Дмитрий Орлов: Связующее звено — Интервью

Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее

Связующее звено

Связующее звено

В 2020 году спрос на битумные материалы в России продолжил уверенный рост в первую очередь за счет реализации крупных проектов дорожного строительства как на федеральном, так и региональном уровне. О предварительных итогах года, планах в среднесрочном горизонте и новых вызовах битумного бизнеса в интервью в журнале «Газпром» рассказал генеральный директор «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрий Орлов.

Генеральный директор «Газпромнефть — Битумные материалы» Дмитрий Орлов

— Дмитрий Викторович, для многих сфер экономики 2020 год выдался непростым. Как дорожная отрасль прожила этот год?

— Действительно, 2020 год выдался непростым: глобальные события и вызовы сильно повлияли на нашу повседневную жизнь, внесли неопределенность во многие сферы экономики. Это касается и дорожной отрасли.

В начале года мы наблюдали активный рост объемов строительства объектов транспортной инфраструктуры, в первую очередь в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Но в марте и апреле рынок охватила тревога. В тот момент в отрасли звучали мнения, что ограничительные меры, которые в рамках борьбы с коронавирусной угрозой вводило государство, негативно скажутся на темпах строительства дорог.

Но ситуация стабилизировалась, в первую очередь благодаря решениям о сохранении ритма работ всего строительного комплекса страны, принятым на правительственном уровне. Реализация важнейших дорожных проектов была возобновлена, и уже к концу апреля мы увидели позитивную динамику спроса на битумную продукцию.

К такому сценарию мы были готовы. Производственные предприятия «Газпром нефти» продолжали обеспечивать выпуск продукции с соблюдением самых строгих противоэпидемиологических требований. И уже в мае-июне мы вышли на максимальную производительность. К примеру, выпуск битумных материалов на Московском нефтеперерабатывающем заводе (НПЗ) достиг самого высокого уровня за последние 20 лет — до 5,5 тыс. т в сутки. А в рамках опытного пробега удалось выйти на показатель в 6 тыс. т. И такой высокий темп сохранился на весь дорожный сезон этого года.

— Получается, пандемия не оказала критического влияния на дорожную отрасль в целом и на российский рынок битумных материалов?

— Поскольку основной запланированный объем дорожных работ этого года уже завершен, можно подвести предварительные итоги. По нашей оценке, в 2020 году, даже несмотря на снижение темпов в марте и апреле, российский рынок битумных материалов продолжил стабильный рост. Как и годом ранее, общая реализация вяжущих увеличится на 8%, что позволит перешагнуть отметку в 7 млн т. Таким образом, за последние два года спрос на битумные материалы в России увеличился почти на 1 млн т, что объясняется возросшим объемом строительства как федеральных, так и региональных дорог.

Что касается рынка премиальных вяжущих, то он растет еще более высокими темпами. В 2019 году спрос на инновационные битумы вырос на 15%. По итогам 2020 года рост ожидается уже на 25%, а это значит, что будет достигнут рекордный показатель в полмиллиона тонн модифицированных вяжущих. И это при том, что рыночный сегмент полимербитумных вяжущих (ПБВ) довольно-таки молодой: десять лет назад в России была реализована первая тысяча тонн.

— Рост обеспечивало только дорожное строительство?

— Да, основной спрос приходится на проекты дорожного строительства, особенно в части реализации федеральных программ. Например, в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги» осуществляется тесное сотрудничество между федеральными и региональными властями. Объединяются ресурсы и компетенции. Благодаря этому во многих городских агломерациях строительство идет быстрее и качественнее, чем это было в прежние годы.

— А ваше производство успевает за ростом рынка?

— Да, мы растем пропорционально. У наших партнеров по рынку ситуация аналогичная.

— Если подвести итоги 2020 года для вашей компании, какие вы ожидаете результаты?

— Объем реализации битумных материалов в этом году вырастет на 10–12% и составит примерно 2,8 млн т, из них 300 тыс. т — это инновационные вяжущие.

— Как обстоят дела с модифицированными битумами у ваших коллег по рынку?

— Другие отечественные производители вышли на рынок ПБВ позже, чем мы. По абсолютным показателям в сегменте модифицированных битумов «Газпром нефть» остается лидером с долей в 40%. Для сравнения, с момента начала промышленного производства этой продукции заводами «Газпром нефти» выпущено уже свыше 1 млн т ПБВ, ближайшими конкурентами — 500 тыс. т.

— Какова доля модифицированных битумов сегодня на российском рынке?

— Сейчас она приблизилась к 7%. В течение ближайших лет перейдем отметку в 10%.

— Но растет спрос и на базовые битумы. Догонит ли Ахиллес черепаху?

