Работа в компании «Газпром нефть»: открытость к новым возможностям

Интервью начальника департамента по работе с персоналом «Газпром нефти» Владимира Химаныча.

planetahr.ru

Увеличить

«Газпром нефть» — это вертикально-интегрированная нефтяная компания, ведущая свой бизнес на территории России и за ее пределами. Компания активно развивается, поэтому идеальный кандидат для «Газпром нефти» — это соискатель, обладающий опытом и талантом, профессионал в своей области, либо молодой специалист с ярким потенциалом. Подробнее о том, как пройти собеседование, возможностях карьерного роста и качествах, которые ценятся в сотрудниках больше всего, читайте в интервью с начальником департамента по работе с персоналом «Газпром нефти» Владимиром Химанычем.

— Владимир, что представляет собой «Газпром нефть» как работодатель?

— В «Газпром нефти» работают свыше 60 тысяч человек. Это группа компаний, ведущая свой бизнес на территории России и за ее пределами.

В компании существует несколько ключевых направлений, каждое из которых соответствует профилю работы ее сотрудников. Первый профиль — разведка и добыча нефти. Второй — все, что связано с переработкой, логистикой и транспортировкой. Третья большая группа — сбыт и автозаправочные станции. Ну и, естественно, корпоративные функции.

«Газпром нефть» сегодня — это динамичная, активно развивающаяся компания, один из лидеров отрасли. В компании принята долгосрочная стратегия, устанавливающая целевые показатели роста по основным направлениям деятельности. Горизонт планирования — 2025 год.

— А каковы планы в области HR-деятельности?

— Первое направление в работе с персоналом — рост эффективности труда, который позволит нам входить в число лидеров российского рынка по производительности. Второе направление — управление знаниями и компетенциями сотрудников. Здесь мы говорим как о традиционных, так и новых компетенциях, связанных с международным бизнесом компании. Третье направление — управление численностью организации, стратегия по подбору персонала. Компания, которая растет на таком конкурентном рынке как российский, нуждается в четкой стратегии по продвижению собственных сотрудников, по их ротации для работы на различных проектах внутри группы компаний, по нахождению ценных кадров на рынке. Также я бы выделил внутреннюю стратегию по управлению качеством деятельности службы персонала, потому что мы не можем работать в отрыве от бизнеса.

— Выходит, российский рынок труда конкурентен и для «Газпром нефти»?

— Мы уже сегодня рассматриваем кадровые задачи, ориентируясь на средне- и долгосрочную перспективу. Мы хотим быть лучшим работодателем в России, а также набирать лучших из лучших. А конкуренция за подбор лучших из лучших всегда жесткая, даже среди лидеров. Здесь важно не почивать на лаврах, а говорить себе каждый день, что нужно сделать что-то новое, то, что не делают конкуренты и чего не знает рынок. Это позволит быть в авангарде. Те, кандидаты, которым импонирует такая философия, — безусловно, талантливые и амбициозные люди. Их мы и хотим видеть в компании.

— Известно, что корпоративный центр компании находится в Санкт-Петербурге. А в каких еще регионах и странах работает компания?

— Основной бизнес компании сегодня сосредоточен в России — для нас это ключевой и основной рынок. Именно поэтому мы всегда позиционировались как российская компания. Если говорить о международных активах, то эти направления сегодня активно развиваются, мы участвуем в ряде зарубежных проектов. Самый крупный зарубежный актив, представляющий собой вертикально-интегрированную нефтяную компанию, лидера местного рынка, находится в Сербии. «Газпром нефть» также развивает добычные проекты в Ираке и Венесуэле. В разработке находится масса проектов.

— В каких соискателях заинтересована сегодня компания «Газпром нефть»? Кто в вашем представлении подпадает под понятие «лучший кандидат»?

— Действительно, многие компании задают себе вопрос: «Кто же для нас является лучшим кандидатом?». С нашей точки зрения, это соискатель, который обладает талантом и профессионализмом в своей области. Бизнес, такой как у нас, предполагает либо наличие глубокой профессиональной экспертизы, либо — если речь идет о молодом специалисте — имеет яркий потенциал, который позволит быстро использовать свой профессиональный арсенал. Здесь не имеет значения, о каком из направлений деятельности компании мы говорим. И мы всегда смотрим на те достижения, которые есть у человека. Другое дело — молодые специалисты, которые в силу возраста пока не имеют подтвержденного длительного опыта работы. Поэтому здесь включаются другие признаки, которые мы выявляем на этапе интервью по компетенциям, когда оцениваем потенциал человека и его готовность к быстрому и динамичному развитию. Нам нужны мобильные люди, которые строят свою карьеру без привязки к какой-то локации.

— Что именно следует понимать под мобильностью? Приведите пример.

