Рынок масел выздоравливает

Александр ТруханИнтервью генерального директора «Газпромнефть-смазочные материалы» Александра Трухана
Январь 2011. Журнал «Нефть России».

"Масляная" дочка "Газпром нефти" делает ставку на развитие премиального сегмента

Дочернее предприятие "Газпром нефти" - ООО "Газпромнефть - смазочные материалы", специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей, было создано в ноябре 2007 г. и управляет производственными активами в Западной Сибири (Омск) и европейской части России (Ярославль). Общий объем выпуска продукции в 2009 г. превысил 400 тыс. т. Стратегия компании на период до 2020 г. предусматривает агрессивный рост во всех секторах рынка смазочных материалов и активный - за рубежом. Задача, которую ставит перед собой "дочка" "Газпром нефти", - стать технологическим лидером среди российских компаний-производителей аналогичной продукции. Приобретение в апреле 2009 г. Chevron Italia S. p. A., включая завод по производству масел и смазок в г. Бари, открыло компании доступ к передовым европейским технологиям. О дальнейших планах компании журналу "Нефть России" рассказал генеральный директор ООО "Газпромнефть - смазочные материалы" Александр ТРУХАН.

- Как бы Вы оценили современное состояние российского рынка смазочных материалов?

- Он постепенно "выздоравливает". Согласно нашей оценке, в 2008-2009 гг. потребление масел в стране сократилось на 25%. Если в секторе автомобильных масел снижение было не столь существенным, то по промышленным маслам мы наблюдали 30-процентное падение спроса, причем как на продукцию ГОСТовского сегмента, так и на премиальные, преимущественно импортные продукты. Сейчас же наблюдается существенное оживление. В 2010 г. потребление увеличилось на 7-8%, и в 2011-2012 гг. мы ожидаем аналогичный рост. Если наши прогнозы оправдаются, то в 2012 г. спрос на внутреннем рынке достигнет докризисного уровня.

- Какие стратегические цели ставит перед собой компания на отечественном рынке?

- Наша компания, несмотря на свой молодой возраст, достаточно амбициозна. Мы активно развиваемся во всех секторах рынка смазочных материалов - потребительском, коммерческом, индустриальном. Основная стратегическая задача - в среднесрочной перспективе занять 16% рынка РФ (сейчас на нашу долю приходится 11%). Однако кроме количественных показателей для нас крайне важна и структура продуктовой корзины, которая предлагается нашим потребителям. Если сейчас большая часть продукции компании "Газпромнефть - смазочные материалы" (впрочем, как и любого другого российского производителя) - это масла сегмента ГОСТ, то уже через 3-5 лет мы планируем радикально изменить соотношение стандартных и премиальных продуктов. Первый шаг в этом направлении был сделан благодаря приобретению компании Chevron Italia. Мы получили современное производство, позволившее нам начать выпуск премиальной линейки масел G-Energy и запустить на рынок Европы и России международный бренд.

- Какие ключевые тенденции на мировом рынке, оказывающие влияние на развитие компании, Вы бы могли выделить?

- Я бы отметил две основные тенденции. Во-первых, рост спроса на вторую и третью группы базовых масел. Как во всем мире, так и в отдельных регионах, в том числе в Европе и России, увеличиваются продажи высокотехнологичных товарных масел. Во-вторых, тенденцию к повышению эффективности масляных производств как за счет применения новых технологий, так и благодаря повышенной чувствительности большинства компаний к ситуации на различных рынках. Крупные международные игроки оптимизируют свои затраты на застойных рынках и инвестируют в развивающиеся, к числу которых относится и Россия. В практической плоскости это означает повышенное внимание к производственным активам на территории РФ со стороны международных компаний, а также усиление конкуренции, в том числе и ценовой, практически во всех товарных нишах.

- Удалось ли возглавляемой Вами компании установить партнерские отношения с производителями автомобилей и оборудования, для которого предназначены выпускаемые масла?

- Налаживание сотрудничества с ними - одно из ключевых направлений развития нашей компании. В 2010 г. мы вывели на рынок свыше 40 наименований автомобильных масел под брендом G-Energy и около 30 новых индустриальных продуктов под брендом "Газпром нефть". Каждый из них получил целый ряд одобрений производителей техники. При этом работу со многими автомобильными корпорациями мы начали еще в 2009 г., но получение некоторых одобрений заняло более года.

В компании уделяется самое серьезное внимание взаимоотношениям с производителями промышленного оборудования. Например в этом году нам удалось выиграть тендер Bosh Rexroth, которая искала поставщика гидравлических масел для своей уникальной разработки - системы управления сценами Большого театра. Мы выиграли этот тендер и приняли участие в интереснейшем проекте. Только представьте себе, маслобак гидравлической системы имеет емкость около 50 т! Он расположен на глубине 20 м. Помимо того что само масло должно быть высочайшего качества, необходимо было обеспечить технический сервис, а также логистику, отвечающую самым жестким экологическим стандартам.

