Инвестиции в развитие сотрудников многократно окупаются

Дмитрий ВолоховИнтервью с советником первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Дмитрием Волоховым

Портал Rabota.ru Ссылка откроется в новом окне

Сфера ТЭК для многих россиян весьма перспективна, и желающих работать в этой области более чем достаточно. Тем не менее крупные компании не всегда могут найти хороших специалистов для проектной работы — у вчерашних студентов недостаточно практических знаний, а привлекать работников со стороны довольно накладно. Компания «Газпром нефть» пошла по другому пути  развития уже работающего персонала. О методах обучения сотрудников рассказал Дмитрий Волохов, советник первого заместителя генерального директора «Газпром нефти».

— Дмитрий Владимирович, что представляет из себя Проектная академия?

— Это многомодульная программа обучения, направленная на формирование стратегического видения бизнеса у руководителей среднего звена, работающих в нашей компании, развитие компетенций в управлении изменениями и на совершенствование системы реализации проектов. Оптимальной площадкой как с точки зрения опыта проведения подобных программ, так и в плане профессорско-преподавательского состава и материально-технической базы, стала Московская школа управления Сколково.

Преподаватели нашей Проектной академии — эксперты, обладающие опытом в реализации крупных проектов, профессора всемирно известных университетов и бизнес-школ, ведущие специалисты в различных направлениях бизнеса. Прежде всего, речь идет об экспертах нефтегазового сектора, например, концерна Shell, партнера «Газпром нефти», имеющего большой опыт ведения крупных операционных проектов во многих странах мира и 10-летнюю практику руководства подобной образовательной площадкой по подготовке специалистов. Интересной практикой стало привлечение эффективных менеджеров из других сфер бизнеса. Например, в этом году в программе приняли участие преподаватели института IPA (Independent Project Analysis), Роб Фишер из компании Bain&Company с рассказом о философии и подходе к работе с крупными проектами в ExxonMobil, а также президент оргкомитета «Сочи 2014» Дмитрий Чернышенко.

В первом завершившемся годичном цикле обучения программа включала пять основных модулей: «Лидерство в управлении крупными проектами: стратегические вызовы», «Формирование высокоэффективных команд и развитие корпоративного взаимодействия», «Управление цепочками поставок», «Финансовый менеджмент в управлении крупными проектами» и «Управление крупными проектами».

В рамках каждого модуля и в ходе промежуточной работы участники 7 групп готовили предложения по изменению существующих процедур и правил в области управления крупными проектами в компании. Очевидно, что для организации такого образовательного процесса недостаточно просто достать с полки учебник и прочитать его слушателям. Это не стандартная образовательная схема: в рамках Проектной академии нет провайдера и реципиента знаний, лектора и студента, — основной принцип обучения в том, что все участники процесса работают с реальной задачей, в ходе решения которой приобретаются новые практические навыки и знания, позволяющие впоследствии сделать очередной шаг вперед в развитии компании.

— Насколько эффективным Вы считаете подобный метод обучения сотрудников? Сможет ли он решить проблему кадрового дефицита высококвалифицированных управленцев в компании?

— Могу с уверенностью сказать, что, как правило, образовательные инвестиции многократно окупаются. Большинство специалистов из разных компаний, прошедших подобные программы в Сколково, привлекались руководством к решению более сложных задач и росли по служебной лестнице.

С появлением Проектной академии «Газпром нефть» получила возможность более качественно готовить проектный кадровый пул, по сути, формируя в процессе обучения готовые команды для реализации новых проектов.

— Является ли Проектная академия заменой МВА? Каковы основные отличия?

— MBA — это программа дополнительного образования, где можно приобрести базовые деловые навыки. Там преподаются штатные дисциплины — экономика, менеджмент, маркетинг, бухучет, бизнес-законодательство, финансы, деловая стратегия. Но все же MBA дает общие знания, которые позволяют получить усредненное представление о реальном опыте и задачах той или иной компании, того или иного сектора. Важнейший же принцип обучения в Проектной академии, как уже говорилось ранее, — это погружение в реальную задачу, когда ее решение влияет на деятельность компании. Поэтому в первую очередь мы готовим практиков.

— Насколько популярно корпоративное обучение среди крупных компаний, в том числе и зарубежных?

— Зарубежные компании традиционно инвестируют значительные средства в обучение сотрудников. Тем не менее в последнее время и в России такие практики пользуются все большей популярностью. Корпоративное обучение позволяет компании не только подготовить сотрудников под собственные проекты, но и мотивировать наиболее успешных из них. Ведь самая сильная мотивация для профессионалов — нематериальная, а именно — возможность реализации в своей специальности, отрасли и конкретной компании.

— Как Вы видите перспективы развития Проектной академии «Газпром нефти»?

— Цель создания Проектной академии — подготовка высококлассных специалистов, способных управлять масштабными проектами компании. Речь идет о формировании интеллектуального капитала, который обеспечит конкурентоспособность и эффективность «Газпром нефти» в России и за рубежом.

Компания вышла на международную арену, где принципиально иные «правила игры». Здесь требуется совершенно другая компетенция управленцев, адаптивность и умение решать более сложные задачи. К сожалению, найти подобных специалистов на рынке практически невозможно.

Поэтому Проектная академия — это не разовая образовательная программа. По сути, это система передачи и развития знаний внутри компании, форум, где учатся и делятся опытом профессионалы, способные возглавить крупные проекты. То, что через несколько лет «Газпром нефть» назовет «системой знаний компании по управлению крупными проектами».

— Почему нынешние выпускники вузов не обладают навыками, необходимыми для работы в ТЭК? Обучают тому, но плохо, или обучают хорошо, но не тому?

— Специфика нефтегазовой отрасли заключается в сложности производственных процессов, для овладения которыми, помимо хорошего образования, требуется достаточно продолжительное время. Эффективное управление здесь невозможно без фундамента знаний, получить и накопить которые можно только на практике.

С другой стороны, сделать это во время обучения непросто — многие предприятия не могут позволить себе массового привлечения стажеров для выполнения каких-то функций, так как цена ошибки слишком велика. Поэтому выпускники вузов и других учебных заведений, как правило, не обладающие практическим опытом, должны изначально готовить себя к тому, что быстрые успехи и стремительный карьерный рост для нашей отрасли — скорее исключение, чем правило. И чтобы добиться этого, необходимо прикладывать усилия, возможно, даже большие, чем в других сферах деятельности.

— Каким требованиям должны соответствовать выпускники вузов для трудоустройства в «Газпром нефть»?

— В нефтегазовой промышленности дефицитными являются специалисты по всей цепочке создания стоимости: от разведки и добычи до переработки и продаж. Также нужны геологи, разработчики, буровики, специалисты по ГТМ, инфраструктуре, технологи и механики.

Однако главная характеристика востребованного специалиста — даже не столько полученное образование и наличие опыта работы, сколько его успешность и ориентированность на профессиональный рост. Именно такие специалисты необходимы большинству работодателей, и именно им компании стремятся в первую очередь предоставлять возможности для профессионального и карьерного роста.