рассчитывать на какие-либо бонусы при переводе автомобиля на газовое топливо?

— Сейчас мы формируем план проведения маркетинговых акций, чтобы стимулировать переоборудование автотранспорта, разрабатываем предложения для клиентов в рамках программы лояльности, а также в рамках партнерских программ с автопроизводителями и банками. Возможно, мы будем предоставлять скидки на переоборудование автомобилей на КПГ владельцам бонусных карт «Нам по пути». Также компания прорабатывает вопрос сотрудничества с крупными коммерческими перевозчиками, обсуждает возможность поддержки транспортных компаний, заинтересованных в переоборудовании своего автопарка на метан.

— Кто основной потребитель газового топлива на ваших станциях?

— По данным на декабрь 2012 года основными потребителями газомоторного топлива являются физические лица — на них приходится 82% объема реализации, корпоративные клиенты покупают 18% метана. На сегодняшний день КПГ заправляются в основном муниципальные и крупные коммерческие организации, пассажирские и грузовые предприятия, спецтехника и сельскохозяйственная техника. СУГ используют в основном физические лица, а также коммерческие предприятия — он более знаком потребителям и возможность переоборудования автомобилей широко доступна.

— Насколько дорого переоборудовать автомобиль на СУГ и КПГ?

— В среднем переоборудование для работы на КПГ легкового автомобиля стоит примерно 50 тыс. рублей, а стоимость переоборудования для работы на СУГ в два раза дешевле.

— В каких странах использование КПГ в качестве моторного топлива получило наибольшее развитие? Сколько всего автомобилей в мире ездят на этом виде топлива?

— Использование природного газа в качестве моторного топлива активно развивается в мире и в настоящее время осуществляется более чем в 80 странах. Наибольшее развитие рынок КПГ получил в странах Южной Америки и Южной Азии. Среди европейских лидеров — Италия, быстро развивается рынок Германии. Среди мировых лидеров — Пакистан, Иран, Аргентина, Бразилия, Индия.

Всего в мире насчитывается 14,7 млн автомобилей на КПГ, что составляет 1,5% мирового парка автотранспорта, и 20,7 тыс. АГНКС — станций, где можно заправиться КПГ. Россия же занимает лишь 20-е место в мире по парку автомобилей на метане.

Среднегодовой рост парка автомобильной техники на природном газе составляет 26%. Существует более 180 моделей газовых автомобилей ведущих мировых автопроизводителей: Audi, BMW, Cadillac, Ford, MercedesBenz, Chrysler, Honda, Kia, Toyota, Volkswagen. Среди российских производителей — ЛИАЗ, ПАЗ, КАМАЗ, автобусы НЕФA3, модель Лада Приора.

— Если у газового топлива действительно столько преимуществ, планируете ли вы приобретение или перевод служебного транспорта на газ?

— В нашей компании уже эксплуатируются несколько автомобилей на КПГ — микроавтобус и легковые машины. В планах максимально переоборудовать парк служебных автомобилей на газомоторное топливо.

— С 1 января 2013 года все столичные АЗС должны продавать топливо экологического стандарта не ниже Евро-4. Какой стандарт топлива сейчас на московских АЗС «Газпромнефть»? Когда компания планирует полностью перейти на стандарт Евро-5 в Москве и в других регионах России?

— Топливо не ниже Евро-4 сеть АЗС в Московском регионе реализует с апреля 2012 года, после перехода Московского НПЗ на выпуск топлива данного стандарта. Нефтепродукты, которые поступают с других НПЗ «Газпром нефти» — Ярославского и Омского заводов, соответствуют стандарту Евро-5. Полностью на Евро-5 мы перейдем к середине 2013 года, когда завод станет производить топливо только этого экологического класса.

— Чем качественнее бензин, тем он безопаснее по отношению к окружающей среде. Как компания обеспечивает качество топлива?

— Топливо, которое продается на АЗС «Газпромнефть», соответствует международным экологическим стандартам и поступает напрямую с собственных НПЗ «Газпром нефти» — Московского, Ярославского и Омского. Таким образом, мы имеем возможность контролировать качество по всей цепочке: от производства нефтепродуктов до реализации конечному потребителю. Для обеспечения контроля и качества топлива во всех точках отгрузки продукта у нас есть стационарные лаборатории. Существуют также мобильные лаборатории, которые по требованию клиента и в его присутствии могут произвести анализ плотности, выявить отсутствие в пробе воды, механических примесей.

— Что является для вас приоритетом: качественный или количественный рост?

— Я не могу выделить какое-либо направление — мы активно работаем и на качество, и на количество. «Газпром нефть» стремится увеличить как эффективность работы каждой отдельной АЗС, так и их количество в целом.

— Расскажите о планах «Газпром нефти» на 2013 год. В частности, сколько новых АЗС вы планируете открыть? Какие регионы являются для вас приоритетными? Какие проекты планируете реализовать в ближайшее время?

— Одной из глобальных задач для сбытового блока «Газпром нефти» станет реконструкция приобретенных активов — сетей МТК, Моснефтепродукт, Коримос. На это уйдет большая часть инвестиций. Предстоит огромная работа по интеграции данных активов в сеть АЗС «Газпромнефть», что сделает наше присутствие в Москве значительно заметнее. Помимо этого для нас является важным развитие Северо-Западного региона и развитие сети в Казахстане, где мы также планируем расширение.

Мы продолжим развивать проект G-Drive Racing и планируем расширение линейки брендированных топлив и продуктов под собственными брендами.

С целью увеличения потребления КПГ в качестве моторного топлива в 2013 году мы продолжим развитие многотопливных автозаправочных комплексов и планируем открыть МАЗК в Центральном и Северо-Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М10 и М1.