Выше только небо

Petroleum Economist
Владимир Егоров

Интервью генерального директора «Газпромнефть-Аэро» Владимира Егорова

Petroleum Economist

— В первом квартале 2017 года объемы заправки в «крыло» компании выросли на 3% больше, чем за тот же период в 2016 году. Что это говорит об изменениях в бизнесе «Газпромнефть-Аэро»?

— «Газпромнефть-Аэро» по меркам мировой авиационной отрасли молодая компания. В 2017 году нам исполняется 10 лет. «Газпром нефть» выделила отдельный авиатопливный бизнес в 2008 году, сделав ставку на увеличение объемов розничной реализации, активное инвестирование в современную инфраструктуру и формирование глобальной сети заправок в России и мире. С 2010 года мы увеличили долю рынка с 13% до 25%. С 2008 года компания инвестировала 360 млн USD в развитие собственной инфраструктуры. Эти средства были затрачены на строительство и модернизацию топливозаправочных комплексов в соответствии с высшим статусом green международной ассоциации воздушного транспорта IATA. Также с 2010 года компания в 8 раз увеличила географию собственного бизнеса. Сегодня мы заправляем наших клиентов в 63 странах мира.

Данные за 1 полугодие 2017 года, также показывают положительную динамику. Компания «Газпромнефть-Аэро» сохранила лидерство на авиатопливном рынке России по объему розничной реализации, доля рынка составила 25%. Общий объем продаж авиатоплива компании в первом полугодии 2017 года превысил 1,6 млн. тонн. Из них «в крыло» (розничные продажи) компания заправила 1,1 млн. тонн, что на 13% превышает показатели первого полугодия 2016 года. На отечественном рынке «Газпромнефть-Аэро» обладает крупнейшей собственной сбытовой сетью, насчитывающей 46 топливозаправочных комплексов в России и Киргизии. Клиентами компании сегодня являются более 150 российских и иностранных авиакомпаний.

— И что это говорит о состоянии рынка авиационного топлива в целом в настоящее время?

— Объем потребления авиатоплива в России и СНГ в последние годы сопоставим с объемом на Ближнем Востоке. Конкуренция на российском рынке высокая. В крупнейших аэропортах присутствуют по 3-4 топливозаправочные компании.

В последние 2 года под влиянием объективных макроэкономических факторов мы наблюдали снижение объемов авиаперевозок и потребления топлива. В 2017 году ситуация изменилась. Данные Росавиации за первое полугодие показывают 20% рост объемов пассажиропотока, что дает нам основание рассчитывать на увеличение потребления топлива в ближайшей перспективе.

При этом, мы видим большой потенциал российского рынка авиаперевозок связанный с несколькими факторами: широкой географией страны и увеличение мобильности населения, государственной поддержкой развития региональных аэропортов, субсидирования авиаперелетов на Дальний Восток, а также развитием туризма в России. Увеличение иностранного турпотока в нашу страну, — прежде всего, из Китая.

— Какова стратегия «Газпромнефть-Аэро» на российском рынке в течение следующего десятилетия?

— Собственная современная инфраструктура и географическое расположение НПЗ «Газпром нефти» в Москве, Ярославле и Омске позволяет нам активно развивать бизнес в стратегических транспортных узлах России — Москве и сибирском регионе. В Московском авиа узле сконцентрировано большинство иностранных авиакомпаний и максимальный пассажиропоток на наиболее популярные туристические направления. Сибирские аэропорты идеальны по своему расположению для дозаправки грузовой авиации при перелетах из Европы в Азию. Напомню, что всего в России мы имеем более 40 собственных ТЗК.

В ближайшее десятилетие мы продолжим активную инвестиционную политику, направленную на автоматизацию производственных и коммерческих процессов в соответствии с международными стандартами. Компания планирует инвестировать более 30 млрд рублей (500 млн USD) в развитие инфраструктуры и покупку новых активов

— Как на ваш взгляд будут развиваться спрос, предложение и цены на российском рынке авиатоплива в течение следующих 5-10 лет?

— С введением налогового маневра, как известно, в России сократилась экспортная пошлина на авиационное топливо. Этот фактор оказал существенное влияние на формирование показателя экспортной альтернативы (netback), который является базовым при расчете стоимости топлива на внутреннем рынке. Таким образом, стоимость керосина в России постепенно приближается к европейским показателям, но она по прежнему ниже, чем в крупных аэропортах ЕС. На сегодняшний день мы не видим предпосылок для дефицита топлива в России.

Компания планирует увеличение доли на российском рынке до 2025 года еще на 5%. Тем не менее, основной рост бизнеса мы видим за счет активного выхода на зарубежные рынки.

— «Газпромнефть-Аэро» также увеличивает свое присутствие в зарубежных аэропортах. Насколько это важно для компании, и какова стратегия компании по расширению ее участия в иностранных аэропортах и заправки иностранных перевозчиков?

