



Геннадий Любин, генеральный директор ОАО «Газпромнефть- ноябрьскнефтегаз»:
«Максимальная утилизация попутного нефтяного газа наконец-то возведена в ранг государственной политики, что приветствуется не только экологами. Реализация проекта позволит кардинально изменить ситуацию по целой группе месторождений, и я уверен, это только первая ласточка — наш пилотный проект станет примером для всей нефтянки России».
Александр Макарчук, начальник управления экологической безопасности ОАО «Газпромнефть-ноябрьскнефтегаз»:
«Газовые факелы — наша давняя головная боль. С одной стороны, высокий газовый фактор многих наших отдаленных месторождений до сих пор не позволял полностью утилизировать попутный газ, а его сжигание в факелах влечет за собой как экологический ущерб, так и штрафные санкции, которые кратно возрастут с 2012 года. С другой стороны, просто нельзя провожать глазами дымные шлейфы, в которые превращается ценное сырье. Мы сделали необходимые выводы».Проект утилизации газа на Еты-Пуровском месторождении прошел общественные слушания
Процедуру общественных слушаний в Ноябрьске прошел проект по утилизации попутного нефтяного газа на Еты-Пуровском месторождении, разработанный в рамках Киотског протокола. Его реализация позволит сократить выбросы парниковых газов на 750 тыс. тонн в год.
Текст: Алексей Лысоконь
Лет двадцать назад пассажиров, впервые оказывавшихся в небе над северными территориями Западной Сибири ночью, поражало обилие ярких огней вокруг аэропортов. Бывалые покорители Приполярья «ободряли» соседей рассказами о том, как сложно совершать посадку в тундре в кромешной тьме и что для летчиков специально жгут сигнальные посадочные костры. Насладившись испугом собеседников, северяне не без гордости объясняли, что это газовые «факела» (именно так, с ударением на последний слог, называют их местные жители) на десятках месторождений, опоясывающих города нефтяников и газовиков. Постепенно гордость стала сменяться сожалениями о «вылетающих в трубу» ценных углеводородах и обоснованными тревогами — сжигание попутного нефтяного газа способствует образованию парникового эффекта и наносит серьезный вред окружающей среде.
Нешуточная тенденция
Несколько лет назад во время визита в Ноябрьск профессор Джованни Паккалоне (в то время президент Международного общества инженеров-нефтяников — SPE) спросил собравшихся со всей Сибири коллег, что они думают о глобальном потеплении. Ответом была шутка: «У нас его никто не чувствует!» За заиндевевшими окнами конференц-зала было минус 27, несмотря на конец апреля. Сегодня разговоры на тему парникового эффекта становятся все менее похожими на шутки. Глобальное потепление — тоже кризис. Может быть, не такой явный и молниеносный, как нынешние финансовые кульбиты мировой экономики, но гораздо более страшный с точки зрения последствий. Если сравнивать их воздействие на человечество в долгосрочной перспективе, то экономический кризис похож на насморк, а парниковый эффект — это пневмония всей планеты, вялотекущая, но крайне опасная и трудноизлечимая. Международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу для сдерживания глобального потепления, подписанное в 1997 в Киото, более известное как Киотский протокол, призвано если не излечить экологическое заболевание, то как минимум стабилизировать состояние «больного». Правда, крупнейший мировой «производитель» парниковых газов — США — к протоколу присоединяться отказался. Его примеру последовали некоторые другие государства, например, лидер по загрязнению атмосферы Старого Света — Турция. Однако большинство развитых стран соглашение подписали, взяв на себя серьезные обязательства по сокращению выбросов в среднем на
В нынешнем апреле, гораздо более теплом, чем в год приезда профессора Паккалоне, в Ноябрьске прошли публичные слушания по Проекту совместного осуществления в рамках Киотского протокола на Еты-Пуровском месторождении, речь в котором идет об утилизации попутного нефтяного газа.
