Самое главное, что дает новый закон — активное вовлечение бизнеса в процесс стандартизации

Журнал «Сибирская нефть»
Николай Карпов

Интервью начальника департамента совершенствования операционной деятельности НПЗ «Газпром нефти» Николая Карпова

Журнал «Сибирская нефть»

Уже давно доказано, что стандартизация — основа правильно организованного экономического процесса, причем это касается всей цепи — от организации производства до конечного результата, в случае нефтяной отрасли — выпуска продукта с жестко оговоренным качеством. В прошлом году произошло крайне значимое событие для российской национальной системы стандартизации: теперь ее функционирование и развитие регулируется отдельным федеральным законом — № 162‑ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». О том, что меняется для бизнеса с принятием этого документа, корреспонденту «Сибирской нефти» рассказал начальник департамента совершенствования операционной деятельности НПЗ «Газпром нефти» Николай Карпов

— Каким образом до появления закона «О стандартизации» регулировалась эта сфера?

— Существовал единый закон о техническом регулировании, который охватывал в том числе и сферу стандартизации. Но это отдельный, очень важный и серьезный пласт вопросов, который в таком виде оказывался фактически выпавшим, второстепенным элементом. На соответствующем уровне в итоге оказывалось и само развитие системы стандартизации в стране. Функции техрегулирования, стандартизации разделены на законодательном уровне.

— Что дает такая специализация?

— Как и любой другой закон, 162-й ФЗ призван расставить все точки над i в четко определенной сфере. В которой, объективно, белых пятен немало. Главная заявленная цель — проведение единой государственной политики в сфере стандартизации. А в числе задач, которые предполагается решить с помощью закона, разработчики называют и улучшение качества работы отраслей, и качества продукции, и обеспечение условий для развития экспорта товаров, отвечающих требованиям мирового рынка, и рациональное использование ресурсов. Насколько в итоге совпадут ожидания и реальность, конечно, покажет время.

— Закон — это основополагающий документ, чего вы ждете от его появления с точки зрения развития бизнеса «Газпром нефти»?

— Разумеется, все изменения мы рассматриваем с точки зрения нашего бизнеса — производства нефтепродуктов. Ведь все они выпускаются по ГОСТам, по нормативным документам, и для нас крайне важно понимать, какие изменения вносятся в тот или иной стандарт, зачем это делается, может ли наше производство обеспечивать необходимые характеристики. И в этой связи самое главное, что, на наш взгляд, дает новый закон — это активное вовлечение бизнеса в процесс стандартизации.

— Каким образом? А сейчас этого не происходит?

— Конечно, мы участвуем в обсуждении новых нормативных документов. Мы собираем отзывы с заводов, высказываем свое мнение, формируем отзывы, а дальше просто получаем информацию о том, что наши замечания приняты или отклонены. Без объяснения причин, по которым это произошло, без обратной связи, без комментариев от разработчиков. Новый закон активизирует, а во многом реанимирует работу Технических комитетов по стандартизации, которые в свое время создавались для того, чтобы разрабатывать нормативные документы системы стандартизации с привлечением всех заинтересованных сторон. Именно в рамках ТК мы можем принимать участие в обсуждении стандартов, задавать вопросы и, самое главное, получать на них ответы. В работе главного профильного для нас ТК 023 «Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа» — сейчас это МТК 523 — в настоящее время участвуют сразу трое специалистов дирекции нефтепереработки. Более того, если у нас есть заинтересованность в появлении того или иного нормативного документа, мы будем спонсировать этот процесс.

— Что именно спонсировать и кто это делал раньше?

— Разработка стандарта — это исследования, экспертиза. В Европе страны тратят на это десятки миллионов евро в год. У нас же уровень финансирования был, что называется, «рубль на документ». Деньги шли в большей степени из федерального бюджета. Что, впрочем, вполне объяснимо: зачем бизнесу вкладывать деньги в систему, обслуживавшую в основном государство. А до появления закона так и было. Но бизнес готов участвовать в разработке стандартов, которые обеспечивают ему конкурентное преимущество, позволяют использовать закрепленные в этих документах лучшие практики. Теперь принципы работы технологических комитетов определены на законодательном уровне, и принципы эти учитывают интересы бизнеса.

— Какие еще стороны деятельности компании затрагивают изменения, зафиксированные в ФЗ «О стандартизации»?