— С начала своей работы «Газпромнефть-Аэро» — единственная компания из российских ВИНК осуществляет свою деятельность за рубежом, ежегодно расширяя глобальную сеть заправок российских и иностранных авиакомпаний. В 1 полугодии 2017 года мы наблюдаем активный рост пассажиропотока и объема заправок наших клиентов в Азии (Индия, Таиланд, Китай, Вьетнам), а также восстановление заправок в Турции.

Общий объем зарубежных заправок компании в первом полугодии 2017 года увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, и составил более 90 тыс. тонн авиатоплива. Сеть аэропортов присутствия расширилась со 178 до 187 аэропортов. Этот бизнес мы развиваем в партнерстве с национальными поставщиками топлива на местных рынках. Они заправляют наших клиентов у себя, а мы обеспечиваем топливом их авиакомпании в России.

Также мы видим большой потенциал российского рынка для иностранных авиакомпаний, которые по нашей оценке могут увеличить свою долю в объеме воздушных перевозок в России с 15 до 25% за счет открытия прямых рейсов из российских регионов. Современная топливозаправочная сеть «Газпромнефть-Аэро» в том числе поможет сделать это.

— Какие международные рынки являются наиболее важными для «Газпромнефть-Аэро» и почему?

— Наша стратегическая цель до 2025 года — войти в Топ 20 мировых авиатопливных компаний. Стратегия основана на прогнозе роста потребления топлива в целевых рынках — Европе, Средней Азии и странах АТР. Расширение бизнеса и увеличение объемов продаж мы планируем по всем направлениям — развитие розничных заправок, экспорт топлива и покупку/строительство активов.

По прогнозам TR европейский рынок останется дефицитным и будет нуждаться в дополнительных поставках топлива. Азиатское направление в целом будет в профиците. Но «Газпромнефть-Аэро» проводит дополнительный локальный анализ регионов и, например, рынок Северного Китая будет нуждаться в дополнительных объемах топлива, которые мы сможем предоставить.

— Имеет ли компания конкретные цели продаж на ближайшие годы?

— До 2025 года мы планируем расширение собственной сети ТЗК на 50% до 69 предприятий в России и за рубежом. При этом предполагается значительное повышение эффективность бизнеса — удвоение объема розничной реализации до 4,4 млн. тонн авиатоплива в год.

— В декабре прошлого года «Газпромнефть-Аэро» стала первой российской компанией, присоединившейся к Группе ИАТА по разработке стандартов передачи данных в авиационной отрасли. Какую пользу это приносит компании?

— Современные цифровые форматы обмена информацией, которые приходят на смену бумажным носителям, — это будущее авиатопливной отрасли. В марте 2017 года «Газпроменфть-Аэро» совместно с международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA) впервые в России провели конференцию, посвященную стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении. Новые электронные форматы, разрабатываемые рабочей группой Fuel Data Standards Group (IATA FDSG*), в которую входят крупнейшие мировые поставщики и потребители авиатоплива, позволят значительно снизить трудозатраты, ускорить документооборот благодаря проведению авиатопливных операций в онлайн-режиме.

В рамках проекта, компания первой среди российских авиатопливных операторов переходит на автоматизированный коммерческий учет авиатоплива при заправке воздушных судов, что позволит существенно сократить время обслуживания рейсов и упростить расчеты с авиакомпаниями.

Система предполагает установку на топливозаправщики дополнительных модулей, которые завершат автоматизацию учета движения нефтепродукта по всей технологической цепи: от приема авиатоплива на ТЗК до его выдачи «в крыло» воздушного суда Первый топливозаправщик, оборудованный автоматизированным модулем коммерческого учета, начал работу в 2017 году в Шереметьево. Машина дополнительно снабжена контроллером, электронным табло, счетчиком-массомером, GSM модулем и принтером. Алгоритм работы модуля позволит оператору сократить время оформления первичной документации при заправке воздушного судна и исключить ошибки учета.

Автоматизированный коммерческий учет авиатоплива позволит отправлять авиакомпаниям счета-фактуры и контролировать дебиторскую задолженность в онлайн режиме. Система также застрахует оператора от ошибок при определении массы выданного топлива и заполнении первичной документации после заправки воздушного судна.

— Каковы наиболее значимые тенденции, которые мы, вероятно, увидим на рынке авиационного топлива в ближайшие годы?

— Долгосрочная цель авиатопливных операторов заключается во внедрении единых глобальных стандартов производственных процессов и обмена данными о заправках воздушных судов в любом уголке земли, что без сомнения повысит эффективность работы авиакомпаний и поставщиков. Внедрение глобальных стандартов качества авиатопливообеспечения в России — одна из приоритетных задач для нашей компании. Мы гордимся тем, что первыми в России разрабатываем и внедряем данные технологии.