Битумная диалектика

Журнал ПАО «Газпром»
Дмитрий Орлов

Интервью Генерального директора «Газпром нефть-Битумные материалы» Дмитрия Орлова

Журнал ПАО «Газпром»

Лучше рынка

— Дмитрий Викторович, каким был прошлый год?

— Макроэкономическая ситуация, конечно, отразилась и на нашем бизнесе. Объем финансирования дорожной отрасли в прошлом году сократился, реализация некоторых проектов была перенесена на более поздний срок. Очевидно, что и битумный рынок сужается. По итогам 2015 года зафиксировано, что в целом по стране произошло снижение производства на 10 %, а потребление на внутреннем рынке уменьшилось на 14 %. Если говорить в абсолютных цифрах, то в 2014 году в России объем потребления вплотную приблизился к 6 млн т, а в 2015‑м составил около 5 млн т.

Однако нам удалось не только сохранить свою долю на рынке, но и укрепить позиции. Мы произвели 1,7 млн т битумной продукции — очень близко к уровню 2014 года. Сегодня мы абсолютно конкурентоспособны на рынке — производим высококачественные битумные материалы, имеем широкую линейку продукции, быстро реагируем на изменение конъюнктуры за счет подстройки структуры производства и предоставления уникальных сервисов. К примеру, выпуск премиальных продуктов по итогам прошлого года вырос более чем на 40 % — до 60 тыс. т, двукратно был увеличен объем перевозок брендированным автотранспортом — до 200 тыс. т (на 81 %). В 2015 году запущены новые полностью автоматизированные линии фасовки вяжущих на Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) и Рязанском заводе битумных материалов (РЗБМ).

— Почему ваши результаты лучше среднерыночных?

— Наше преимущество в комплексном подходе, сочетании качественного продукта и полного цикла сопутствующих услуг. Помимо того что используем новейшие производственные технологии, мы предоставляем технологическую экспертизу, организуем фасовку продукции для транспортировки на дальние расстояния, непосредственно доставку, используем удобные банковские инструменты.

Расскажу о новшестве, которое, как мне кажется, наглядно иллюстрирует наш подход. Нередко сталкиваемся с такой ситуацией: под паспортами битумных материалов нашего завода потребителю привозят чужой некачественный продукт. Чтобы гарантировать качество и исключить такие ситуации в дальнейшем, мы разработали и запустили с начала этого года специальный сервис «Контроль качества», доступный как на нашем сайте, так и на мобильных устройствах. С помощью нового приложения потребитель может отследить, на каком заводе «Газпром нефти» продукт был произведен и отгружен, получить информацию о номере партии и пробы, дате, а также обо всех технических характеристиках. Казалось бы, простой сервис, но для российского битумного рынка он уникален. Мы — первая компания, внедрившая подобное решение.

Мы находимся в постоянном диалоге с потребителями нашей продукции и госрегуляторами дорожной отрасли. Мы следим за мировыми и отечественными тенденциями на рынке, стараемся быть на шаг впереди. В сентябре этого года заканчивается переходный период вступления в силу Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 014/2011). С этого момента должно начаться активное применение битумных материалов, отвечающих требованиям нового ГОСТа 33133. На данный момент компания проводит ряд мероприятий по модернизации мощностей, а также осуществляет НИОКРы, которые направлены на обеспечение стабильного производства продуктов с соответствующими характеристиками. Кроме того, мы неизменно расширяем ассортимент, причем не только традиционных битумов, но и модифицированных. Модернизация нашего рязанского актива — напомню, крупнейшей площадки в России по выпуску полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) — дала возможность выйти на рекордные показатели по производству. Предыдущий максимум за год был на уровне 32 тыс. т, а результат 2015 года — уже 43 тыс. т.

Важно, что на рязанской площадке уникальный кадровый состав и значительный научный потенциал, которые мы развиваем. В этом году запланировано открытие научно-исследовательского центра (НИЦ), в компетенции которого войдет исследование не только модифицированных битумов, но и асфальтобетонов, что поднимет технологическую экспертизу дорожных материалов на качественно новый уровень. Помимо разработки рецептур новых видов ПБВ и обычных битумов по европейскому EN-стандарту, на рязанском активе получен продукт, эксплуатационные характеристики которого позволяют использовать его в условиях Крайнего Севера — ПБВ‑200.

— А какова емкость этого рынка?

— Если говорить о российском рынке инновационных битумных материалов, то его объем не изменился по сравнению с 2014 годом и составляет порядка 150 тыс. т.

Новый завод

— Как вы развиваете свою производственную базу?

— К производственным площадкам в Москве, Омской, Ярославской и Рязанской областях, а также в Казахстане и Сербии с 2016 года добавилась еще одна — в Вязьме. Наша компания приобрела 75 % в уставном капитале ООО «НОВА-Брит», владеющего заводом по производству инновационных битумных материалов.

