Меньше экспорта, больше производства

Владимир ЕгоровИнтервью генерального директора ЗАО «Газпромнефть-Аэро» (ссылка откроется в новом окне) Владимира Егорова

Журнал «Газпром» (ссылка откроется в новом окне)

— Владимир Егорович, как за последний год развивался рынок авиакеросина?

— В 2011 году среднемировой рост пассажиропотока составил 6%, а в нашей стране он оказался вдвое больше — 12%. Объем грузоперевозок в России за тот же период вырос на 5,4%. А это значит, что увеличилась и потребность в авиатопливе. Суммарно объем его реализации в России поднялся на 10%. Думаю, что в этом году рост будет таким же, как и в прошлом.

— А если сравнить с докризисным уровнем?

— Пассажиропоток в РФ в 2008 году составлял чуть более 50 млн человек, в 2011-м — уже 64 млн. Соответственно, он уже превысил докризисный уровень.

В целом же в 2011-м и в первом полугодии 2012 года значительно сократились объемы поставок авиакеросина на экспорт — все отечественные нефтяные компании продают свои объемы на растущем внутреннем рынке. Экспорт в 2011 году уменьшился на 44%, но при этом объемы производства все нефтяные компании нарастили. Так, заводы «Газпром нефти» увеличили производство на 9%.

— Как изменился объем реализации авиакеросина у вашего предприятия?

— В первой половине 2012 года продажи существенно выросли как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В России «Газпромнефть-Аэро» реализовала около 1,2 млн т авиатоплива. Объем розничной реализации вырос на 21% и составил почти 800 тыс. т. По итогам первого полугодия мы заняли 27% отечественного рынка розничной реализации авиационного керосина, сохранив лидерство.

На сегодня у нас в стадии разработки находятся несколько инвестпроектов в Сибирском федеральном округе, что обусловлено в первую очередь близостью к Омскому НПЗ «Газпром нефти».

По итогам года мы планируем рост поставок топлива «в крыло» до 1,8 млн т, при этом общий объем продаж должен достичь 2,5 млн т.

Нашими крупнейшими партнерами на сегодняшний день являются «Трансаэро», «Аэрофлот», «Волга-Днепр». С «Трансаэро» мы заключили соглашение о заправках в летний период 2012 года в 32 аэропортах 15 стран мира. В 2011 году по аналогичному принципу мы заправляли самолеты этой авиакомпании в восьми странах. В этом году в рамках соглашения с «Трансаэро» мы начали заправку на Мальдивских островах, в Великобритании, Китае, Хорватии, Черногории, Португалии и на Сейшельских островах.

— Как продвигается создание сети топливозаправочных комплексов (ТЗК) в российских аэропортах?

— В этом году мы завершили строительство альтернативного ТЗК в Шереметьево. Наша компания вложила в этот проект около 2 млрд рублей. Но это не окончательный объем инвестиций. С учетом перспективного развития аэропорта мы предусматриваем возможность расширения этого ТЗК. Так, например, склад нефтепродуктов, состоящий из четырех резервуаров общей вместимостью порядка 18 тыс. куб. м, можно увеличить до 25 тыс. куб.м.

Что касается аэропортов, то мы зарегистрировали новое дочернее предприятие «Газпромнефть-Аэро Кемерово», а также продолжаем сотрудничество с аэропортами, с которыми у нас заключены договоры хранения (начали работать в Казани, Новом Уренгое, Омске, Барнауле и Владивостоке).

— Как развивается сотрудничество с вашими зарубежными партнерами?

— Мы продолжаем сотрудничество с Total. В первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011-го объем заправок через Air Total увеличился на 50% и составил более 52 тыс. т. Кстати, в перспективе мы планируем несколько совместных инвестиционных проектов в странах Восточной Европы. В будущем мы видим «Газпром нефть» глобальным игроком мирового топливного рынка, а «Газпромнефть-Аэро» — одним из лидеров международного авиатопливного бизнеса с сетью, состоящей из более чем 100 аэропортов.

