Стимулы для развития

Анатолий Чернер

Интервью заместителя генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолия Чернера

29 июня  2011 г. Журнал «Газпром».

— Анатолий Моисеевич, какое влияние оказали последствия глобального финансово-экономического кризиса на политику Группы «Газпром нефть» в области переработки и сбыта?

— События 2008–2009 годов подтвердили тот факт, что наименьшие потери в периоды финансовой нестабильности несут компании, результаты деятельности которых определяются в большей степени внутренними факторами, а не ценами на нефть и нефтепродукты. Прежде всего к ним следует отнести уровень операционных затрат, а также эффективность структуры производства и сбыта.

Мы уделяли этим факторам значительное внимание и до кризиса, поэтому политика «Газпром нефти» принципиально не изменилась. В то же время неблагоприятные тенденции на мировом и отечественном рынках стали дополнительным стимулом для более активной реализации наших планов. Вот почему для всех направлений переработки и сбыта в 2009 —2010 годах были утверждены новые комплексные среднесрочные программы операционных улучшений. В частности, для нефтеперерабатывающих заводов в течение 2011–2013 годов они предусматривают качественный скачок по динамике основных показателей эффективности, выраженных в индексах Solomon Associates. Речь идет о совокупных операционных затратах, энергоэффективности, эксплуатационной готовности, персонале и так далее. Такой бенчмаркинг принят нефтеперерабатывающими заводами в мире как эталон для сравнения показателей эффективности переработки нефти. По большинству этих показателей мы планируем достичь среднеевропейского уровня. На каждом НПЗ компании созданы рабочие группы по разработке и внедрению мероприятий, направленных на повышение эффективности действующих производств. Что касается сбытовых подразделений, перед ними стоит задача ежегодного сокращения удельных операционных затрат, несмотря на противодействие этому внешних факторов — в первую очередь роста цен и тарифов.

Кризис убедил нас также в необходимости ускорения темпов модернизации и развития наших перерабатывающих активов — прежде всего для наращивания объемов производства продукции с высокой добавленной стоимостью и расширения премиальных каналов сбыта, через которые эта продукция реализуется, в том числе и конечным потребителям. Это позволит существенно увеличить продажи на российском розничном рынке, который не подвержен серьезному влиянию глобальных тенденций и процессов.

— Что предусматривают планы развития российских НПЗ «Газпром нефти» с учетом последних корректировок?

— Принятая компанией стратегия ставит перед нами три основные задачи. Сначала, до 2015 года, нужно обеспечить полный переход наших заводов на производство топлив экологического класса 5 — аналог стандарта Евро-5. На это направлена программа «Качество». Затем, в период до 2020 года, необходимо будет повысить показатели НПЗ по глубине переработки и выходу светлых продуктов, соответственно, до 90–95 % и 77 % и параллельно — нарастить объемы нефтепереработки в России до 38–40 млн т в год.

И третье направление — Программа повышения производственной эффективности и сокращения затрат на переработку сырья, энергоэффективности производства, снижения топлива и потерь, повышения эксплуатационной готовности технологических установок.

Первый этап развития связан с необходимостью привести наши предприятия в соответствие с требованиями российского техрегламента по качеству топлив. Благодаря постановлениям Правительства о дифференциации акцизов на нефтепродукты в зависимости от экологических классов у нас появились экономические стимулы не просто своевременно перейти на новые стандарты, но и сделать это в кратчайшие сроки. Для этого нам нужно в достаточно оперативном режиме провести реконструкцию существующих мощностей, а также запустить в эксплуатацию новые технологические установки. По нашим оценкам, на реализацию данного этапа потребуется в общей сложности более 70 млрд рублей.

Работа на этом направлении идет полным ходом. В частности, на Омском НПЗ в прошлом году мы ввели в строй крупнейшую в Европе установку изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2» производительностью 800 тыс. т в год. Ее запуск позволил увеличить выпуск бензинов экологического класса 4 до 30 % и объем производства бензинов в целом на 650 тыс. т. Сегодня на Омском НПЗ идет строительство двух установок: гидроочистки бензина каталитического крекинга мощностью 1,2 млн т в год и гидроочистки дизельного топлива производительностью 3 млн т. Эти работы планируется завершить в 2011 году, после чего выпускаемые предприятием бензин и ДТ будут полностью отвечать требованиям стандарта класса 4 и класса 5 соответственно.

На Московском НПЗ, где с января производится дизельное топливо экологического класса 4, в 2012 году будет завершена реконструкция действующей установки гидроочистки ДТ — ЛЧ-24/2000. В результате модернизации межрегенерационный период ее работы увеличится и 80 % выпускаемого заводом дизельного топлива будет соответствовать классу 4. После ввода в 2014 году новой установки гидрооблагораживания ДТ мощностью 2 млн т в год Московский НПЗ полностью перейдет на выпуск дизельного топлива класса 5. Кроме того, сейчас здесь строятся новые установки — изомеризации легкой нафты и гидрооблагораживания бензина каталитического крекинга. Мощность последней — 1,2 млн т в год; все работы мы планируем завершить в 2012 году. С вводом в эксплуатацию этих двух установок 100 % производимого на заводе бензина будет отвечать требованиям класса 5.