Предприятие уникальное. Ассортимент насчитывает более 30 наименований. Там производятся дорожные, мостовые и аэродромные мастики, герметики, эмульсии и битумные стыковочные ленты. Потенциальная мощность — до 80 тыс. т в год. Для нас особенно ценно, что этот завод обладает не только всей необходимой инфраструктурой для выпуска, хранения и отгрузки премиальных продуктов, но и своей испытательной базой. Здесь внедряются собственные инновационные разработки, выпускаются высокотехнологичные битумопроизводные материалы, широко востребованные в сфере строительства, ремонта и содержания автодорог, аэродромов, прочих объектов транспортной инфраструктуры.

— Рынок битумопроизводных материалов емкий?

— В 2015 году он оценивался в 122 тыс. т. Через десять лет ожидается его увеличение до 220 тыс. т. И дело не только в том, чтобы выйти на этот рынок с отличным продуктом. Решение о приобретении предприятия в Вязьме — это важная составляющая долгосрочной стратегии развития нашей компании. Очевидно, что с завершением модернизации российской нефтепереработки в России будет ограничение по сырьевой базе. Для нас это вызов, на который придется отвечать — нужно идти вперед, развиваться, поэтому ограничения по количеству надо компенсировать, прежде всего, ростом качества, а также альтернативными предложениями традиционному битуму.

— «Битумная диалектика»?

— Да. Соответственно, наша главная задача — технологическое лидерство на российском рынке. Есть и еще одно важное обстоятельство. Для нас ясны рынки традиционных и модифицированных вяжущих. В нашем ассортименте — дорожные, строительные и кровельные битумы, полимерно-битумные вяжущие, полимерно-модифицированные битумы (ПМБ G-Way Styrelf) и битумные эмульсии. Но существует некий разрыв: к примеру, в аэродромном строительстве потребляется больше битумопроизводных продуктов (битумные ленты, мастики, герметики), чем непосредственно битумов, как в дорожной отрасли. Интеграция «НОВА-Брита» позволяет нам расширить линейку битумных материалов для различных отраслей, дифференцировать поставки премиальных продуктов и сформировать комплексное предложение.

— Как среди ваших потребителей оказались аэропорты?

— В этой области есть определенная специфика, но в целом действуют те же принципы, что и в дорожном строительстве. Выход на этот рынок логичен с точки зрения комплексного подхода к бизнесу. По существующей государственной программе к 2020 году должно быть реконструировано около 100 аэродромов. Проект масштабный и требующий внимания при выборе материалов и поставщиков, особенно с учетом того, что значительная часть работ будет проводиться в восточных регионах России. Качество наших битумных материалов уже отлично себя зарекомендовало, и мы планируем расширить поставки битумосодержащих продуктов. Многолетний опыт специалистов завода в Вязьме здесь будет очень кстати: как профессионалы в своем сегменте рынка, они прекрасно знают, какие продукты для каких нагрузок и для каких климатических зон необходимы.

— Насколько в целом сложно учитывать климатическую специфику при производстве продуктов для разных регионов? Страна большая, климатических зон много, условия эксплуатации разные.

— Зачастую нам приходится разрабатывать марки продукции по индивидуальным запросам. Именно поэтому мы уделяем особое внимание развитию научного потенциала — в первую очередь на рязанском и вяземском активах. Наши разработки и исследования позволяют предлагать материалы с теми эксплуатационными характеристиками, которые требуются для тех или иных регионов.

С запуском НИЦ на базе РЗБМ мы будем иметь возможность предоставить потребителям данные о том, как битумные материалы поведут себя в составе их конечного продукта — дорожного покрытия. Значит, мы сможем разрабатывать еще более надежные и востребованные вяжущие, наиболее подходящие для конкретных условий эксплуатации.

От России до Латинской Америки

— Каковы планы внутри страны?

— Качество и эффективность — основные наши приоритеты. Продолжим расширять предложение для дорожных компаний за счет высокотехнологичных продуктов. Безусловно, будем развивать поставки для строительства аэродромной инфраструктуры. Новое направление — изоляция для трубопроводного транспорта, его мы начинаем осваивать с продукцией актива в Вязьме. На рязанском активе разрабатываются новые рецептуры, расширяются складские мощности. А в Омске на стадии реализации находится проект по обеспечению выпуска новых марок битумов улучшенного качества.

В целом планируется продолжение модернизации производственных мощностей, совершенствование качества выпускаемых битумных материалов и освоение новых рынков. Это позволит расширить географию поставок, создать весомое конкурентное преимущество и оживить рынок.

— А что внутри страны может служить драйвером развития отрасли?

— Крупные проекты регионального, федерального и национального масштаба. Такие, к примеру, как чемпионат мира по футболу. Не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и во всех городах, которые готовятся к чемпионату, развивается дорожная инфраструктура.