— Догонит. Модифицированные битумы прочно вошли в отечественную практику дорожного строительства и уже не требуют каких-то дополнительных мер по поддержке и продвижению. Благодаря своим качественным характеристикам ПБВ привлекательны для потребителей, особенно на дорогах высокой интенсивности, таких как трасса М-11 «Нева», Тверская улица и МКАД в Москве, Невский проспект и ЗСД в Санкт-Петербурге. Так что этот сегмент растет опережающими темпами.

— Если посмотреть на перспективы 2021–2022 годов, то какими вы их видите для рынка битумов?

— Государство планирует и увеличивать количество автомобильных дорог, и улучшать качество их покрытия, поэтому в целом для битумных производств сегодня складывается благоприятная ситуация: вслед за одним крупным проектом начинается другой. В преддверии чемпионата мира по футболу по стране было создано множество новых дорожных объектов, отремонтированы действующие трассы. Построена новая автомагистраль М-11, реконструируются федеральные трассы, обновляются дорожные покрытия улиц российских городов.

До 2024 года планируется построить трассу М-12 (Москва—Казань). Поэтому мы ожидаем, что спрос на битумные материалы продолжит расти.

— Но если спрос постоянно растет, то не упрется ли строительная отрасль в нехватку производственных мощностей?

— Пока мы говорим о периоде действия программы нацпроекта БКАД, то есть до 2024 года. В этом горизонте все строительные проекты выглядят весьма детализировано, и потребность в битумах будет стабильна. Что касается долгосрочных прогнозов, то до 2030 года рассчитана Транспортная стратегия РФ, которая предполагает дальнейшее качественное развитие дорожной инфраструктуры в стране, поэтому мы прогнозируем стабильное сохранение спроса на битумные материалы.

При этом у российских производителей битума есть потенциал для дальнейшего роста: модернизируются НПЗ, есть планы по технологическому развитию и повышению эффективности производственных мощностей. Например, у «Газпром нефти» самая высокая загрузка битумных установок — 85%. Производственная мощность крупнейшего в Европе комплекса по выпуску битумов на Московском НПЗ только за последние несколько лет выросла почти на 20%. Благодаря этому предприятие обеспечивает растущий спрос на битумы как в Москве и Московской области, так и во всем Центральном регионе.

Но здесь важно понимать, что загрузка битумных установок в течение года неравномерна, так как производство вяжущих ориентировано в первую очередь на дорожное строительство, которое носит сезонный характер. Летом битумы практически сразу с заводов доставляются потребителю, а вот зимой резерв производственных мощностей не выбирается. Битумную продукцию, выпущенную в межсезонье, необходимо хранить до марта-апреля так, чтобы ее качественные характеристики не изменились, а для этого нужны высокотехнологичные терминалы. «Газпром нефть» первой из российских ВИНК начала развивать собственную терминальную сеть, включать в нее новые производственные активы, благодаря чему мы сможем удовлетворить возрастающие потребности рынка в большем количестве битума в разных регионах страны.

— Не конфликтует ли ваша стратегия развития со стратегией развития НПЗ? Ведь последняя предусматривает не только увеличение глубины переработки нефти, но и рост выхода светлых нефтепродуктов.

— Стратегии развития НПЗ и битумного бизнеса «Газпром нефти» синхронизированы и дополняют друг друга. Мы понимаем, что после запуска на заводах компании новых комплексов, которые повысят глубину переработки нефти, будет меньше сырья для производства битума. Но мы к этому готовы и видим альтернативы: от приобретения ресурса на внешнем рынке до доработки технологий производства вяжущих на основе как битума, так и другого сырья.

Уже сейчас специалисты нашего Научно-исследовательского центра в Рязани работают над рецептурами битумопроизводных из ранее неиспользуемых материалов, моделируют производственные процессы и тестируют опытные образцы в ходе лабораторных и стендовых испытаний. В долгосрочной перспективе именно битумопроизводные материалы с меньшим удельным содержанием битумов, но при этом с аналогичными потребительскими качествами заменят традиционные вяжущие.

— НПЗ других компаний тоже модернизируются и повышают выход светлых нефтепродуктов, а значит, у ваших конкурентов возникнет также необходимость покупать сырье на внешних рынках. Как вы планируете работать в этих условиях?

— Конечно, мы внимательно следим за рынком, его тенденциями, регулярно сверяемся с партнерами, в каком направлении идет развитие отрасли. Мы оцениваем баланс и выработали на этот случай несколько сценариев. В горизонте 2030 года у некоторых игроков российского рынка сохранится профицит гудрона. Мы уже определили производителей, которые в ближайшие десять лет смогут обеспечить нас необходимым объемом сырья.

— Могут ли это быть предприятия ближайшего зарубежья?

