На Омском НПЗ состоялось открытие установки по производству ПБВ и битумных эмульсий

На Омском НПЗ состоялось открытие установки по производству современных высококачественных компонентов дорожного покрытия на основе дорожных битумов – полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) и битумных эмульсий. В церемонии открытия установки принял участие заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.

На битумной установке будут производиться полимерно-битумные вяжущие с улучшенными технологическими характеристиками по теплостойкости, морозостойкости и износостойкости, а также дорожные битумные эмульсии всех типов. Мощность установки – до 10 тыс. тонн ПБВ и до 3 тыс. тонн битумных эмульсий в год.

«Запуск установки по производству полимерно-битумных вяжущих и битумных эмульсий позволит Компании получить дополнительную прибыль за счет реализации нового, более высокотехнологичного по сравнению со стандартными дорожными битумами продукта. Его использование будет способствовать значительному улучшению качества автомобильных дорог и увеличению срока службы дорожного покрытия», – подчеркнул заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.

Справка

Полимерно-битумные вяжущие (ПБВ) – это композиционные материалы на основе традиционных битумов с применением блоксополимеров типа СБС (стирол-бутадиен-стирол). Если температура хрупкости обычного битума минус 15-18 градусов, и даже невысокие динамические нагрузки в этих условиях вызывают растрескивание дорожного полотна, то у ПБВ этот показатель увеличен до -30 градусов. За счет применения полимерно-битумных вяжущих срок между плановыми капитальными ремонтами дорог увеличивается с 2-4 до 7-10 лет. При расчете полной стоимости строительства 1 км дороги удорожание при использовании этих битумов составляет менее 1% и полностью окупается за 2,5 года на этапе эксплуатации.

Основным поставщиком полимерного сырья для нового битума (термоэластопласты) выступает компания СИБУР – единственный производитель данного полимера в России.

Существующая практика использования традиционных битумов для дорожного строительства приводит к быстрому изнашиванию дорожного полотна, из-за чего выделяемые государством средства уходят не на строительство новых, а на ремонт старых дорог. Применение ПБВ при ремонте старых дорог дает возможность реже их ремонтировать, а высвобождающиеся средства направлять на строительство новых трасс, способных, в свою очередь, разгрузить старые дороги и продлить срок их службы.

Эффективность использования ПБВ подтверждена мировым опытом. Долгосрочный мониторинг состояния дорожной сети США, проведенный в рамках Стратегической программы дорожных исследований (SHRP), показал, что расходы на эксплуатацию участков, построенных с применением ПБВ, оказались на 10–30% ниже, чем на участках, где использовался обычный дорожный битум.

Битумная эмульсия представляет собой мельчайшие частицы битума, находящиеся во взвешенном состоянии в воде. Устойчивость такой системе придает введение специального вещества – эмульгатора. В зависимости от требуемых технологических и эксплуатационных свойств связующего материала эмульсии могут быть приготовлены на битумах различной вязкости как с использованием различных добавок (растворители‚ поверхностно-активные вещества‚ полимеры)‚ так и без них.

Битумные эмульсии обладают целым рядом преимуществ – как экономических, так и технологических:

- экономия битума на 30 – 40 %;

- эмульсии не требуют подогрева перед применением, что влечет за собой снижение расхода электроэнергии и трудозатрат в 1,5 раза;

- обеспечивается полное сцепление эмульсии с основанием автомобильной дороги;

- битумные эмульсии могут наноситься на влажные поверхности, что позволяет вести дорожные работы с ранней весны до поздней осени.

В США и странах Европы эмульсионные технологии используются уже десятки лет. Они заменили устаревшие технологические операции по проведению поверхностных обработок на основе битума, и находят все новые и новые области применения в дорожном строительстве.