Самые выгодные проекты – в России

Александр ТруханИнтервью генерального директора «Газпромнефть-смазочные материалы» Александра Трухана

Март  2011. Журнал «ГАЗПРОМ».

Рынок

– Александр Михайлович, как за последние годы изменился мировой рынок смазочных материалов?

– Экономический кризис привёл к сильным изменениям. Дело не только в снижении потребления в Европе, которое продолжается до сих пор, но изменилась сама структура – значительно увеличилась доля премиальных масел, а доля традиционных промышленных смазочных материалов снизилась. Предприятия стали рачительней относиться к деньгам, предпочитая закупать масла, способные обеспечить более долгий срок эксплуатации, а такие масла стоят дороже.

Европейская промышленность постепенно отказывается от создания крупных запасов смазочных материалов, по мере необходимости закупая небольшие объёмы. Соответственно пришлось перестраиваться и производителям масел – развивать отделы по работе с клиентами, организовывать доставку от завода до склада потребителей. Разумеется, это влияет на конечную цену продукта, но потребитель готов доплатить, так как в конечном итоге ему практически не приходится тратить деньги на логистику, а, следовательно, более высокая цена масла компенсируется экономией на сопутствующих затратах.

Всё более важным становится Азиатско-тихоокеанский регион, где продолжает развиваться промышленность, а, следовательно, и потребление смазочных материалов.

– А какова ситуация на отечественном рынке?

– В России, как и на Западе, во время кризиса произошло падение спроса – на 25%. Особенно были затронуты промышленные масла. Но сегмент мелкой фасовки оказался более устойчивым – продажи в нём за прошлый год выросли на 30%. У нас так же как и в ЕС потребитель хочет более дорогой, но качественный продукт, который позволит ему экономить деньги в среднесрочной перспективе.

В отличие от Европы, наш рынок смазочных материалов восстанавливается. Я, правда, ожидаю, что полное восстановление произойдёт не раньше 2013 года. На сегодняшний день самые выгодные проекты по окупаемости и возврату вложенных инвестиций – в России. Многие мировые компании стремятся локализовать у нас производство. Хотя уровень потребления пока далек от докризисного.

Сегодня усиливается конкуренция в области технологий, сервиса, идет упорная работа по снижениюсебестоимости продуктов. Если говорить о структуре – увеличивается число сложных технологических продуктов. Те компании, которые вложились в разработку новых продуктов, получают дополнительную долю рынка при его восстановлении.

Рост доли

– Мы относимся к таким компаниям. В 2010 году доля премиального сегмента в нашей продуктовой линейке выросла на 30%. И это всё – востребованные рынком товары.

– Какую долю российского рынка вы сейчас занимаете?

– Наше предприятие занимает 14% общего производства и 9% рынка фасованных масел. И хотя кризис заставил нас немного пересмотреть стратегию, наши основные цели остаются неизменными - 16% отечественного рынка, в том числе в сегменте фасованных масел.

– Какие у вас произошли изменения?

– За три года количество наших клиентов увеличилось с 20 до нескольких сотен. Не удивительно, что один из самых многочисленных отделов у нас – это отдел клиентского сервиса. С осени 2009 года мы перешли на доставку продукции от завода до дверей склада клиента. Сами организуем перевозки и с Ярославской, и с Омской площадок. И потребитель готов платить ради дальнейшей экономии. В 2011 году мы планируем максимально автоматизировать работу с клиентами.

Стратегические направления

– Какие рынки вы определяете для себя как стратегически важные?

– Мы планируем расширяться на перспективном азиатском рынке, который потребляет весь спектр смазочных материалов, включая недорогие индустриальные продукты. Также планируем свое развитие и в Европе - там сложилась интересная ситуация, связанная с закрытием ряда предприятий отрасли.

– С чем связано закрытие?

– Владельцы несут убытки, необходима модернизация, но модернизация по ряду причин для них слишком накладна – проще остановить работу предприятия В 2008 г. мы приобрели завод в итальянском городе Бари и теперь занимаем примерно 5% итальянского рынка смазочных материалов. Продукция этого завода поставляется и в другие страны ЕС. Кроме того, эта покупка позволила нам в короткий срок запустить в производство премиальные масла G-Energy.