«Ярославнефтеоргсинтез» планирует уже в текущем году закончить строительство двух новых технологических комплексов для получения автобензинов класса 5, установки изомеризации нафты и гидроочистки бензина каталитического крекинга. А в начале 2013 года ожидается ввод в эксплуатацию новой установки гидроочистки ДТ, после чего завод полностью перейдет на выпуск дизельного топлива класса 5.

На втором этапе реконструкции НПЗ основное внимание будет сосредоточено на проектах глубокой переработки нефти, а также на повышении эффективности и производительности мощностей первичной переработки за счет замены морально устаревших и физически изношенных технологических установок новыми. Объем капитальных вложений в реконструкцию существующих и строительство новых объектов для повышения глубины переработки на трех российских НПЗ «Газпром нефти», по предварительной оценке, составит около 171 млрд рублей.

«Одновременно с реконструкцией и строительством компания уделяет большое внимание проектам повышения производственной эффективности имеющихся активов. Ежегодно заводы реализуют мероприятия, которые даю большой экономический эффект и значительно улучшают показатели деятельности по методологии компании Solomon Associates.

— Какое влияние окажет на перерабатывающий сектор Группы «Газпром нефть» реализация новых добычных проектов и связанное с этим изменение качества сырья, поставляемого на НПЗ?

— Сегодня наши российские предприятия практически полностью загружены собственной нефтью. Качество этого сырья действительно ухудшается, что связано в первую очередь со снижением в нем доли светлых фракций и в ряде случаев — с повышением содержания серы. Мы учитываем это в наших проектах по модернизации и развитию НПЗ, что позволит нейтрализовать эту негативную тенденцию. Кроме того, мы рассматриваем возможность переработки нефти вместе с газовым конденсатом.

— Как будут развиваться перерабатывающие мощности компании за пределами России? Планируется ли их расширение, рассматриваются ли возможности приобретения новых активов?

— В настоящее время в активную стадию вступил проект строительства комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистки дизельного топлива на НПЗ в Панчево, входящем в структуру сербской Naftna Industrija Srbije (NIS), основным акционером которой является наша компания. Ввод в эксплуатацию этих установок позволит полностью перевести завод на выпуск моторных топлив в соответствии со стандартами Евро-5. Ввод комплекса планируется в 2012 году. Таким образом, мы выполним те инвестиционные обязательства, которые взяли на себя при покупке акций NIS. Суммарные инвестиции в развитие сербской компании составят более 540 млн евро.

Однако высокая конкуренция на европейском рынке нефтепродуктов заставляет задуматься о дальнейшем увеличении эффективности переработки нефти на сербских НПЗ. Поэтому сейчас в NIS ведется активная работа по предпроектной подготовке возможных вариантов дальнейшего технического развития этих предприятий. В качестве основного направления здесь рассматривается увеличение производства моторных топлив из ресурсов мазута. Программа повышения производственной эффективности в данных условиях приобретает еще более важное значение.

Что касается приобретения новых активов, то напомню, что долгосрочная стратегия «Газпром нефти» предполагает наращивание нефтеперерабатывающих мощностей в Европе до 25 — 30 млн т в год. Поэтому мы анализируем существующие на зарубежных рынках активы, изучаем перспективы и условия их получения. Наибольшее внимание сосредоточено на крупных НПЗ с высоким уровнем сложности, возможностью переработки нашей нефти и синергии с уже существующими у нас зарубежными активами. Однако важно отметить, что в ближайшие два года покупка НПЗ за пределами России не является для нас приоритетом. Мы этого не исключаем, но пойдем на какие-то решительные действия только в том случае, если представится возможность приобрести эффективные и современные мощности по очень выгодной для нас цене.

— Что предусматривают планы «Газпром нефти» в области логистики, маркетинга и сбыта?

— Мы продолжаем совершенствовать систему реализации нефти и нефтепродуктов. В частности, в постоянном режиме ведется активная работа по оптимизации направлений поставок продукции за рубеж. Одним из важных направлений здесь является переориентация экспортных потоков на российские порты. Например, в апреле началась отгрузка топочного мазута производства Московского НПЗ через новый терминал «Роснефтьбункера» в порту Усть-Луга. Ранее эти объемы шли на экспорт через прибалтийские страны. К концу года мы увеличим перевалку на этом направлении за счет мазута «Ярославнефтеоргсинтеза».