Труба для газового фактора
Еты-Пуровский ПСО разработан управлением специальных проектов и департаментом газа и газопереработки компании «Газпром нефть». В публичных слушаниях приняли участие: генеральный директор «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» Геннадий Любин, заместитель главы Ноябрьска по социальным вопросам Виктор Ребров, депутаты Ноябрьской городской Думы, специалисты-нефтяники (в том числе экологи), представители общественности Ноябрьска и Муравленко. В качестве наблюдателей выступили представители Nippon Oil Corporation и Mitsubishi Corporation — потенциальных партнеров по ПСО. По словам руководителя проекта управления специальных проектов «Газпром нефти» Николая Серегина, сейчас 40% попутного газа утилизируется газоперерабатывающими предприятиями, столько же используется в качестве топлива непосредственно на месторождениях для выработки тепла и на электростанциях. Но пятая часть ПНГ по-прежнему сгорает в факелах. Для удаленных нефтяных месторождений с высоким газовым фактором это миллионы кубометров в день... Поэтому реализацию Еты-Пуровского ПСО специалист компании оценил как прорыв для нефтегазодобывающего Севера.
Все шесть этапов технической части проекта уже выполнены, в январе подписан протокол о намерениях с японскими партнерами, теперь предстоит процедура регистрации ПСО. Согласно документам попутный газ будет собираться с группы из пяти месторождений, среди которых самое крупное и богатое газом — Еты-Пуровское. С него, а также с Вынгаяхинского и Новогоднего ПНГ по специально построенным трубопроводам газ пойдет на Вынгаяхинскую компрессорную станцию (КС). Далее в магистральную нитку, связывающую Вынгаяху и расположенную юго-восточнее Вынгапуровскую КС, пойдет попутный газ с Ярайнерского и Вынгапуровского месторождений. С Вынгапуровской компрессорной станции после соответствующей первичной переработки в магистральный трубопровод «Газпрома» пойдет уже не попутный нефтяной газ, а СОГ — сухой обензиненный газ. А в Ноябрьск для дальнейшей отгрузки на переработку в СИБУР поступит БГС (бензин газовый стабильный) и другие фракции, которые представляют собой ценное сырье для нефтехимии. Мало кто знает, что попутный газ является первичным сырьем для производства широкого спектра потребительских товаров, начиная от пластика и строительных материалов и заканчивая автомобильными шинами и медицинскими препаратами.
Если говорить об экономической стороне вопроса, никаких особых финансовых прибылей и коммерческих выгод от реализации проекта в «Газпром нефти» не ожидают. Цель, стоящая перед разработчиками и участниками ПСО по Еты-Пуровскому месторождению — безубыточность. Ну и, конечно, сохранение экосферы региона.
Вопросы и ответы
Участников публичных слушаний интересовало буквально все — от собственно экологии до создания новых рабочих мест, от отношения властей к ПСО до деталей его реализации. И на все вопросы были получены исчерпывающие ответы. Говоря об отношении властей к проблеме, Николай Серегин заметил, что Россия ратифицировала Киотский протокол лишь в 2004 году и только к концу
Японские партнеры от комментариев по своему участию в проекте вежливо отказались, сославшись на то, что окончательные документы еще не подписаны. Однако опыт работы в рамках реализации «экологических» программ у японских компаний огромный. Nippon Oil Corporation — одна из крупнейших японских нефтяных корпораций — разработала специальную методологическую программу АМ 0009 «Проекты по улавливанию и утилизации попутного газа из нефтяных скважин, который обычно сжигается». Программа получила одобрение ООН и была успешно реализована, в частности, на нефтяных шельфовых месторождениях во Вьетнаме. Mitsubishi Corporation занимает третье место в рейтинге 50 ведущих мировых разработчиков проектов в рамках Киотского протокола (версия агентства Reuters, август 2008 года). Корпорация уже реализовала девять проектов «механизма чистого развития» в разных странах. Независимая экспертиза Еты-Пуровского проекта намечена на май. По предварительным данным, его реализация позволит получить 750 тыс. тонн единиц сокращения выбросов (ECB, emission reduction units) в год.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Завтра нефтехимии
Президент Путин обсудил с промышленниками развитие нефтегазохимической отрасли
Нерыночный рост
Как сбытовые «дочки» «Газпром нефти» выживали в кризис
Идеальный шторм
Как мировой нефтегазовый рынок боролся с многочисленными проблемами 2020 года