- В чем заключается стратегия ООО "Газпромнефть - смазочные материалы" на мировых рынках? Выход в какие регионы является для вас приоритетной задачей?

- Наша компания определила для себя ряд рынков Европы и Азии в качестве целевых. Это означает, что мы претендуем не только на присутствие на них, но и на получение их существенной доли. К таковым относятся Казахстан, Белоруссия, Украина, Италия и Сербия. В этих странах мы открыли или же в ближайшее время откроем свои офисы, а 2011 г. станет годом активного внедрения там разнообразных маркетинговых программ, которые уже прошли апробацию в России. Однако помимо присутствия на целевых рынках наша компания планирует выход в целый ряд государств Центральной и Восточной Европы, а также Азии. Есть интерес к нашей продукции и со стороны активных азиатских экономик. Поэтому я не исключаю, что через несколько лет наш список целевых рынков пополнится.

В компании намечается интересная программа продвижения на Балканы. "Газпром нефти" принадлежит 51% сербской государственной нефтяной компании NIS, которая имеет собственное масляное производство. Благодаря намеченному интеграционному проекту мы намерены добиться эффекта синергии: один из наших брендов получит хорошую площадку в Юго-Восточной Европе, а NIS - необходимую маркетинговую и производственную поддержку для собственного масляного бизнеса. Рассчитываем, что это позволит нам активно развиваться не только в Сербии, но и в соседних государствах - Хорватии, Боснии и Герцеговине, Болгарии, Румынии, Черногории. Наша итальянская дочерняя компания также понемногу налаживает поставки в соседние государства - Грецию, Германию, Испанию, Мальту.

Так что направлений для экстенсивного развития - более чем достаточно. Главное, мы смогли сформировать по-настоящему интересное предложение: ассортиментное, маркетинговое, сервисное.

Но безусловным приоритетом для "Газпромнефть - смазочные материалы" сейчас является полноценное развитие бизнеса в России. Мы ведь только начали активно прорабатывать здесь различные каналы продаж. Розничные точки, магазины при АЗС и СТО, парки коммерческой техники, различные секторы индустрии - это огромный рынок, для которого наша компания не так давно закончила формировать предложение, в первую очередь продуктовое. Поэтому ближайшие год-два мы планируем потратить на системное, планомерное увеличение продаж через основные каналы реализации, прежде всего премиальные.

- Какие задачи ставит перед собой компания на ближайший год, а также средне- и долгосрочную перспективу?

- 2011 г. для нас - это время закрепления результатов, достигнутых в прошлом году. Прежде всего, имею в виду вывод на рынок G-Energy. Мы хотим освоить все основные каналы продаж. Аналогичную задачу ставим и перед своими зарубежными подразделениями.

Что касается среднесрочной перспективы, то наша компания всерьез задумывается над расширением собственной производственной базы. Мы пока ограничены с точки зрения объема выпуска фасованной продукции и во многом из-за этого вынуждены производить G-Energy в Италии (сейчас это наш самый передовой актив с хорошим малотоннажным блендингом, новыми реакторами с точной системой дозировки, высокой степенью автоматизации всех процессов и высокой культурой производства). Однако и России требуются такие предприятия. В этом году "Газпромнефть - смазочные материалы" приступила к строительству сверхсовременного производственного комплекса в Омске. Мы также изучаем возможности создания производственной базы в европейской части РФ.

Наши долгосрочные перспективы связаны с продвижением на зарубежные рынки, а также с инвестициями в производство базовых масел второй и третьей групп.

СПРАВКА

Александр Михайлович ТРУХАН родился 5 мая 1962 г. в Киеве. В 1988 г. окончил Киевский государственный университет по специальности "филология". Владеет испанским, английским и португальским языками. В 2001 г. окончил Киевский национальный экономический университет по специальности "управление международным бизнесом", получил степень МВА по экономике. С 1996 г. работал в ВР Oil International (с 1997 ВР/Моbil) в блоке продаж масел в странах СНГ. В 1999 г. был назначен на должность главы представительства на Украине (бизнес масел) Texaco Europe Ltd., преобразованного в 2001 г. в СП "ТНК-Техасо" и реорганизованного в "ТНК смазочные материалы". В 2005 г. Александр Трухан занял пост генерального директора "ТНК смазочные материалы". С 2006 г. по 2007 г. являлся руководителем проекта развития бизнеса масел "ЛЛК-Интернешнл" на зарубежных рынках. В январе 2008 г. назначен генеральным директором ООО "Газпромнефть - смазочные материалы".