Новый Порт под Новый год

Вадим ЯковлевИнтервью первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Вадима Яковлева.

«Интерфакс — Агентство нефтяной информации» (ссылка откроется в новом окне)

«Газпром нефть» объявила о покупке у «Газпрома» (ссылка откроется в новом окне) еще одного нефтяного месторождения — Новопортовского, расположенного в Ямало-Ненецком автономном округе. О перспективах освоения нового крупного проекта с извлекаемыми запасами в 230 млн тонн нефти Агентству нефтяной информации рассказал первый заместитель главы «Газпром нефти» Вадим Яковлев.

— По какой схеме «Газпром нефть» получит Новопорт?

— Покупка произойдет в два этапа. На первом будет осуществлено увеличение уставного капитала ООО «Газпром нефть «Новый порт», которому принадлежит лицензия на Новопортовское месторождение. В результате допэмиссии «Газпром нефть» получит 90% в уставном капитале ООО, заплатив за долю 6,3 млрд рублей. И мы рассчитываем, что до конца текущего года этот этап завершится.

Второй этап, уже в следующем году — выкуп оставшихся 10% процентов, в результате чего «Газпром нефть» консолидирует 100% проекта. Доплата будет небольшой, в общей сумме Новопорт оценен в 7 млрд рублей.

Значительная часть указанной суммы пойдет на расчеты с «Газпром нефтью», которая к настоящему дню через займы профинансировала деятельность «Нового Порта» на 5 млрд рублей.

— И сколько «Газпром нефть» вложит в Новопорт в ближайшие годы?

— Около 150-160 млрд рублей за 5 лет. Это наша оценка на данный момент. Сейчас проект находится на стадии опытно-промышленной эксплуатации, инвестиционное решение о полномасштабной разработке мы примем до конца 2013 года. Соответственно, и уточнение общей суммы инвестиций по проекту стоит ждать к концу следующего года.

— Факт получения «Газпром нефтью» Новопорта может ускорить процесс разработки этого месторождения?

— На темпы реализации проекта это никак не повлияет, потому что «Газпром нефть» уже достаточно давно является оператором Новопорта, все решения инвестиционного и операционного характера фактически принимаются нами. Другое дело, что упрощается сама схема взаимодействия, документальное оформление операций.

Кроме того, только после официального получения актива мы можем адекватно отражать его в нашей отчетности, а также поставить запасы месторождения на баланс.

— Как «Газпром нефть» сейчас видит темпы освоения «Новопорта»?

— На ближайшие 2 года объемы добычи Новопорта определяются теми мощностями, которые созданы на этапе опытно-промышленной эксплуатации. В конце текущего года мы закончим строительство первой очереди центрального пункта сепарации нефти (ЦПС) мощностью около 180 тыс. тонн в год — это и будет ограничивать объем добычи в следующем году, когда, как мы рассчитываем, вывоз нефти будет осуществляться «зимниками».

В 2013 году планируется расширить мощности ЦПС до 400 тыс. тонн в год, построить нефтеналивной терминал отгрузки нефти в районе поселка Мыс Каменный, также рассчитанный на 400 тыс. тонн. Кроме того, будет строиться напорный нефтепровод, который соединит месторождение и наливной терминал, а также построим резервуарный парк возле терминала вместимостью 40 тыс. тонн. В 2014 году, после окончания строительства морского терминала, мы сможем довести добычу на Новопорте до 400 тыс. тонн в год.

О темпах освоения месторождения после 2014 года, как я уже говорил, станет известно только к концу 2013 года. Принципиальный момент здесь — вопрос транспорта нефти. Приоритетным и наиболее экономичным вариантом является вывоз нефти по Северному морскому пути (СМП). Опытная проводка ледокола по Обской губе, в принципе, показала то, что это возможно.

Есть еще два альтернативных варианта — вывоз железнодорожным транспортом (нужно построить ветку до станции Паюта) и строительство нефтепровода до существующей системы «Транснефти. Строительство нефтепровода, естественно, наиболее дорогой вариант с учетом того, что нужно будет построить около 1 тыс. км трубы. И конечно, проект такого масштаба правильнее реализовывать совместными силами с другими нефтяными компаниями и «Транснефтью». Но пока мы переговоры с возможными партнерами не начинали.

— На какой объем добычи на Новопорте рассчитывает «Газпром нефть»?

— Пока о графике добычи нефти говорить преждевременно — объемы добычи определятся совместно со схемой транспорта нефти в конце 2013 года. А если говорить про возможности месторождения, то добыча на Новопорте на «полке» может составлять около 8 млн тонн.

