Выше только небо

Журнал «Газпром»

Интервью генерального директора «Газпромнефть-Аэро» Владимира Егорова

Журнал «Газпром» Владимир Егоров

На вопросы журнала отвечает генеральный директор ЗАО «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров.

— Владимир Егорович, давайте начнем с производственных итогов.

— За первые девять месяцев 2014 года мы заправили «в крыло» свыше 2 млн т авиакеросина — почти столько же, сколько за весь 2013 год. Общий объем реализации за три первых квартала — 2,9 млн т. Иначе говоря, доля розницы составила порядка 70 %. Ее объем растет, что свидетельствует о повышении качества наших услуг и росте доверия со стороны российских и иностранных партнеров. По итогам года мы прогнозируем заправить «в крыло» более 2,6 млн т, а общий объем реализации превысит 3,6 млн т.

— За счет чего вы перекрыли показатели прошлого года?

— За счет серьезной работы менеджмента. Мы продолжаем тесное партнерство с российскими и зарубежными авиакомпаниями, аэропортами и подписываем новые контракты. Так, мы приступили к заправкам в Домодедово национального авиаперевозчика Индии — компании Air India (с 1 июля 2014 года). Заключили соглашение о сотрудничестве с авиакомпанией Flydubai (ОАЭ) — это для нас уже четвертый авиаперевозчик из стран Персидского залива, самолеты которого мы заправляем в Москве. Поставки топлива также осуществляются для регулярных рейсов Emirates, Qatar Airways и Etihad Airways. Сегодня в российских аэропортах по прямым договорам и через дочерние предприятия мы заправляем более 75 иностранных авиакомпаний.

В текущем году мы существенно расширили географию сотрудничества с группой компаний «Аэрофлот». Начали заправку рейсов в Домодедово, Томске, Орске и Воронеже. В 2014 году нашим новым партнером стали «Саратовские авиалинии», выполняющие полеты по региональным маршрутам. Начались заправки чартерного авиаперевозчика «Роял Флайт». Вот все эти шаги и привели к росту продаж.

— Если говорить о группе компаний «Аэрофлот», работаете ли вы с их лоукостером?

— Да, мы работаем в этом направлении.

— А как развивается ваша работа за рубежом?

— За 10 месяцев 2014 года за рубежом поставлено свыше 230 тыс. т авиакеросина. Прирост здесь оказался еще более значительным, чем на внутреннем рынке, — 46 % (157 тыс. т). Основным фактором такого прогресса стало укрепление сотрудничества с крупнейшими российскими авиакомпаниями: мы продолжаем расширять зарубежную сеть их заправок, а кроме того, частично состоялись тендеры на следующий год. Мы также наращиваем объемы заправок в зарубежных аэропортах национального латвийского авиаперевозчика AirBaltic. Проект сам по себе уникальный — заправлять иностранную компанию вне России. И я рад, что наши партнеры видят в такой схеме ощутимые преимущества для себя.

В целом мы увеличили географию присутствия за рубежом примерно до 150 аэропортов (прирост за 2014 год — более 20). Согласно прогнозам, по итогам текущего года объем заграничных заправок вырастет на 30 %, достигнув показателя в 285 тыс. т.

В этом году мы подписали соглашение о стратегическом партнерстве с компанией Shell Aviation. Оно дает нам возможность еще на 1,5 тыс. аэропортов мира увеличить количество мест, где мы сможем осуществлять заправки. Это отличный потенциал.

— А в чем выгода для Shell Aviation?

— Мы предоставили им аналогичную возможность по заправке на наших топливозаправочных комплексах.

— А не изменилось ли направление развития за рубежом?

— В текущем году мы актуализировали стратегию развития до 2025 года. Изменились количественные показатели: запланировано увеличение общих объемов продаж авиакеросина до 5,6 млн т, что на 6 % выше показателей, утвержденных в 2012 году. Объем реализации авиатоплива «в крыло» к 2025 году достигнет 4,5 млн т. Такой рост связан с планируемым увеличением производства авиатоплива на предприятиях «Газпром нефти».

Что касается географии, то в соответствии с утвержденной стратегией мы планируем расширить бизнес в странах Азиатско-Тихоокеанского региона и Ближнего Востока, но одновременно продолжим и освоение авиатопливного рынка Европы.

— Интересен ли вам Китай?

— Да. Мы стремимся к тому, чтобы поставлять топливо на рынок этой страны. Особенно перспективен для нас аэропорт Урумчи. Но еще больше нас интересуют сейчас страны Центральной Азии. А в целом мы рассматриваем все направления, куда летают российские авиакомпании.