— Сейчас очень активно меняется сама система стандартов: в каждой сфере деятельности разрабатываются технические регламенты Европейского экономического союза. В рамках этого процесса дорабатываются российские ГОСТы — теперь они будут приниматься не как ГОСТ Р, а как межгосударственные стандарты, которые будут действовать во всех государствах — членах ТС. Все эти страны входят в сферу наших бизнес-интересов, меняются правила игры и на внутреннем рынке. Кроме того, теперь мы можем впрямую использовать существующие зарубежные стандарты, в том числе и при разработке стандартов компании для внутренних бизнес-процессов, на базе которых впоследствии при необходимости можно создавать и национальные стандарты.

— О каких бизнес-процессах идет речь?

— В этом году мы начинаем масштабную работу по описанию и стандартизации сквозных бизнес-процессов корпоративного центра и НПЗ с высокой степенью детализации — вплоть до уровня конкретного исполнителя. Если нам удастся создать рабочую эффективную систему управления, стандарт на единый бизнес-процесс, почему бы не выйти с инициативой на ТК и не распространить наш опыт на всю нефтепереработку?

— Что предстоит сделать для создания такого стандарта?

— Многое. Например, совсем недавно разбирались с системой документооборота на предприятиях. Как выяснилось, старая министерская инструкция уже не действует, а нового стандарта просто не существует. То есть это серьезный пробел в очень важном для НПЗ процессе ведения учетных записей, вахтовых журналов, журналов распоряжений, журналов качества и т. д. Так что будем погружаться и решать проблему. Это, кстати, важно не только для какого-то отдельно взятого подразделения компании. Стандартизация бизнес-процессов — это работа для всех дирекций и блоков.

— Существуют у компании какие-то победы в сфере стандартизации — то, что уже применяется, приносит компании прибыль?

— Да. По инициативе «Газпром нефти» был разработан и введен новый национальный стандарт ГОСТ Р 55475–2013 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное». Это позволило нам наладить производство и продажу зимнего дизеля, произведенного на наших модернизированных установках гидроочистки, оснащенных блоком депарафинизации, а такая технология позволяет выпускать высококачественное топливо и оптимизировать работу производственного комплекса, сделать его более гибким.

Еще один значимый проект — участие в разработке государственной автоматизированной системы «Нефтеконтроль», предназначенной для учета нефти и нефтепродуктов. Реализация пилотного проекта в периметре «Газпром нефти» была направлена на получение оперативной и достоверной информации о производстве и движении нефти и нефтепродуктов на территориях производственной деятельности компании. Сейчас результаты проекта закрепляются в качестве документов системы стандартизации компании.

— Существуют ли какие-либо актуальные задачи в этом направлении, которые планируется решать в ближайшее время?

— Такие задачи есть всегда. Например, сейчас модернизируется ГОСТ 10227, которым регулируется качество авиационного топлива. Нам поступил запрос от ВНИИ НП и Минэнерго оценить изменения, связанные с адаптацией стандарта к системе стандартизации Таможенного союза. Нас не устроил ряд позиций, мы направили свои предложения разработчикам стандарта, однако пока обратной связи не получили.

Кроме того, не стоит забывать и о роли стандартизации в процессе импортозамещения. Ведь бизнес, разрабатывая требования к необходимому оборудованию, привязывая их к российским нормативным документам, а не к импортным, создает стимул для развития отечественного машиностроения, обслуживающего нефтяную отрасль. И, кстати, именно новый закон «О стандартизации» оговаривает это условие — раньше такого не было. Так что ситуация в сфере стандартизации еще раз доказывает правило: только в партнерстве государства и бизнеса можно достичь наилучших результатов. Без такого партнерства сложно решать актуальные задачи развития экономики, тем более в такое непростое время, как сейчас.

Новый ГОСТ на зимний дизель

1 июля 2014 года был введен в действие новый государственный стандарт на дизельное зимнее и арктическое топливо — ГОСТ Р 55475—2013.Инициаторами разработки нового ГОСТа выступили специалисты «Газпром нефти». Согласно действующему до 2013 года стандарту отбор углеводородных фракций для зимнего дизельного топлива должен был происходить при температурах не выше 340°C. Такое топливо получали путем прямой перегонки нефти. Однако в настоящее время разработан более эффективный способ получения зимнего и арктического дизельных топлив — с помощью каталитической депарафинизации. В этом случае предельная температура выкипания для зимнего топлива будет такой же, как и для летнего: 360°C. Это несоответствие ГОСТу и стало поводом для разработки нового стандарта, который отвечал бы современным технологическим возможностям нефтепереработки. ГОСТ Р 55475 «Топливо дизельное зимнее и арктическое депарафинированное» разрабатывался во ВНИИ НП в течение двух лет. Стандарт и само выпускаемое по новой технологии зимнее дизельное топливо прошли процедуру согласования с крупнейшими производителями автомобильных двигателей — «КамАЗом» и Ярославским моторным заводом.