Курс на ускоренную модернизацию

Анатолий ЧернерИнтервью заместителя генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолия Чернера
Ноябрь 2010. Журнал «Нефть России»

Совершенствование технологий - приоритетное направление развития блока downstream "Газпром нефти"

"Газпром нефть", одна из ведущих российских ВИНК, стремится сегодня значительно повысить глубину переработки сырья. За последние годы проекты модернизации производства стартовали на всех нефтеперерабатывающих заводах компании. Совсем недавно на Московском НПЗ состоялась торжественная церемония запуска строительства установки изомеризации лёгкой нафты. В Омске, на одном из самых высокотехнологичных НПЗ России, который в сентябре этого года отметил 55-летие со дня основания, подходит к завершению сооружение самой мощной в стране установки изомеризации. По словам руководства компании, это серьёзный шаг к переходу на стандарты Евро-4 и Евро-5, который выведет "Газпром нефть" на уровень лучших европейских и американских игроков отрасли.

В 2009 г. объёмы нефтепереработки компании выросли на 17,6%: с 28,4 до 33,4 млн т. Об этом и других проектах журналу "Нефть России" рассказал заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту "Газпром нефти" Анатолий ЧЕРНЕР.

- Модернизация нефтеперерабатывающих заводов, направленная на повышение глубины переработки и качества моторных топлив, в настоящее время является ключевой задачей практически для всех российских ВИНК. Расскажите, пожалуйста, о ходе этих процессов на заводах "Газпром нефти". В чём в связи с этим состоят главные задачи возглавляемого Вами корпоративного блока? Какие объёмы капиталовложений направляет ВИНК на эти цели?

- Стратегические цели, которые ставит перед собой компания в области переработки, просты и понятны. Это производство продукции, соответствующей требованиям техрегламента, то есть классам 4 и 5, повышение глубины переработки до 90-95%, а также выхода светлых нефтепродуктов до 77%. Кроме того, технологический уровень НПЗ должен соответствовать мировым стандартам, в том числе в области экологии и безопасности.

В компании принята программа модернизации и реконструкции мощностей и строительства новых установок. Она стартовала в прошлом году. Например, на Омском НПЗ и "Ярославнефтеоргсинтезе" (ЯНОС) была осуществлена реконструкция установок гидроочистки дизельного топлива. На Московском нефтеперерабатывающем заводе эти работы начались в 2010 г.

На Омском нефтеперерабатывающем заводе в 2009 г. мы приступили к строительству по отечественной технологии установки изомеризации лёгких бензиновых фракций "Изомалк-2", которое должно завершиться в нынешнем году. В 2010 г. начато сооружение комплекса гидрооблагораживания дизельного топлива и бензина каталитического крекинга. Подобные проекты будут реализованы и на ЯНОСе, и на МНПЗ. И это только некоторые из запланированных нами мероприятий. Основная часть программы повышения качества нефтепродуктов будет осуществлена к 2015 г.

- Каким образом складываются сейчас взаимоотношения со вторым акционером Московского НПЗ - правительством Москвы? Сообщалось, что столичные власти планируют принимать активное участие в развитии активов компании Sibir Energy. Каковы планы в отношении модернизации Московского НПЗ и развития сетей АЗС МТК и "Моснефтепродукта"?

- Отношения с московскими властями конструктивные, мы находим взаимопонимание по всем вопросам, касающимся развития наших активов. В апреле 2009 г. "Газпром нефть" и московское правительство одобрили проект модернизации МНПЗ. Программа предполагает реконструкцию существующих и строительство новых перерабатывающих мощностей, повышение безопасности технологических процессов, реализацию экологических проектов на предприятии. На эти цели будет инвестировано более 56 млрд рублей. В июле 2010 г. начали строительство установки изомеризации лёгких бензиновых фракций.

Наша компания развивает в городе сеть автозаправочных станций под собственным брендом. Дальнейшие перспективы МТК и "Моснефтепродукта" в настоящее время обсуждаются акционерами.

- Какова Ваша оценка современной ситуации на отечественном рынке нефтепродуктов?

- В настоящее время дефицита топлива не наблюдается, но с ростом автопарка спрос на горючее и смазочные материалы будет неуклонно расширяться. Причём всё больше будут востребованы высококачественные продукты, такие как высокооктановые бензины. Соответственно, вертикально интегрированные компании модернизируют свои мощности по нефтепереработке, чтобы улучшить качество и увеличить объём выпуска топлива. И наша компания является одним из лидеров этого процесса.