Кроме этого, на финальной стадии реализации уникальный транспортный проект в Санкт-Петербурге — западный скоростной диаметр (ЗСД), запуск которого состоится в середине 2016 года. В рамках нашего соглашения о сотрудничестве с «Магистралью Северной столицы» (консорциум, созданный для строительства ЗСД) со второго квартала этого года мы планируем начать поставкимоди фицированных битумов по специально разработанным для этого проекта рецептурам.

Драйвером будут и другие федеральные проекты: строительство ЦКАД, автомобильных дорог Москва — Санкт-Петербург, «Скандинавия» и пр.

— Оказывал ли поддержку производству экспорт?

— Если говорить про российский рынок в целом, то доля экспорта в нем крайне мала. По оценке экспертов, в среднем на экспорт вывозится около 230 тыс. т битумной продукции, а ввозится всего 30 тыс. Для нас приоритетным является отечественный рынок, при этом продукция, которая соответствует международным стандартам качества, становится востребованной и за границей.

Экспортное направление в прошлом году активно развивалось, в объеме поставок за рубеж увеличилась доля ПБВ.

— На какие внешние рынки шли поставки?

— В первую очередь на традиционные для нас направления: в Монголию и Казахстан. С рязанского актива начали экспорт в Центральную и Восточную Европу: Чехию, Турцию, Румынию, Италию, Польшу, Израиль, Болгарию и Латвию. Первые пробные поставки выполнили в Латинскую Америку и Африку.

— Почему покупают ваш продукт, все-таки та же Латинская Америка находится довольно далеко?

— Мы долго работали с логистическими компаниями, чтобы добиться оптимального предложения для перевозки наших грузов. К тому же предлагаем удобное технологичное решение для транспортировки: у кловертейнеров (однотоннажных контейнеров) коэффициент заполнения — 98 %, их просто грузить как в автомобильный транспорт, так и в грузовые контейнеры. Благодаря мультимодальной логистике теперь есть возможность доставлять нашу продукцию практически в любую точку мира.

Что касается качества, то, к примеру, на текущий момент на Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти» производится более 20 марок модифицированных битумов, отвечающих требованиям Евросоюза (EN). Сейчас прорабатывается возможность производства и отгрузки битумов по EN на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Уже пройдена необходимая сертификация на Московском НПЗ. В перспективе — «Ярославнефтеоргсинтез».

«Шелковый путь»

— Как развивается ваш бизнес в Казахстане?

— Рынок Казахстана очень перспективный, его емкость оценивается более чем в 0,5 млн т. Три года назад «Газпром нефть» приобрела в Южном Казахстане, вблизи Шымкента, актив для выпуска традиционных битумов с годовой производительностью до 180 тыс. т. За это время мы уже практически вышли на полную проектную мощность — в 2015 году наш казахский завод реализовал более 170 тыс. т битумной продукции.

При этом мы активно взаимодействуем с правительством республики, у нас подписаны соглашения о сотрудничестве с комитетом автомобильных дорог Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и с Казахстанским дорожным научно-исследовательским институтом (КаздорНИИ). В прошлом году мы поставили первые партии ПБВ в республику (с Омского НПЗ). Наши полимерно-битумные вяжущие применялись при реконструкции транспортной инфраструктуры аэропорта в Петропавловске, а также мы осуществили поставки ПБВ для строительства двух опытно-экспериментальных участков на севере и на юге Казахстана. Потребители — дорожные компании и регуляторы — высоко оценили продукт. Теперь на повестке вопрос о локализации производства ПБВ в Казахстане.

— Насколько сильно на дорожную отрасль Казахстана влияет китайский проект «Шелковый путь»?

— Влияние огромное. По территории Казахстана в сторону России проходит треть автомобильных магистралей в рамках «Шелкового пути»: так называемый транснациональный коридор Западная Европа — Западный Китай. Наш актив находится в непосредственной близости. И мы являемся одним из основных поставщиков битумных материалов для строительства асфальтобетонных участков.

— А после реализации этого мирового проекта есть перспективы для дальнейшего развития?

— Битумные материалы требуются не только при строительстве дорожной инфраструктуры, но также для ремонта и реконструкции. Развитую сеть автомобильных дорог надо поддерживать. Работы для производителей битумов будет много. Кроме того, в Казахстане совершенствование дорожной сети сейчас — приоритет. И четко прослеживается тенденция к использованию новейших технологий. Сейчас мы реализуем там традиционные битумы, но в 2016 году видим возможность расширить поставки модифицированных.

— Какие у вас планы по развитию на внешних рынках?

— Мы определили перечень потенциально интересных регионов, включающий около 20 стран. Следим за ситуацией на этих рынках и оцениваем логистические возможности. Проводим переговоры. К примеру, мы уже получили положительные отзывы на нашу продукцию из Китая.

В целом наши принципы ведения бизнеса, подразумевающие установление долгосрочного и эффективного сотрудничества с потребителем, едины для российского и зарубежного рынков. А в сочетании с нашими технологическими и сервисными преимуществами, я уверен, будут способствовать успешному развитию компании.

Беседу вел Александр Фролов