Сейчас наша цель — подтверждение добычных возможностей Новопорта. В этом году мы переиспытали несколько разведочных скважин, получили хорошие результаты. Например, потенциал добычи на опробованных скважинах составил до 300 куб. м нефти в сутки, тогда как на стадии геологоразведки дебиты не превышали 60 куб. м в сутки.

Мы также изучаем данные, полученные с эксплуатационных скважин, чтобы уточнить коэффициент извлечения нефти (КИН) месторождения и, соответственно, объем добычи за время его разработки.

Кстати, месторождение достаточно хорошо изучено, покрыто сейсмикой 2D и 3D, здесь пробурено более 100 разведочных скважин. Поэтому серьезных изменений геологических запасов мы не ожидаем. Запасы нефти по категории С1 и С2 составляют порядка 230 млн тонн (С1 — 203 млн тонн), газа по С1 и С2 — около 274 млрд куб. м. (С1- 262 млрд куб. м).

— Как оценивается рентабельность освоения Новопортовского месторождения?

— Цена Новопорта, по которой «Газпром нефть» приобретает актив, отражает текущую стоимость этого месторождения при существующей налоговой системе.

В 2013 году «Газпром нефть» намерена претендовать на дополнительные льготы по экспортной пошлине для Новопорта. В этом отношении наше месторождение не отличается от других, находящихся на Крайнем Севере или в Восточной Сибири.

Кроме того, мы считаем, что на территорию Ямала должны распространяться те же десятилетние льготы по НДПИ, что сейчас действуют севернее 65 градуса северной широты в границах Ямало-Ненецкого автономного округа. Арктические климатические условия и отсутствие инфраструктуры делают работу на Ямале такой же сложной, а инвестиции такими же значительными, как и на тех территория ЯНАО, где льготы действуют.

И за счет этих мер мы рассчитываем вывести Новопорт на приемлемую норму рентабельности — в зависимости от того, когда начнут действовать дополнительные льготы.

Определенный плюс в экономику этого месторождения могли бы внести газовые запасы. Но повышенная ставка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) делает газ Новопорта нерентабельным, поэтому газ пока никак их не учитывается в схеме разработки этого месторождения. И если ситуация с налогом по газу не изменится, то мы и в будущем не видим возможности коммерциализировать запасы газа Новопортовского. Однако в диалоге с профильными министерствами и правительством мы видим понимание этой проблемы, получаем положительные отклики на инициативу о введение для «Газпром нефти» пониженной ставки НДПИ, как и для других производителей с долей добычи газа до 35%.

— Почему прежде для разработки Новопорта рассматривалась возможность партнерства с иностранными компаниями, а затем от этой идеи решено было отказаться?

— Все что мы делаем на данном этапе, в первую очередь направлено на минимизацию рисков и неопределенностей проекта. Это вопросы транспортной схемы, геологии и разработки месторождения. Изначально было решено, что «Газпром нефть» продолжит реализовывать проект независимо от того, найдется заинтересованный партнер или нет. По мере того, как неопределенности уходили, снижалась и планка критичности наличия партнера. И сейчас мы в большей степени уверены в том, что проект сможем реализовать и собственными силами.

В то же время у нас есть ряд постоянных партнеров, с которыми компания находится в сотрудничестве по различным проектам. И мы, в принципе, открыты для диалога. Если в какой-то момент мы поймем, что партнер может принести по Новопорту дополнительную ценность (я имею в виду не деньги, а технические возможности, проектные компетенции), то мы можем вернуться к вопросу сотрудничества. Во всяком случае, этап опытно-промышленной эксплуатации мы реализуем самостоятельно, а что касается полномасштабной разработки, то если к концу следующего услышим от партнеров что-то интересное, готовы будем обсуждать.

— Новопортовское будет вторым нефтяным месторождением, которые «Газпром» передал «Газпром нефти». А как идет процесс передачи еще двух крупных проектов — Приразломного и Долгинского?

— Эти два месторождения — наша ближайшая перспектива. В качестве оператора «Газпром нефть» работает и на Приразломном, и на Долгинском. Параллельно прорабатывается технология их консолидации, поскольку принципиальное решение, что оба месторождения перейдут к нам, уже приняты. По времени получения проекта все зависит от того, насколько сложной является схема его передачи.

По Приразломному, где уже создан имущественный комплекс, вложены большие инвестиции, задача, надо сказать, стоит нетривиальная. А вот Долгинское в этом отношении проще — по сути, есть только лицензия, больших денег по данному активу не затрачено. Но откладывать в долгий ящик оба проекта никто не намерен. Надеюсь, что 2013 год принесет в копилку «Газпром нефти» еще и два этих крупные проекта.