В декабре минувшего года в структуре нашей компании начала работу новая «дочка» — «Газпромнефть-Логистика». Она выполняет функции единого центра отгрузки нефтепродуктов на Московском и Омском заводах. Главная ее задача — повысить операционную эффективность и контроль над затратами в данном сегменте бизнеса. Благодаря ее деятельности мы сможем выделить из общих затрат компании долю, которая приходится на логистику, что даст возможность существенно сократить издержки без ущерба для производства.

Особое внимание будем уделять премиальным каналам сбыта, которые предполагают продажу нефтепродуктов конечным потребителям. Напомню, что в соответствии с нашей стратегией к 2020 году мы должны выйти на реализацию в нашей стране и за ее пределами 40 млн т продукции. В том числе порядка 18 млн т придется на авиатопливо, бункеровку судов, смазочные материалы и продукты нефтехимии, 10 млн т — на мелкооптовые продажи крупным конечным потребителям и 12 млн т — на сбыт через розничную сеть компании.

Работа на этих направлениях идет полным ходом. Так, выделение в самостоятельные бизнес-единицы каналов реализации авиационного топлива (ООО «Газпромнефть-Аэро»), бункеровки (ООО «Газпромнефть Марин Бункер»), а также производства и продаж моторных масел (ООО «Газпромнефть-смазочные материалы») уже дают положительный эффект. В частности, розничная реализация авиакеросина выросла в прошлом году на 19 %, бункеровочного топлива — на 17 %, масел — на 29 %. Мы первыми в России приступили к организации промышленного производства полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий на Омском НПЗ, что в перспективе позволит нам занять в этой нише лидирующие позиции. К 2020 году мы планируем как минимум вдвое увеличить суммарные объемы продаж по этим премиальным направлениям.

Свои результаты дает и оптимизация системы мелкооптовой торговли. Рост сбыта нефтепродуктов через этот канал составил в прошлом году 22 %. Причем подчеркну, что этого нам удалось добиться не за счет увеличения производственных мощностей, а за счет грамотного управления имеющимися активами. Впрочем, в дальнейшем нам, безусловно, потребуется расширение системы нефтебаз, чем уже начала заниматься наша новая «дочка» — «Газпромнефть-Терминал».

Рост продаж через нашу розничную сеть составил в минувшем году 21 %, что обусловлено, главным образом, активной работой с физическими и юридическими лицами, а также ребрендингом АЗС, который мы планируем завершить в этом году. Продолжаем реконструкцию действующих и строительство новых станций — в 2010‑м было модернизировано 42 заправочных комплекса, построено 27. Кроме того, мы приобрели 60 действующих АЗС. Сегодня в нашем распоряжении находится почти 1,6 тыс. станций в России и за рубежом — АЗС компании NIS в Сербии, а также собственные станции в Казахстане, Таджикистане, Киргизии и Белоруссии. В нашей стране мы планируем активно развивать розничную сеть в Нижегородской и Иркутской областях, Красноярском крае. Большой интерес для нас представляет и Южный федеральный округ — для реализации здесь своих планов мы уже создали новую сбытовую «дочку» — «Газпромнефть-Юг». За счет покупки SibirEnergy наша компания превратилась в ключевого игрока на московском розничном рынке моторного топлива —естественно, свою сеть АЗС мы будем здесь совершенствовать и по возможности расширять. В СНГ наши основные усилия будут направлены на развитие розницы в Казахстане и на Украине. Предполагается расширение сбытовых активов в дальнем зарубежье, в частности на Балканах. Например, сегодня мы изучаем возможности выхода на розничные рынки Румынии, Болгарии, Черногории, Хорватии, Боснии и Герцеговины. В зону наших интересов также попадает Венгрия. Мы рассчитываем, что в среднесрочной перспективе, до 2015 года, наша розничная сеть в России и за рубежом увеличится до 1,7 тыс. АЗС, в долгосрочной, к 2020-му, — до 2,1 тыс. станций.

— А в Санкт-Петербурге розничную сеть будете развивать?

— В Северной столице в первую очередь мы сосредоточимся на имеющихся у нас площадках под строительство современных автозаправочных комплексов. Помимо этого, совместно с ОАО «Газпром» и правительством Санкт-Петербурга мы реализуем на базе нашего дочернего предприятия «Газпромнефть — Северо-Запад» пилотный проект по переводу автомобильного транспорта на компримированный природный газ (КПГ). Прежде всего речь идет о муниципальном транспорте, а также о коммерческих пассажирских и малотоннажных грузовых перевозках. По результатам реализации проекта мы сможем увидеть реальную емкость рынка — пока он оценивается в пределах 2 млрд куб. м в год, а также технические возможности и экономический эффект от перевода транспорта на КПГ. После этого будет принято решение относительно перспектив этого направления, в том числе и в других регионах.