Как по маслу

Александр Трухан

Интервью генерального директора «Газпромнефть — смазочные материалы» Александра Трухана

28 июня 2011 г. Oil&Gas Journal Russia.

— Александр Михайлович, какое место в стратегии развития компании отводится зарубежным рынкам?

— Конечно, первоочередная задача для нас — это полноценное развитие бизнеса в России. Мы обеспечиваем 14% общероссийского производства, занимаем на отечественном рынке фасованных масел 9% и стремимся довести эту цифру до 16%. При этом до 45% (около 200 тыс. тонн) нашей продукции мы поставляем на зарубежные рынки в виде готовой продукции или базовых масел для последующей переработки, в основном на нашем предприятии в Италии.

Но и зарубежное направление неправильно относить ко второй очереди. Наша компания определила для себя ряд рынков Европы и Азии в качестве целевых. Это означает, что мы претендуем не только на присутствие на них, но и на получение там существенной доли. К таковым относятся Казахстан, Белоруссия, Украина, Италия и Сербия. В этих странах мы открыли свои офисы, основали дочерние компании, и 2011 год мы видим годом активного внедрения там разнообразных маркетинговых программ, которые уже прошли апробацию в России. Помимо целевых рынков мы планируем выход в целый ряд государств Центральной и Восточной Европы.

— Что дало компании приобретение итальянского завода в Бари?

— Это было важнейшее событие в контексте нашего движения на мировой рынок. Покупка в апреле 2009 года масляного бизнеса у компании Chevron Italia, в частности завода масел и смазок в итальянском городе Бари, позволила нам сразу занять 5% итальянского рынка и начать поставки масел в другие страны ЕС. Ведь мы приобрели у Chevron бизнес масел в Италии целиком, включая квалифицированный персонал, современные технологии по производству масел и смазок, современный завод, контракты на поставку с 45 дистрибьюторами по всей Италии и контракты с крупными промышленными предприятиями.

Сейчас наша итальянская дочерняя компания Gazpromneft Lubricants S.p.A. поставляет продукцию в соседние государства — Грецию, Германию, Испанию, Мальту, а также в восточноевропейские страны — Румынию, Сербию, Украину, Молдову. Даже в Казахстан.

— Как развивается ваш сербский актив NIS? Коснется ли масляного производства ведущаяся модернизация местных НПЗ?

— Да, мы как раз сейчас реализуем программу модернизации масляного производства NIS, в которой «Газпром нефти» принадлежит 51%. Цель программы — снижение вредных компонентов в моторных маслах, а также организация выпуска новых современных продуктов.

Изменения претерпел и сбытовой сектор — смазочные материалы производства NIS теперь продаются по различным каналам, в том числе и через дистрибьюторскую сеть, тогда как раньше сербская компания продавала их только на своих заправках — и не более 1 тыс. тонн в год. Сравните: в 2010 году реализация выросла до 15 тыс. тонн. Вообще через NIS, используя Сербию как опорный пункт, мы реализуем целый интеграционный проект по продвижению в другие страны на Балканах — Хорватию, Боснию и Герцеговину, Болгарию, Румынию, Черногорию. Для нас это усиление рыночных позиций бренда, а сербская компания получит хороший стимул к наращиванию производства.

— Изменился ли мировой рынок смазочных материалов вследствие глобального экономического кризиса и как именно?

— Да, и весьма значительно. Среди производителей масел четко прослеживается тенденция к повышению эффективности, для чего активно применяются новые технологии. Чтобы более чутко реагировать на изменения ситуации на различных рынках, производители перестраивают логистические цепочки, меняют маркетинговые стратегии.

Изменились и предпочтения рынка. Промышленные потребители, с одной стороны, сейчас отказываются от создания у себя крупных запасов смазочных материалов и закупают небольшие объемы по мере необходимости. Это особенно характерно для Европы. С другой стороны, они предпочитают более дорогие масла, которые обеспечивают длительный срок эксплуатации оборудования. Соответственно, на рынке существенно увеличилась доля премиальной продукции.

— Как быстро ваша компания может реагировать на такие изменения?

— Дело в том, что еще на стадии становления компании был создан центр компетенции по инновационной и внедренческой деятельности (R&D). Мы активно начали работы по развитию продуктовой линейки — от традиционных «гостовских» продуктов в сторону масел с современными рецептурами, которые обеспечивают высокие эксплуатационные характеристики, с тем чтобы существенно расширить долю последних в объеме производства. И первый шаг в этом направлении был сделан с приобретением завода в Италии, где частью сделки стало соглашение о приобретении технологий.

При этом, помимо доли рынка, о которой я уже говорил, мы получили в Бари современное производство с хорошим блендингом, новыми реакторами, гомогенизаторами с точной системой дозировки, высокой степенью автоматизации. Это позволило начать выпуск премиальной линейки моторных масел G-Energy для самых современных легковых и коммерческих автомобилей, и уже в апреле 2010 года мы вывели на рынок Европы и России наш собственный международный бренд. Наш центр R&D в сотрудничестве с мировыми лидерами по производству присадок создает до 70 новых современных продуктов в год, получает допуски практически всех мировых производителей машин и оборудования и ставит масла, смазки на производство.

— Насколько известно, у бренда G-Energy и «сырьевое происхождение» тоже иностранное. Вам не кажется это странным, учитывая изобилие

сырья в России?

— Действительно, основные компоненты — базовые масла и присадки — пока полностью нероссийского производства. Но у нас в стране не налажено производство масел второй и третьей групп с качеством, необходимым для линейки G-Energy.

Однако я подчеркну — мы уже сейчас работаем над этим, инвестируем в строительство новых масляных установок на территории России. Совместно

с ТНК-BP с 2014-2015 годов мы будем производить на Ярославском НПЗ масла третьей группы, к 2017 году планируется производить базовые масла группы 2 и 2+ на Омском заводе смазочных материалов. Это позволит существенно расширить наши возможности по завоеванию целевых рынков.

— Проблема базовых масел — единственная производственно-технологическая задача, которую вам приходится решать для расширения географии?

— Еще фасовка и логистика. В данный момент мы как раз рассматриваем варианты покупки предприятия по смешению и фасовке в европейской части России. Дело в том, что нам пока не хватает объемов производства фасованной продукции, а это — необходимое условие для успешной работы на рынке, к примеру, Северной Европы.

— Вы уже далеко продвинулись на запад. А на восток? Помогает ли здесь географическая близость Омского НПЗ «Газпром нефти»?

— Конечно, расположенный на юге Сибири Омский НПЗ с его огромными объемами и современным производством дает нам хорошие преимущества при работе на рынках наших соседей с востока. Здесь речь идет в первую очередь о Казахстане, Китае и Монголии. Со стороны растущих экономик этих стран мы ощущаем большой интерес к нашей продукции. Новый заводской комплекс масляного производства в Омске выйдет на стадию промышленной эксплуатации уже в следующем году.

В Казахстане у наших брендов весьма прочные позиции — около 45% рынка, на рынке Монголии мы работаем уже три года, наш SiBiMotor является брендом номер два, а за прошлый год объемы продаж здесь выросли в три раза. Что же касается Китая, то власти здесь неохотно допускают на свой рынок готовый фасованный продукт, предпочитая организацию производств на месте. Но в стране явно наблюдается рост спроса на масла, смазки, рынок очень интересен и высокоперспективен.