Наша инвестиционная политика требует от проектов доходности при цене 50$ за баррель

Телеканал «Россия 24»

Цена на нефть установилась на достаточно высоком уровне. В ближайшее время нефтяники не ожидают очередного падения. Российская экономика от этого только выигрывает за счет увеличения дивидендов от добывающих компаний. Об этих и других тенденциях на рынке в интервью телеканалу «Россия 24» рассказал Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.


Телеканал «Россия 24»

— Александр Валерьевич, цена на нефть — ключевая тема, которую обсуждали на Российской энергетической неделе. О ней говорил и Владимир Путин. Сейчас баррель торгуется в районе 85 долларов, при этом мнения аналитиков об объективной цене расходятся в большую или меньшую сторону. Как Вы считаете, какой должна быть цена на нефть, и как Вы оцениваете текущую конъюнктуру на рынке?

— Рынок действительно демонстрирует некоторые признаки перегрева. Я считаю, что текущая цена достаточно высокая, и, безусловно, эта цена отражает риск возникновения дефицита в связи с возможным введением санкций в отношении иранской нефти. По официальным отчетам мы уже видим, что объемы экспорта нефти из Ирана сократились по сравнению с апрелем текущего года почти на 1 млн баррелей в сутки. Это существенный объем. Также рынок учитывает и сокращение добычи в Венесуэле.

Может ли цена вырасти выше 85 и достичь 100 долларов за баррель? К сожалению, такой сценарий возможен. Но будем надеяться, что этого не произойдет, поскольку в такой цене не заинтересован ни потребитель, ни производитель. Нам важно, чтобы волатильность все-таки была низкой. Цена может быть умеренной, но при этом стабильной. Все потому что, любой быстрый рост цен, как правило, заканчивается падением, а в этом не заинтересованы ни производитель, ни потребитель нефти.

Возможно ли падение цен в ближайшее время? Этот сценарий представляется маловероятным т.к. механизм ОПЕК+ продемонстрировал свою эффективность. Даже если в ближайшее время возникнут факторы, влияющие на падение цен, то я думаю, что ОПЕК+ оперативно отреагирует.

— Существует ли сегодня необходимость наращивать инвестиции в какие-то новые проекты? Меняется ли инвестпрограмма «Газпром нефти» в связи с изменением цены на нефть?

— Безусловно, дополнительный денежный поток разумно делить между дивидендными выплатами и инвестициями в дополнительные новые проекты. При реализации долгосрочных проектов мы руководствуемся нашей инвестиционной политикой, которая требует доходности от проектов при цене на нефть в 50 долларов за баррель. Если проект быстро окупаемый, то в этом случае цена на нефть может быть и выше при расчетах, которые мы ведем при принятии инвестиционных решений.

— Владимир Путин в своем выступлении отметил, что в случае необходимости у России есть возможность увеличения добычи нефти на 200-300 тысяч баррелей в сутки. Какую долю из этого числа на себя может взять «Газпром нефть»?

— В третьем квартале этого года по согласованию с Министерством энергетики мы уже увеличили объемы добычи и довели их до уровня октября 2016 года. Сейчас мы вернулись на тот уровень, который у нас был перед соглашением ОПЕК+. При этом у нас есть дополнительные возможности увеличения добычи. За достаточно короткое время мы могли бы поставлять на рынок дополнительно 35-40 тысяч баррелей в сутки.

— Из-за высокой цены на нефть акционеры компании могут рассчитывать на большие дивиденды?

— Да, мы предполагаем, что дивидендные выплаты в этом году будут выше, чем выплаты прошлого года. На это повлияют два фактора: рост чистой прибыли и увеличение доли чистой прибыли, которая будет направляться на дивиденды. Вполне вероятно, что в ноябре Совет директоров компании примет решение об увеличении доли выплат до 35% от чистой прибыли.

— На Российской энергетической неделе многие участники демонстрировали крупные цифровые проекты, которые реализуются в сегменте ТЭК. Какие проекты в сфере цифровизации есть у «Газпром нефти»?

— Таких проектов очень много. В настоящий момент в «Газпром нефти» реализуются свыше 500 цифровых проектов, цифровых инициатив по всей цепочке создания стоимости. Эти проекты разного масштаба и разной направленности от геологоразведки до сети АЗС. Один из таких проектов был успешно реализован летом этого года — с помощью цифрового смарт-контракта на основе технологии блокчейн была произведена оплата заправки самолета «в крыло». Благодаря этой технологии наши клиенты могут приобретать топливо без предоплаты и каких-либо банковских гарантий. Это значительно упрощает процедуру и гарантирует, что оплата произойдет. Кроме того, технология существенно снижает трудозатраты. Проект был реализован совместно с авиакомпанией S7. Ряд других авиакомпаний сейчас также рассматривают возможность перехода на расчеты с применением смарт-контрактов и технологии блокчейн.