В России приоритетными направлениями остаются Поволжский регион, Западная и Восточная Сибирь. Фактически это те регионы, которые прилегают к перерабатывающим заводам «Газпром нефти».

— А мощности в Сербии работают на экспорт?

— Нет, в Европу идут продукты с наших российских заводов. Авиакеросин, который производит NIS, практически полностью потребляется на внутреннем рынке Сербии. На случай профицита действуют экспортные контракты, и излишек вывозится в близлежащие страны. Но это незначительные объемы.

Возвращаясь к стратегии, отмечу, что к 2025 году общее количество собственных топливозаправочных комплексов (ТЗК) компании должно возрасти до 52 единиц (сегодня их 40).

В этом году мы создали совместное предприятие с аэропортом Омска, выкупив 50 % доли местного топливозаправочного комплекса. Также в этом году мы подписали соглашение с Управляющей компанией «Аэропорты регионов» («Ренова») по строительству ТЗК производительностью 20 тыс. т в год в новом международном аэропорту Саратов‑Центральный. Он строится к чемпионату мира по футболу 2018 года. К строительству ТЗК планируем приступить в следующем году. Старый аэропорт в Саратове будет закрыт — он находится в черте города: такое расположение аэропорта не позволяет ему принимать крупнотоннажные воздушные суда.

Планируем построить собственный ТЗК в международном гражданском аэропорту Читы (Кадала). Сейчас ведем отбор подрядчиков на проектирование объекта. Строительство планируем начать в следующем году, а в эксплуатацию аэропорт введем в 2017‑м.

— Планируете развивать Дальний Восток?

— Надо быть реалистами. Наше самое восточное предприятие — это Омский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), и везти оттуда топливо на Дальний Восток нерентабельно. Крайняя точка для нас — Чита.

— Как развивается ваш проект с Министерством обороны?

— Мы осуществляем работу на аэродромах Минобороны РФ, выполняя возложенные на нас обязательства по своевременному авиатопливообеспечению и модернизации производственных комплексов. Строятся ТЗС, современные лаборатории для анализа качества авиа-ГСМ, закупаются новые топливозаправщики.

— А влияет ли на вашу деятельность сезонность спроса?

— Последние три года сезонности мы практически не наблюдаем. Люди стали летать больше, показатель подвижности населения растет на 10–12 % в год (как, кстати, и в некоторых азиатских странах). В Европе — 2–3 %. Это по 2013 году.

— А 2014‑й?

— Пока рано подводить итоги. Но за первые девять месяцев было перевезено больше пассажиров, чем за тот же период прошлого года. Растут в основном внутренние пассажирские перевозки. Внешние тоже увеличиваются, но меньше. Грузопоток практически не растет. Появляются новые маршруты, восстанавливается региональная сеть. Сейчас мы прорабатываем возможность участия в проекте по производству авиационного бензина. Сегодня этот вид топлива, необходимый малой авиации, на 100 % импортируется.

— Какими заправщиками вы пользуетесь?

— У нас на российском рынке нет ни одного топливозаправщика иностранного производства. Покупаем их у компании «Авиатехнологии» из города Ступино. Это собственное производство (только шасси изготавливается в Калуге — на заводе Volvo, а также покупаются насосы), оно адаптировано под потребности заказчика. На сегодняшний день это лучший производитель такого оборудования, а мы являемся крупнейшим его потребителем.

— Как продвигаются ваши образовательные проекты?

— Совместно с Объединенной группой по качеству авиатоплив (IFQP) IATA в октябре мы уже в шестой раз провели тренинг по авиатопливообеспечению (АТО) аэропортов на базе нашего ТЗК в Новосибирске, в международном аэропорту Толмачево. Это единственное в России мероприятие для подготовки экспертов международного уровня по заправке авиатопливом, а тренинг-площадка в Новосибирске — одна из четырех в мире, сертифицированных IATA для проведения подобного обучения.

Особое внимание мы уделяем повышению квалификации наших производственных специалистов. На базе Ульяновского высшего авиационного училища создан образовательный центр, позволяющий на постоянной основе готовить специалистов «Газпромнефть-Аэро» по АТО. Разработаны специализированные обучающие программы, создана современная практическая база. Ежегодно обучение в центре проходят более 100 специалистов группы компаний.

— Какие планы на 2014 год?

— По итогам 2014 года мы планируем поставить свыше 450 тыс. т авиакеросина для рейсов иностранных авиакомпаний в России, что более чем вдвое превосходит показатели 2013 года. Мы работаем над рядом новых зарубежных проектов. Иными словами, будем двигаться вперед.