Кроме того, в этом году мы заключили долгосрочные соглашения с португальской энергетической компанией Galp Energia, итальянской нефтегазовой компанией ENI и греческим поставщиком топлива ЕКО. Собственно, именно в рамках этих контрактов

началась заправка регулярных рейсов авиакомпании «Трансаэро» в Лиссабоне и Фаро (Португалия), на острове Мадейра (Португалия) и в аэропорту Пальма-де-Майорки (Испания). В Греции заправки стартовали в Араксосе, Родосе и Ираклионе, а также в итальянских городах Римини, Вероне и Венеции.

Мы расширили работу на основных туристических направлениях — с 53 аэропортов присутствия до более чем 80. Это 40 стран мира, аэропорты от Бангкока до Рио-де-Жанейро. Благодаря открытию новых точек продаж объем реализации авиатоплива за рубежом в первой половине 2012 года вырос более чем на 50% (по сравнению с аналогичным периодом 2011 года) и составил около 100 тыс. т.

В августе мы заключили долгосрочное соглашение с авиакомпанией Emirates на заправку всех регулярных рейсов этого перевозчика в аэропорту Домодедово. Уже сейчас «Газпромнефть-Аэро» поставляет авиатопливо для двух ежедневных рейсов по маршруту Москва—Дубаи. В декабре 2012 года запланировано начало заправок первых в России регулярных рейсов Emirates на самом большом в мире пассажирском самолете Airbus А380, рассчитанном на перевозку 517 пассажиров. В целом сегодня мы заправляем в России самолеты 10 иностранных авиакомпаний и рассчитываем привлечь новых авиаперевозчиков.

— А в странах СНГ?

— Мы развиваем бизнес в Киргизии. «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» инвестировала более 30 млн рублей в модернизацию действующей топливозаправочной инфраструктуры международного аэропорта «Манас». Здесь мы заправляем суда «Аэрофлота», «Кыргызстана», Fly Dubai, Air Bishkek, «Волги-Днепр», «Якутии», Avia Traffic Company и других. Только за первые шесть месяцев «Газпромнефть-Аэро Кыргызстан» перечислила в бюджет Киргизской Республики порядка 170 млн рублей.

Из них более 100 млн рублей были выплачены по итогам работы компании в первом квартале в виде дивидендов, начисленных на долю правительства республики в совместном предприятии. В перспективе мы планируем выход на рынки других республик

СНГ и сегодня ведем активную работу в этом направлении.

— Как развивается ваше сотрудничество с Министерством обороны?

— Очень плодотворно. В прошлом году вышло распоряжение правительства о назначении «Газпромнефть-Аэро» единственным поставщиком и исполнителем услуг на 11 аэродромах Минобороны. За истекший период проделан огромный объем работ. Инвестиции в модернизацию и оснащение этих ТЗК составили порядка 1 млрд рублей. Закуплена и поставлена современная техника (к примеру, более 50 топливозаправщиков), создано девять новых лабораторий. Заправлено более 400 тыс. т авиационного топлива. В августе 2012 года вышло еще одно постановление, по которому нам передали дополнительно 11 аэродромов.

— Продолжаете ли вы свой образовательный проект в Ульяновске?

— Безусловно. Сотрудничество с Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации развивается очень успешно. Более того, мы подписали допсоглашение, предусматривающее грант для выполнения училищем работы, которая должна объединить российские и международные правила в области авиатопливного обеспечения. Это даст синергетический эффект как с экономической точки зрения, так и с точки зрения повышения конкурентоспособности отечественных компаний в целом.

Наш учебный центр на базе Ульяновского авиационного училища начал работать недавно, и тем не менее уже во втором полугодии 2011-го нам удалось переподготовить 60 специалистов, работающих как в «Газпромнефть-Аэро», так и в других компаниях. В этом году количество слушателей должно вырасти минимум в два раза. Что касается дальнейших перспектив, то мы надеемся открыть в 2013 году факультет высшего образования в УВАУ ГА, на котором будут готовить специалистов для авиатопливного обеспечения.

— В чем заключается эта специализация?

— Инженеры по эксплуатации ТЗК. В России таких специалистов не готовит никто. Сейчас мы составляем учебные программы, подбираем профессорско-преподавательский состав. Нам, как и всей отрасли, нужны производственники, знающие не только российские, но и международные стандарты. Трудоустройство специалистам с такой подготовкой практически гарантировано.