— Рынок соседних государств действительно с этой точки зрения вызывает интерес. У нас уже есть опыт приобретения гудрона в Казахстане для нашего битумного завода в Шымкенте, но пока такие закупки не носят системный характер. В будущем, возможно, мы рассмотрим и такой вариант обеспечения наших предприятий сырьем.

— А как планируете развивать географию экспорта готовой продукции?

— Благодаря снижению экспортной пошлины поставки битумной продукции на внешние рынки стали очень привлекательными. Это открыло возможность экспорта базовых битумных вяжущих российского производства через самый распространенный мировой канал — морскую логистику в танкерах-битумовозах. География наших поставок в этом году сразу увеличилась как минимум на десять новых стран — от Европы до Африки. До конца 2020 года планируем отгрузить на экспорт 30 тыс. т базовых битумов морским транспортом.

При этом приоритетом для нас, конечно, остается отечественный рынок — сначала нужно удовлетворить спрос в России и обеспечить качественным битумом дороги страны.

— Какие стратегические цели стоят перед битумным бизнесом «Газпром нефти» и как в рамках стратегии будет меняться корзина вашей продукции?

— С учетом прогноза дальнейшего роста российского рынка битумных материалов в стратегии «Газпром нефти» закреплены следующие целевые показатели: объем реализации готовой продукции в 2030 году должен достичь отметки в 3,2 млн т, при этом объем ПБВ составит 370 тыс. т. Основными сегментами реализации битумов останутся дорожное, аэродромное, промышленное и гражданское строительство, а также строительство метрополитена.

Мы находимся в постоянном диалоге с нашими клиентами, стараемся предугадывать их потребности, предлагаем новые технологические решения. Поэтому ассортимент нашей продукции неизменно расширяется. По сути, его можно разделить на две большие группы: продукты для дорожного и промышленно-гражданского строительства. Уже сейчас и далее в перспективе мы понимаем, что рынку нужно всё больше качественных решений: герметиков, мастик, пропиток, которые, кстати, сейчас востребованы и розничными потребителями.

— У битумопроизводной продукции есть перспективы и в рознице?

— Да, для высокотехнологичных битумов это очень перспективный рынок. Поэтому в этом году мы начали активную экспансию в сегмент DIY (Do It Yourself) — материалов для ремонта квартир и малоэтажного загородного строительства.

Мы тщательно выбирали себе партнера для выхода на розничный рынок. И таким партнером стала сеть строительных гипермаркетов «Леруа Мерлен». Сотрудничество с этой компанией позволило нам не только представить битумопроизводные материалы под собственным брендом «Брит» в премиальном сегменте рынка, но и более оперативно получать обратную связь от клиентов для совершенствования и развития линейки нашей продукции.

В среднесрочной перспективе мы планируем значительно увеличить объем розничных продаж и занять порядка трети розничного рынка гидроизоляционных материалов в России.

— Не планируете ли выходить в новые рыночные сегменты или расширять виды деятельности?

— Благодаря своим свойствам битумы и их производные можно применять в различных сферах. Например, мы запатентовали технологию строительства промысловых дорог с использованием вяжущих «Брит» и местных инертных материалов. За последние два года по этой методике мы уже построили несколько дорог на месторождениях в ЯНАО и ХМАО без дорогостоящих привозных материалов. Проведенный мониторинг показал хорошие эксплуатационные свойства и устойчивость покрытия к климатическим и транспортным особенностям Крайнего Севера.

— А как это получается? Какие материалы чем заменяете?

— Наш Научно-исследовательский центр обладает мощной лабораторной базой, и это дает возможность проводить исследование грунтов с любых месторождений в разных климатических зонах. И уже с учетом полученных результатов наши специалисты разрабатывают подходящую рецептуру, создавая оптимальные пропорции компонентов для строящейся дороги в конкретной местности.

— С лета текущего года на фоне мирового кризиса обострились размышления о грядущем отказе многих крупных потребителей (например, Европы) от углеводородного сырья. Из чего же в будущем будут строить, если мир откажется от нефти?

— На протяжении последних полутора веков альтернативу битуму в качестве вяжущего в асфальтобетоне так и не создали. Тот же цементобетон на эту роль не подходит, да и используется он гораздо реже — в России всего в 5% случаев.

Конечно же, если отбросить фантастический сценарий, при котором все пересядут на летательные аппараты, дороги будут нужны всегда, и даже для электрического транспорта. Поэтому битум для строительства дорог безальтернативен, и спрос на него будет сохраняться еще очень долго. При этом не стоит забывать, что предел модификации битумов как вяжущего материала пока еще не достигнут, а значит, у него большие перспективы для применения в самых различных сферах.