Сеть АЗС «Газпромнефть»

Увеличить Интервью директора по региональным продажам «Газпром нефти» Александра Крылова.

Журнал «Газпром» ссылка откроется в новом окне

— Как развивается заправочная сеть «Газпромнефть» на российском рынке?

— Скажу без преувеличения, что на текущий момент наша компания управляет одной из наиболее эффективных и развитых сбытовых сетей в России. За прошлый год «Газпром нефть» стала крупнейшим поставщиком светлых нефтепродуктов на отечественном рынке, заняв долю в 21,6 %. Одно из ключевых направлений работы компании — развитие розничной сети АЗС «Газпромнефть», которая насчитывает 1,3 тыс. станций в России и СНГ.

Недавно глобальная информационная и исследовательская компания Nielsen провела опрос нескольких тысяч автомобилистов в десятках городов России. Четверть респондентов, отвечая на вопрос «Какая ваша любимая АЗС?», назвали «Газпромнефть», и это самый высокий результат среди всех сетей. О доверии потребителей к бренду говорит и число клиентов, участвующих в бонусной программе «Нам по пути» — их уже 3,3 млн.

Об успехе развития сети свидетельствуют не только результаты различных исследований, но и значительный рост продаж сети АЗС, который за последний год по России составил 34 % и достиг 6,6 млн т. Другие производственные показатели также выросли. Продажи бензина достигли 4 млн т, а дизтоплива — 2,4 млн т, то есть увеличились на 26 % и 51 % соответственно.

В результате мы практически достигли стратегических целей 2020 года уже к концу 2012 года, и перед нами встал вопрос о пересмотре стратегии. Ранее мы были нацелены на наращивание масштабов бизнеса и построение сильного бренда сети АЗС «Газпромнефть». Эта фаза уже пройдена. В основе новой стратегии лежит рост эффективности каждой отдельной АЗС и сети в целом. Для достижения новых амбициозных целей был разработан проект реорганизации сбытового бизнеса компании.

— Расскажите о проекте реорганизации и его целях подробнее...

— Реорганизация уже началась и предполагает разделение оптового и розничного бизнеса. Вместо сбытовых предприятий, зарегистрированных по территориальному признаку, появились восемь дочерних компаний. Каждая из них отвечает не за регион, а за вид бизнеса: оптовые либо розничные продажи, контроль качества, транспортировку, хранение топлива, обслуживание корпоративных клиентов.

Главная цель реорганизации — повысить эффективность продаж и корпоративного управления. Мы планируем достичь этого эффекта за счет упрощения и укрупнения структуры продаж. Кроме того, финансовые результаты и эффективность каждого вида бизнеса будет проще отследить. Разделение опта и розницы также соответствует инициативам ФАС, и «Газпром нефть» первой из нефтяных компаний проводит такую реорганизацию. В итоге мы планируем достичь еще более высоких результатов как в сети АЗС «Газпромнефть», так и в оптовом бизнесе.

— Как будет устроена новая структура?

— Для управления оптовыми продажами «Газпром нефть» зарегистрировала в Санкт-Петербурге ООО «Газпромнефть-Региональные продажи». У этой компании есть четыре филиала-кластера: центральный в Москве, уральский в Тюмени, западно-сибирский в Омске и восточно-сибирский в Кемерове. «Газпромнефть-Региональные продажи» занимается продажей нефтепродуктов мелкооптовым клиентам и региональной логистикой. Центральный оптовый кластер стал пилотным и начал работу в апреле 2013 года. Уральский и сибирские кластеры начали операционную деятельность с 1 июня 2013 года.

Реорганизация розничных продаж началась в июне 2013 года с объединения предприятий нефтепродуктообеспечения в три кластера: центральный в Санкт-Петербурге, уральский в Екатеринбурге и сибирский в Новосибирске. Таким образом, розничными продажами по всей стране, а значит, и сетью АЗС «Газпромнефть» будут управлять всего три предприятия: «Газпромнефть-Северо-Запад», «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Новосибирск». Для клиентов сети АЗС «Газпромнефть» реорганизация пройдет незаметно — изменится только название предприятия на кассовом чеке.

— Ребрендинг станций завершен?

— Практически все наши АЗС уже приведены к единому розничному бренду «Газпромнефть». Всего в России с 2009 по 2012 год мы построили 95, реконструировали 255 и ребрендировали 462 АЗС. В этом году мы продолжаем реконструкцию приобретенных в столице сетей, ранее работавших под брендами МТК, «Моснефтепродукт», «Коримос», и планируем завершить ее до конца 2015 года. Всего мы реконструируем 68 АЗС, из которых 33 начнут работать как автоматические, то есть без постоянного присутствия персонала.

Не только вывеска

— Важно, что дело не ограничивается просто сменой вывески. На всех новых АЗС «Газпромнефть» устанавливается современное технологическое оборудование, которое позволяет обеспечить высокий уровень экологической и промышленной безопасности. На станциях мы контролируем качество воздуха и состояние почвы. Они оснащены автоматическими системами пожарной сигнализации и пожаротушения, очистными сооружениями ливневой канализации, системами рекуперации паров, двустенными резервуарами, не допускающими попадания нефтепродуктов в грунт.

