Интервью с президентом Сибнефти Евгением Швидлером,

Работа над имиджем не заменит работу над работой

Интервью президента Сибнефти Евгения Швидлера агентству RusEnergy, опубликованное 7 мая 2002 года в газете "Коммерсантъ-daily"

RusEnergy: В последние полтора года акции Сибнефти демонстрируют неплохие результаты на фондовом рынке. Какие факторы сыграли основную роль в этом прогрессе: производственные результаты, щедрая дивидендная политика, грамотное построение отношений с акционерами и аналитиками, активный PR?

Евгений Швидлер: Основной фактор - это устойчивая работа, позитивные производственные и финансовые результаты. Российский рынок в целом сильно продвинулся в развитии, а внутри российского рынка инвесторы сделали переоценку в сторону повышения для нескольких компаний. Для ЮКОСа и Сибнефти в первую очередь.

RE: Переоценка связана с изменением корпоративной политики?

Швидлер: Прежде всего, у инвесторов появился новый взгляд на Россию и на нефтяную отрасль в частности. В связи с сентябрьскими событиями в Америке и той позицией, которую заняла Россия. Внутри отрасли инвесторы обратили внимание на то, что делают различные компании. Не думаю, что в случае с Сибнефтью дивидендная политика сыграла ключевую роль. Основной фактор - производство. Что касается построения отношений с акционерами и аналитиками, то здесь, конечно, была проделана большая работа, но решающее значение имеют фундаментальные показатели.

RE: Насколько серьезное внимание Сибнефть уделяет формированию корпоративного имиджа? Есть ли у вас советники в этой сфере, в России и на Западе?

Швидлер: Имиджу как таковому, имиджу ради имиджа мы практически не уделяем внимания. Общая идея такая: дела должны говорить за себя в первую очередь. Если некоторое время вести себя последовательно и правильно, то люди начинают отличать реальные дела от борьбы за имидж.

RE: И все же информацию о делах нужно донести до инвесторов.

Швидлер: Вот над этим мы работаем. Товар легче купить, если про него больше знаешь. Наши акции - это товар для инвесторов. И конечно, мы стараемся представить его адекватно. Одного конкретного советника по корпоративному имиджу у нас нет. В разных случаях привлекаем различных консультантов. Например, при продаже бондов, когда мы ищем инвесторов, у нас есть советник, который продает бумаги и дает рекомендации, что для этого нужно делать. Если мы начнем продавать акции, то у нас тоже появится консультант. Но PR-агентств, которые советуют, что делать специально для имиджа, у нас нет.

RE: В какой мере, на ваш взгляд, усилия эмитента по формированию позитивного корпоративного имиджа способны дополнить или даже заменить в сознании инвесторов улучшение фундаментальных показателей компании?

Швидлер: Заменить никак не способны. Дополнить способны, но только если есть работа и хорошие финансовые результаты. Тогда очень важно правильно донести их до пользователей. Если результатов нет, то все остальное бесполезно. Временно может помочь, но с развитием фондового рынка все меньше и меньше. Тем более, что сейчас людям есть из чего выбирать.

RE: После скандала с "Энроном" и у нас появились заявления о том, что капитализация наиболее продвинутых российских компаний дутая, созданная искусственными средствами, что создает дополнительный риск для инвесторов. Есть ли, на ваш взгляд, какая-то угроза "энронизации" российского фондового рынка?

Швидлер: Здесь трудно что-то комментировать. Сибнефть и российский рынок никак не связаны с "Энроном". Дело не в том, что кто-то кого-то обманул. "Энрон" торговался, в частности, на основе показателя P/E. Они реально показывали доход и рост. Цена на рынке формируется так, что если ее платят, значит, она такая и есть, а если не платят, значит, другая.

RE: Учитывая, что Сибнефть, безусловно, заинтересована в общем повышении инвестиционной привлекательности российского нефтегазового сектора, не могли бы Вы дать рекомендации другим, менее раскрученным компаниям по формированию позитивного имиджа? Какие ошибки наиболее часто допускают нефтяные компании в работе с фондовым рынком?

Швидлер: Я не думаю, что Сибнефть - это сильно раскрученная компания. Сибнефть - это реальная компания, которая приносит акционерам реальные деньги. Это не брэнд. Что касается работы с акционерами, то всё, что мы делаем, описано на нашем веб-сайте. Всё это доступно. Я бы не стал давать конкретных советов. Но, видимо, то, что мы делаем, помогает. Это видно не только на нашем примере, но и еще лучше на примере ЮКОСа.

RE: ЮКОС идет по стопам Сибнефти?

Швидлер: ЮКОС делает примерно то же самое. Но на самом деле, изобретать ничего не нужно, все уже кем-то когда-то сделано. Поэтому если бы другие компании делали так, как мы, мы бы это только приветствовали. Кстати, на днях Михаил Ходорковский сказал нечто подобное про новую политику ЛУКОЙЛа. Я присоединяюсь.

RE: То, что ЛУКОЙЛ так долго не начинал реформы, это ошибка?

Швидлер: Я не знаю, ошибка это или такой план. То, что для одного ошибка, для другого может быть частью программы. Трудно сказать, какие ошибки наиболее часто допускают нефтяные компании. Одна и та же проблема - это то, что компании не желают быть прозрачными. Но это скорее не ошибка, а философия. Компании выбирают себе философию, в соответствии с которой живут. Хуже всего, когда работой над имиджем пытаются заменить работу над работой. На мой взгляд, это наиболее серьезное заблуждение.

RE: Как вы оцениваете потенциал роста рыночной капитализации Сибнефти? Есть ли у вашей компании рубежи капитализации, которые вы наметили на ближайшие годы? Что нужно сделать, чтобы достигнуть этих показателей?

Швидлер: Я думаю, что рыночные коэффициенты Сибнефти должны быть сравнимы с любой западной компанией, хотя бы региональной. Оправданий для какого-либо дисконта только за счет того, что компания российская, я не вижу. Достичь уровня западных компаний по всем показателям - наша задача.

Для этого нам нужно делать то же, что мы сейчас и делаем. Бороться за себестоимость, за продажи, повышать производительность труда, улучшать резервы, покупать что-то, если это выгодно, продавать, если не выгодно, и все время расти. То, что мы показываем 25-30 % роста в год, феноменально для мирового рынка. Западные компании так не растут. Но рынок должен это оценить. Так что скачкообразных изменений оценок, видимо, будет еще несколько.