- Как в настоящее время складываются взаимоотношения "Газпром нефти" с Федеральной антимонопольной службой?

- Мы находимся в постоянном контакте с ФАС. Обсуждаем широкий круг вопросов. В чём-то наши точки зрения сходятся, в чём-то нет. Идёт нормальный рабочий процесс.

- Расскажите, пожалуйста, о зарубежных проектах компании. В частности, о планах, связанных с сербским предприятием NIS.

- Цель развития NIS заключается в том, чтобы добиться соответствия выпускаемых продуктов самым строгим нормам Евросоюза, а также увеличить объёмы переработки с одновременным сокращением воздействия НПЗ на окружающую среду. Всё это позволит довести долю NIS на внутреннем рынке нефтепродуктов до 70% и существенно расширить присутствие компании за пределами Сербии.

Основной элемент программы модернизации мощностей NIS - это сооружение комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля, совмещённого с процессом гидроочистки дизтоплива. Руководит строительством в Панчево инжиниринговая компания CB&I, контракт с которой был заключён в сентябре 2009 г. Мы планируем, что в 2012 г. комплекс будет введён в эксплуатацию. Кроме того, на предприятиях NIS предполагается провести реконструкцию оборудования и построить новые вспомогательные установки. Речь идёт о модернизации установок первичной переработки нефти, каталитического крекинга, висбрекинга, алкилирования, а также о создании блока регенерации серной кислоты и системы рекуперации паров лёгких углеводородов на железнодорожной и автомобильной эстакадах налива нефтепродуктов.

Помимо этого, в 2010 г. завершится сооружение объединённой производственной площадки сербских заводов. Это позволит нам изменить структуру производства и увеличить выход дизтоплива и автобензинов, отвечающих евростандартам.

Обязательства "Газпром нефти" по финансированию программы модернизации NIS закреплены в договоре с сербским правительством и составляют 540 млн евро. В нынешнем году планируется инвестировать около 140 млн евро.

- Как складываются дела у "Газпром нефти" на итальянском рынке? Удалось ли компании применить в России зарубежный опыт, полученный после приобретения завода по производству смазочных материалов в итальянском Бари?

- Положение "Газпром нефти" в Италии прочное. Мы вывели на европейский и российский рынки новый бренд автомобильных масел - G-Energy. Они производятся на заводе Gazpromneft Lubricants Italia S.p.A. в Бари. Это высокотехнологичный комплекс, который способен выпускать 30 тыс. т масел и 6 тыс. т пластичных смазок в год. Мы рассчитываем, что с запуском новой продуктовой линейки сможем нарастить свою долю на итальянском рынке масел до 10%.

В компании найден тот рубеж, где тенденции российского рынка перекликаются с европейскими особенностями. Во-первых, G-Energy - это западный бренд, продукт сделан в Евросоюзе. Во-вторых, в сотрудничестве с лидерами по производству присадок - Lubrizol, Alton и Chevron Oronite -мы разработали свыше 40 рецептур масел для современных автомобилей и получили одобрительные отзывы от Mercedes, Porsche, Volkswagen, Volvo, BMW, Renault и других. Кроме того, над концепцией дизайна канистры и наименованием бренда работал один из лидеров мирового промышленного дизайна - ItalDesign Giugiaro. Таким образом, мы создали новый глобальный бренд моторных масел, который удовлетворит потребителей и Европы, и России, и стран СНГ.

Технологии, применённые на заводе в Бари, мы постепенно будем внедрять и на российских предприятиях. В 2010-2012 гг. "Газпром нефть" направит 2 млрд рублей на строительство на Омском НПЗ комплекса по малотоннажному смешению, фасовке и отгрузке масел мощностью 120 тыс. т.

- В нашей стране всегда был очень актуален вопрос состояния дорог, качества дорожного полотна. "Газпром нефть" является одним из крупнейших на российском рынке производителей и поставщиков битумных материалов. Как Вы оцениваете состояние битумного производства в РФ? Расскажите, в чём состоят цели и задачи "Газпром нефти" в этом секторе. Насколько может быть полезно использование мирового опыта в данной области?