— Такая мобильность компании была подтверждена переездом «Газпром нефти» из Москвы в Санкт-Петербург. Это произошло два года назад, когда большая структура переехала в северную столицу. Основной костяк сотрудников переехал вместе с компанией. Такой настрой работника мы считаем правильным: наши люди смотрят не на работу в Москве или Санкт-Петербурге, а на карьеру в компании, обладающей потенциалом и интересными возможностями, которые реализуются вне контекста какого-то конкретного местонахождения.

— Насколько трудно пройти конкурсный отбор при приеме на работу? Из каких этапов он состоит?

— Не стоит забывать, что собеседование — это выбор двух сторон. Компания выбирает кандидата, а кандидат — компанию. Собеседования проводят менеджеры и специалисты, которые являются экспертами в своей области или в области HR. Единственный вопрос, на который должен ответить себе каждый человек, идущий на интервью в компанию: «Насколько мне интересна эта индустрия?». Интерес к индустрии нефти и газа принципиально важен для нас. Значительный фактор, влияющий на принятие решения с нашей стороны, — это и то, насколько заметно стремление соискателя к развитию собственной карьеры. Тот, кто не вполне уверен, что ему будет интересно работать в нашей индустрии, наверное, является не самым сильным кандидатом. Все остальные качества, такие как наличие примеров реализации собственных идей, решение сложных задач, умение работать в коллективе, являются теми компетенциями, которые обеспечивают успех в любом бизнесе.

— Какие перспективы открываются перед сотрудниками компании? Дайте совет, как построить свою карьеру в компании «Газпром нефть».

— Не нужно бояться пробовать что-то новое и идти на риск. Самые успешные карьеры складываются тогда, когда люди ломают устоявшиеся шаблоны и стереотипы и решаются на сложный переезд, сложную работу, к которой чувствуют себя внутри не совсем готовыми. Мы, конечно, планируем карьерный рост наших сотрудников, но при этом не стоит забывать, что наша карьера — в наших собственных руках. Никто за тебя ничего не решит.

— Расскажите о корпоративной культуре компании.

— Я хорошо помню свое первое впечатление после устройства на работу в компанию. Мне очень понравились дружелюбные отношения между сотрудниками, то, что здесь прислушиваются к мнению другого человека, все его предложения учитываются и тщательно прорабатываются. Я почувствовал атмосферу открытости и доверия, желание сотрудников помочь влиться в компанию. Все мы часто вспоминаем свой опыт интеграции на новой работе. Мой опыт в «Газпром нефти» был очень позитивным — мне все помогали и были очень рады видеть в команде.

Вторая вещь, которая бросается в глаза — здесь действительно работают фанаты своего дела, фанаты индустрии. Многие сотрудники — из семейных династий нефтяников, еще их родители и деды занимались нефтью и газом. Это история развития индустрии в нашей стране. Это тоже черта корпоративной культуры.

Подытожу: корпоративная культура в компании — это открытость к новым возможностям и людям, интерес к индустрии и желание максимально интегрироваться в компанию.

— У многих соискателей компания «Газпром нефть» ассоциируется с социальными проектами, которые она реализует. Расскажите, пожалуйста, о них немного подробнее.

— Есть формальные и неформальные социальные проекты. Формальные — это поддержка спортивных школ и спонсорская помощь спортивным клубам. Мне особенно импонирует то, что «Газпром нефть» поддерживает детские хоккейные клубы. Мне посчастливилось побывать на организуемом компанией ежегодно «Кубке Газпром нефти», проходившем в Омске. Это было потрясающее зрелище: я увидел ребят школьного возраста, приехавших на чемпионат со всей России и из стран бывшего СССР. Я уверен, что в будущем они станут чемпионами. Не секрет, что программы поддержки детского спорта в России развиты не так, как хотелось бы. Дети с такой энергией занимаются спортом, и я часто думаю: «Если бы каждая компания хоть немного уделяла внимание этим вопросам, как бы изменился этот мир».

Неформальная социальная помощь — это те проекты, в которых сотрудники участвуют добровольно. Здесь я бы выделил различного рода инициативы, например волонтерство: сотрудники «Газпром нефти» сами ездят в детские дома и помогают детям.

— В заключение дайте совет соискателям, которые заинтересованы в работе в компании «Газпром нефть».

— Людям, которые размышляют о возможности работы в нашей компании, стоит задуматься об индустрии, в которой они хотят развиваться. Мой совет: постарайтесь понять специфику той компании, о работе в которой мечтаете. Почитайте о ней в Интернете, поговорите с ее сотрудниками. Если есть возможность, приезжайте в офис, чтобы посмотреть на жизнь компании изнутри. После этого вы поймете: хотите или не хотите здесь работать. Подходите к планированию своей карьеры очень осознанно и продуманно и не полагайтесь на волю случая.

Мне очень близок принцип, который я сформулировал бы так: «Не бойтесь пробовать!». Поясню: часто мы не делаем какие-то вещи, потому что думаем, что это невозможно. И это становится психологическим барьером для наших действий. Старайтесь снимать с себя этот барьер и подходить к решению любой задачи с позиции, что все возможно. И тогда многие вещи становятся простыми!