Влюбленные в небо

Владимир Егоров

Интервью генерального директора ЗАО «Газпромнефть-Аэро» Владимира Егорова

Журнал «Газпром»

— Владимир Егорович, каким выдался 2010 год для отрасли?

— В целом 2010-й стал годом выхода из кризиса: рост пассажирских перевозок — 57 млн человек (что на 26,2% больше, чем в 2009-м), более 1 млн т грузов — то есть все показатели существенно улучшились. Авиатоплива в России произведено 9,1 млн т (на 6% больше, чем в 2009-м), из них «Газпром нефтью» — 2,1 млн т (рост на 7%).

— А для вашего предприятия?

— Для нас даже 2009 год был неплохим — производственные показатели росли, мы увеличили свою долю на рынке и заняли первое место по заправке топлива «в крыло». В прошлом году, уже на растущем рынке, работать было очень комфортно. Мы реализовали примерно 2,35 млн т авиакеросина, причем почти 400 тыс. т закупили у сторонних производителей. Розница развивалась очень хорошо — было продано больше 1 млн т топлива. В розничном сегменте мы заняли 17,6% российского рынка. Но на достигнутом останавливаться не собираемся.

Кстати, обычно за цифрами мы забываем о людях, но сейчас я хотел бы сказать о нашем коллективе. Если бы сотрудники «Газпромнефть-Аэро» не любили свою работу, не получилось бы ничего, никаких успехов бы не было. Меня очень радует, что на предприятии трудятся люди, влюбленные в небо. Притом наш коллектив растёт — за год с 600 до 1500 человек.

География поставок

— А как продвигается строительство и реконструкция топливозаправочных комплексов (ТЗК)?

— Недавно мы закончили реконструкцию ТЗК в Новосибирске. Теперь это самый оснащенный, совершенный комплекс не только в России, но и в целом в СНГ. Он полностью соответствует и российским, и международным требованиям. Кроме того, сейчас продолжается строительство ТЗК в Шереметьево: здесь мы начнём заправлять самолёты к концу первого полугодия 2012 года.

— Какие авиакомпании пользуются вашими услугами?

— Их много. Достаточно будет назвать наших ключевых партнёров: «Трансаэро», «Аэрофлот», S7 и «Глобус», «ЮТэйр», ГТК «Россия», «Волга-Днепр», «Оренбургские авиалинии».

— Вы ведь обслуживаете российские суда и за рубежом. Как изменилась география заправок?

— Мы постоянно её расширяем. К концу 2010 года мы обеспечивали топливом российские воздушные суда в 18 заграничных аэропортах. Объём реализованного за рубежом авиатоплива увеличился более чем в 8 раз. Сейчас мы заправляем российские суда на Кипре, в Тайланде, Турции, Китае, Индии, Швеции, Норвегии, Сингапуре, Иордании, Тунисе и Египте. В 2011 году мы планируем довести количество иностранных аэропортов присутствия до 30.

— Не пострадал ли ваш бизнес в связи с переворотами в Тунисе и Египте?

— Нет.

— А в какие страны вы осуществляете оптовые поставки?

— В Казахстан, Таджикистан, Монголию, Афганистан и Киргизию. Кстати, мы зарегистрировали дочернее предприятие «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан». С апреля этого года оно осуществляет деятельность в международном аэропорту «Манас» в Бишкеке. Мы модернизируем местные заправочные мощности и надеемся, что уже через год они будут соответствовать всем международным стандартам.

Кроме того, в течение 2010 года мы интегрировали авиатопливный бизнес сербской дочки «Газпром нефти» — NIS. Балканский регион сейчас находится в зоне самого пристального внимания, поскольку там сосредоточены очень перспективные рынки. Но успешно конкурировать здесь можно только при условии, если NIS нарастит объемы производства. Думаю, это дело ближайшего времени.

Значимые события

— Вернёмся на отечественный рынок. Как вы прокомментируете претензии антимонопольной службы начала 2011 года?

— Вопросы у ФАС возникли в связи с якобы имевшим место снижением поставок авиатоплива на российский рынок. Однако если говорить о нашем предприятии, то никакого снижения не было. Напротив, для удовлетворения возросшего спроса на Московском транспортом узле мы закупили авиатопливо у сторонних поставщиков и заимствовали в Росрезерве. Это был очень ответственный шаг, но замечу, что к настоящему времени мы возвратили все заимствованные в Росрезерве объёмы. Абсолютно все обязательства по поставкам авиатоплива в рамках действующих договоров и контрактов были выполнены в полном объеме.

Кстати, в феврале вышло распоряжение Правительства, согласно которому «Газпромнефть-Аэро» стало единственным поставщиком авиакеросина и исполнителем услуг по заправке воздушных судов Вооружённых Сил России. Мы полтора года шли к этому. Речь идёт о 12 аэропортах во всех федеральных округах. Планируем направить туда около 20 единиц заправочной техники. Поставим произведённые для нас в Самаре модульные лаборатории для контроля качества топлива и модернизируем местные заправочные мощности.

— А когда вы приступите к заправке?

— Уже приступили — 10 мая.

— Какие ещё значимые для вас события произошли в текущем году?

— В мае «Газпромнефть-Аэро» вступило в Ассоциацию аэропортов гражданской авиации, объединяющую более 300 предприятий. Здесь представлены как российские производители, так и их коллеги из СНГ и стран Запада. В качестве одного из первых шагов мы восстановили работу комитета по авиационным горюче-смазочным материалам. Главой комитета был избран генеральный директор «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» Юрий Шашков.

— А что даёт членство в ассоциации?

— Возможность обмениваться мнением с коллегами, участвовать в подготовке законопроектов, коллективно предлагать изменения в нормативные документы. Ведь то, что принято в 1967-м не всегда соответствует потребностям 2011 года.

— Каковы перспективные планы «Газпромнефть-Аэро»?

— Наша перспективная схема — 5-3-100. Иными словами, мы планируем к 2020 году довести объёмы реализации керосина до 5 млн т, из которых 3 млн т — «в крыло», а количество аэропортов присутствия — до 100. Пока мы на полпути — у нас 41 аэропорт.

Кроме того, мы переходим на долговременные контракты с формулой ценообразования: в рамках соглашения о стратегическом партнерстве с авиакомпанией «Трансаэро» мы подписали формульный контракт на поставку авиатоплива сроком на два года. Планируемый объем авиатоплива, которое «Газпромнефть-Аэро» поставит в рамках контракта с «Трансаэро», составит более 1 млн тонн.