Конечно, нам интересны Балканы. Как вы знаете, «Газпром нефть» приобрела в начале 2009 года сербскую компанию NIS. До нашего прихода в регион сербы продавали свою продукцию только через собственные заправки в объёме не более 1 тыс. т в год. Сейчас мы модернизируем производство, расширяем мощности, пробуем новые технологические решения, организуем выпуск новых современных продуктов, востребованных рынком. Кроме того, изменения претерпел и сбыт – теперь нисовские смазочные материалы реализуются в различных сетях заправочных станций, а также через дистрибьюторов. Притом мы работаем в среднем и верхнем ценовом сегменте. В скором времени планируем идти в ближайшие балканские страны.

– А рынки Азии?

– Здесь стратегически важными для нас являются рынки Китая и Монголии. В Монголии наш SiBiMotor является брендом номер два (после Mobil). В этой стране наше предприятие работает уже три года, а благодаря ряду усилий по продвижению марки в 2010 году объёмы продаж здесь выросли в три раза.

В Китае сегодня наблюдается дефицит смазочных материалов, но тем не менее правительство весьма неохотно допускает на свой рынок готовый фасованный продукт. Они всеми силами стремятся локализовать производство. Для нас этот рынок особенно интересен, так как практически на 90% наша продукция соответствует потребностям Китая. Кроме того, Омский НПЗ расположен достаточно удобно с точки зрения логистики – транспортное плечо получается относительно коротким.

Также продукцию ОНПЗ покупают в среднеазиатских странах бывшего СССР и в Северной Корее. Корейцы с ноября закупают у нас ГОСТовские масла и недавно начали приобретать фасовку. Для того, чтобы оперативно реагировать на потребности региона, в ближайшее время мы откроем представительство в Алма-Ате.

Продукты

– Как развивается ваша продуктовая линейка?

– В 2010 году в производство было пущено более 70 новых масел. Учтите, что нормой считается 3. Кроме того, в апреле исполняется год с начала выпуска масла G-Energy. Сейчас мы уже производим более 40 продуктов под этим брендом. К сожалению, сейчас этот продукт на 100% иностранный – имею в виду не только место производства, но и его компоненты – базовые масла и присадки. Это связано с тем, что у нас в стране не налажено производство масел второй и третьей групп. Поэтому мы пока опираемся на мощности завода в Бари.

Для нас особенно важно, что в прошлом году количество заявок превышало производственные возможности. Это заставило пересмотреть потенциал роста и возможные инвестиции. Уже сейчас мы инвестируем в строительство новых масляных установок. Новый Заводской комплекс в Омске выйдет на стадию промышленной эксплуатации уже в следующем году. Но это касается только первой группы масел. Масла третьей группы совместно с ТНК-BP будут производиться на Ярославском НПЗ с 2014-2015 годов. Мы планируем стать производителем всех трех групп к 2017 году.

– Сколько денег вложено в строительство Омского завода?

– Около 2 млрд рублей. Кстати, получив в управление масляные установки на НПЗ, мы превратились в первую вертикально интегрированную масляную компанию.

– Ваши масла получили допуски у автопроизводителей?

– Конечно. Наша продукция одобрена многими европейскими производителями, например, Volvo, Volkswagen, Mercedes-Benz. До этого мы закупили необходимое оборудование для проведения испытаний, подписали контракт с независимой лабораторией. Кроме того, для продвижения товара мы провели обучение дистрибьюторов, фактически делая из них инженеров, людей, способных внятно общаться со специалистами и объяснять им преимущества нашей продукции.

Сейчас мы хотим выводим на рынок новые продукты G-Energy для станций техобслуживания и азиатских авто.

– Что ещё в ваших ближайших планах?

– Завершить в этом году первую линию по производству масел на омском заводе. Мы рассматриваем варианты покупки предприятия смешения и фасовки в европейской части России. Это необходимо нам для более успешной работы как на внутреннем рынке, так и на рынке Европы.

Беседу вёл Александр Фролов