- Действительно, развитие битумного производства - одно из приоритетных направлений деятельности "Газпром нефти". Но данный сектор в России нуждается в модернизации и новых технологиях (впрочем, как и другие мощности по нефтепереработке). Наша компания ведёт эту работу на своих предприятиях, в частности на Омском НПЗ. Планируется наладить выпуск современной продукции, в том числе полимер-модифицированных битумов. Мы активно сотрудничаем с крупнейшим российским нефтехимическим холдингом - "СИБУРом". Так, мы договорились о координации усилий по продвижению современных битумов на отечественный рынок.

"Газпром нефть" первой из российских нефтяных компаний начала организацию промышленного производства полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий. Пуск первой установки по выпуску ПБВ и БЭ на Омском нефтеперерабатывающем заводе запланирован на этот год. Применение новых битумных материалов позволит значительно увеличить срок службы российских дорог. Подчеркну, что это лишь один из нескольких инвестпроекгов, входящих в стратегию развития битумного бизнеса компании, который получил поддержку Министерства транспорта РФ.

- Расскажите, пожалуйста, о перспективах расширения сбытовых сетей компании в РФ и ближайшем зарубежье.

- Сейчас "Газпром нефть" имеет около 1 тыс. АЗС в 20 регионах России, а также в Киргизии, Казахстане, Таджикистане и Белоруссии. Планируется, что данная сеть к 2020 г. увеличится более чем вдвое - до 2100 заправок. Мы инвестируем на эти цели достаточно большие средства.

Из последних событий в данной области могу отметить завершение раздела АЗС "Славнефти" между нашей компанией и ТНК-ВР в Белоруссии, в результате которого сеть заправок "Газпром нефти" выросла на 38 АЗС. Кроме этого, была приобретена сеть из 20 АЗС в Казахстане.

- Можно ли говорить о каких-либо итогах ребрен-динга российских АЗС?

- Новый бренд "Газпром нефти" был внедрён в 2009 г. на 387 АЗС. При этом массовый ребрендинг затронул 14 регионов РФ. К концу нынешнего года планируется полностью переоформить 528 АЗС, а на 424 станциях провести временный ребрендинг. На 70 заправках будет осуществлена реконструкция, ещё 30 станций предполагается построить. При этом особое внимание мы станем уделять качественным преобразованиям сети - росту среднесуточной реализации, увеличению доли продаж сопутствующих товаров и услуг, повышению уровня обслуживания клиентов.

- Каковы основные задачи, стоящие перед компанией в сфере сбыта авиакеросина и бункеровочного топлива?

- Основные задачи, стоящие перед продуктовыми бизнес-единицами - это повышение эффективности продаж, расширение географии бизнеса, а также рост доли на рынке. Так, предприятие "Газпромнефть Марин Бункер", специализирующееся на продаже топлива для морских и речных судов, начало бункеровку в порту Усть-Луга и на рынке Черноморского региона (Новороссийск). Сегодня "ГПН Марин Бункер" представлена во всех крупных портах России, производящих бункеровку судов. В 2010 г. "Газпромнефть Марин Бункер" расширит деятельность на внутренних водных путях - в Казани, Волгограде и Череповце. В 2009 г. объём бункеровки дочернего предприятия "Газпром нефти" вырос на 64% - до 1,4 млн т. Сейчас его доля на рынке России составляет 16%. В перспективных планах "ГПН Марин Бункер" - рост собственного флота, а также аренда и приобретение портовых терминалов.

Что касается "Газпромнефть-Аэро", то здесь также значительно выросли масштабы бизнеса. Новыми рынками сбыта стали Брянск, Томск, Ульяновск. Началось строительство ТЗК в Шереметьево. Ввод в действие новых комплексов позволил удвоить объёмы заправок воздушных судов и довести их в 2010 г. до уровня 0,9 млн т. "Газпромнефть-Аэро" заняла 13% рынка, опередив топливозаправочные предприятия "ЛУКОЙЛа" (6% рынка), "Роснефти" (1%) и "Татнефти" (0,5%). С 2010 г. "ГПН-Аэро" заправляет воздушные суда в Турции, Тунисе и Египте. В перспективе мы ожидаем, что сеть ТЗК "Газпромнефть-Аэро" будет насчитывать более 25 объектов.