— Как развивается заправочная сеть в странах СНГ?

— Наши АЗС работают в Таджикистане, Украине, Кыргызстане, Казахстане и Беларуси. Каждый рынок индивидуален. Например, в Киргизии завершилось формирование сети (эксплуатируется 116 станций под брендом «Газпромнефть»), и мы максимально сосредоточились на повышении уровня сервиса и качества услуг. Активно развивается сеть в Казахстане. В этой стране приобретена и построена 41 станция. В Таджикистане у нас работает 25 заправок, в Беларуси — 40. В этих странах количество АЗС также вырастет.

В прошлом году мы вышли на украинский розничный рынок нефтепродуктов, используя схему франчайзинга. Сейчас на трассе Киев—Одесса работают четыре АЗС под брендом «Газпромнефть», которые соответствуют единым стандартам и требованиям нашей сети. Наши специалисты регулярно проверяют качество топлива и уровень обслуживания на украинских АЗС «Газпромнефть». При этом мы изучаем возможность создания собственного сбытового предприятия и собственной сети заправок в этой стране.

Сопутствующий бизнес

— Кстати, если говорить о развитии сети, то хотелось бы узнать, насколько успешен вывод на рынок сопутствующей продукции?

— Если говорить в целом, то выпуск товаров под собственной торговой маркой и продажа их на АЗС — это одна из важных тенденций развития сопутствующего бизнеса. Такие товары становятся инструментом продвижения розничных брендов. В то же время компания может строго контролировать их качество, обеспечивать постоянное наличие в магазинах и оптимальные розничные цены.

«Газпром нефть» выпускает товары под двумя собственными торговыми марками — «Сеть АЗС «Газпромнефть» и бренда премиального топлива G-Drive. При этом я хочу особо подчеркнуть, что «Газпром нефть» разработала стратегию, согласно которой продажа сопутствующих товаров на заправках не только сделает сеть АЗС более привлекательной для клиентов, но и станет эффективным розничным бизнесом. К 2020 году доля продаж нетопливных товаров и услуг должна вырасти в несколько раз, а доход от сопутствующего бизнеса — покрыть значительную часть операционных затрат розницы. Основания для такой стратегии есть: в 2011 году выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг на АЗС «Газпромнефть» в России увеличилась на65%, в 2012 году— еще на 49%.

Топливо

— Насколько успешно продвигаете брендированное топливо?

— Сегодня бензин премиум-класса G-Drive 95 реализуется по всей России. На тех АЗС, где он продается, его доля в продажах 95.го бензина составляет 30 %. Высокие результаты продвижения этого топлива позволили нам вывести на рынок G-Drive с октановым числом 98. Его продажи стартовали в марте 2013 года в Екатеринбурге и Свердловской области. Также в этом году торговая марка премиального топлива G-Drive получила премию «Бренд года/EFFIE.2012», которой награждаются наиболее успешные проекты в области создания и продвижения брендов в своих продуктовых категориях. Еще одним важным этапом продвижения топлива G-Drive стало заключение соглашения о стратегическом партнерстве с Nissan. Для нас это было важным решением, по итогам которого «Газпром нефть» стала эксклюзивным поставщиком топлива G-Drive для первой заправки автомобилей Nissan. Только за год мы заправим топливом нового поколения порядка 50 тыс. машин, произведенных на заводе в Санкт-Петербурге, причем, открыв бензобак, владелец сразу увидит наклейку «Nissan рекомендует топливо G-Drive».

— Каков объем реализации газомоторных топлив в 2012 году? И сколько в настоящий момент у компании станций, реализующих газ?

— Сжиженного углеводородного газа (СУГ) — более 93 тыс. т, а компримированного природного газа (КПГ) — около 8 тыс. т. Сейчас в России доля потребления СУГ и КПГ в структуре моторных топлив относительно небольшая и не превышает 4 %.

В перспективе до 2020 года потребление СУГ может расти примерно теми же темпами, что и потребление жидкого моторного топлива. Что касается КПГ, то основной потенциал его потребления сосредоточен в крупных мегаполисах, особенно в Москве и Петербурге. Потребление КПГ к 2020 году может вырасти в 10 раз от текущего уровня, то есть примерно до 4 млрд куб. м в год.

Через сеть АЗС «Газпромнефть» СУГ реализуется в Московской, Тверской, Нижегородской, Омской, Свердловской, Кемеровской, Новосибирской областях, на юге Тюменской области, в Северо-Западном регионе и Краснодарском крае. На 89 наших станциях можно заправить автомобиль газом. 85 станций продают СУГ и 4 — КПГ. Мы планируем вводить в эксплуатацию многотопливные автозаправочные комплексы (МАЗК) — с бензином, дизелем и газомоторным топливом. Первый такой МАЗК «Газпромнефть» открылся в конце 2012 года в Санкт-Петербурге. Еще несколько МАЗК откроются в Центральном и Северо-Западном регионах, в том числе вдоль федеральных трасс М1 и М10.

Беседу вел Александр Фролов