Елена Илюхина: «Новые поправки в антимонопольное законодательство создают много неопределенностей для «нефтяников»

Предлагаемые ФАС поправки в антимонопольное законодательство создают все больше неопределенности для нефтяных компаний, а нарушение нечетко прописанных правил влечет за собой ответственность - фактически ответственность за несовершенные действия: компания становится "без вины виноватой". Об этом заявила на конференции «Развитие конкуренции и снятие административных барьеров: проблемы и пути решения» заместитель генерального директора по правовым и корпоративным вопросам «Газпром нефти» Елена Илюхина.

Три года назад принятие «Закона о защите конкуренции» позиционировалось ФАС как создание «антимонопольной библии», которое установит и сделает прозрачными «правила игры» и будет способствовать развитию конкуренции, заявила Е.Илюхина. В реальности мы получили усиление госконтроля и монополизацию функций ФАС, констатировала она.

Год назад был принят «второй» антимонопольный пакет, в дополнениях к которому была введена уголовная ответственность (ст. 178 УК РФ) за фактически недоказанные и возможно не совершенные действия. «Таким образом, «второй» и «третий» антимонопольный пакеты создали и создадут еще больше неопределенностей, а «правила игры» остаются по-прежнему не ясными бизнесу», - заявила представитель «Газпром нефти».

В качестве примера совершенствования антимонопольного законодательства она привела первый антитрастовый закон США - Акт Шермана: «Вспоминая Акт Шермана как образчик совершенствования антимонопольного законодательства, те, кто его приводят в пример, забывают отметить, что первые существенные поправки в это закон были сделаны только спустя 24 года после его создания, второй раз закон был преобразован через 20 лет, а третий – через 22 года. Не торопимся ли мы создавать все новые и новые пакеты?, - заключила она. - «Третий», «четвертый» антимонопольные пакеты: сколько их еще будет?» - задалась вопросом Елена Илюхина.

По ее мнению, так называемые «исторические дела» ФАС против нефтяников через 10 лет вряд ли будут вспоминаться как ключевые в вопросе антимонопольной политики России. Скорее всего, считает Е.Илюхина, 2008-2010 годы запомнятся, в первую очередь, как история про контроль над ценами, а не история про конкуренцию.

«Бизнес-сообщество и государство должны четко понимать и одинаково трактовать, какие действия являются недопустимыми, - заявила она. - Для совершенствования антимонопольного законодательства и установления «правил игры» необходим комплекс мер».

Бизнес-сообществу необходимо разъяснить нормы «монопольно высокой цены» и «согласованных действий». Кроме того, в особом уточнении в законе нуждается порядок установления «доминирующего положения» и порядок определения границ рынка. В антимонопольном законе необходимо определить границы понятия «группы лиц» и разграничить «параллельные действия» и «картельный сговор».

«Важнейшим пунктом программы бизнес-сообщества является необходимость инкорпорирования в Закон о конкуренции принципов т.н. Приказа ФАС №108, что создаст большую определенность для всех игроков на рынке, - заявила Елена Илюхина. - Это связано с тем, что данный приказ является основным регулятивным документом, который регламентирует порядок проведения анализа на товарных рынках: он существенно расширяет некоторые нормы действующего законодательства. Изменения в антимонопольном законе должны обеспечить переход от ценового контроля к структурным изменениям в экономике», - заключила она.

Для повышения эффективности диалога между ФАС и бизнесом Е.Илюхина предложила задействовать площадку Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.