Тенденции развития мирового рынка


Азия — основной драйвер спроса на нефть
Распределение мировых запасов нефти
Заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию международного бизнеса Владислав Барышников: «Выход национальных нефтяных компаний на международный рынок — объективная реальность»
В конце июня в Лондоне прошла очередная ежегодная Международная конференция национальных нефтяных компаний (ННК) (World Oil National Companies Congress, WNOC). Пути развития ННК на международном рынке и варианты их взаимодействия с международными нефтяными компаниями; работа в условиях истощения месторождений; вопросы организации взаимодействия с правительствами стран, где нефтекомпании реализуют свои проекты, — все это стало основными темами WNOC 2010 и нашей беседы с заместителем генерального директора «Газпром нефти» по развитию международного бизнеса Владиславом Барышниковым, принимавшем участие в работе конгресса.
— Сегодня существует достаточное количество площадок, где обсуждаются проблемы и перспективы развития ТЭК, чем интересна именно прошедшая конференция?
— В отличие от большинства конференций, которые проводятся по всему миру, но зачастую носят формальный характер, WNOC — уникальная площадка, где собираются первые лица национальных и международных нефтяных компаний, таких как Shell, Exxon Mobil, Chevron, NOC Lybia, Kuwait Oil Company, Petrovietnam, Petrobras, PDVSA: презентуются реальные стратегии, открыто обсуждаются насущные проблемы ННК, например, касающиеся сложностей взаимодействия с международными компаниями, перспектив партнерских отношений.
Большой плюс — возможность за несколько дней провести встречи с представителями национальных компаний действительно широкой географии. Понятно, что организация взаимодействия с ННК сильно отличается от работы с международными компаниями, прежде всего с мейджорами, здесь требуется большой объем предварительной работы. Участие в прошедшем конгрессе позволило нам провести встречи с руководителем Ливийской ННК Шукри Ганемом, главой Кувейтской ННК Аль-Рушаидом, вице-президентом по развитию компании Shell Бьерном Фермином, топ-менеджерами ряда других нефтяных компаний и наладить личный контакт, столь необходимый для дальнейших переговоров.
— Одной из тем программы конгресса было взаимодействие национальных и международных нефтяных компаний на международном рынке. Активный выход ННК на международный рынок — это актуальная тенденция?
— Это объективная реальность. Если в
— То есть активное участие «Газпром нефти» в зарубежных проектах означает конкуренцию с национальными компаниями других стран?
— Совершенно верно. «Газпром нефть» выходит на конкурентный рынок, где работают национальные нефтяные компании, которые, как и мы, располагают собственными стратегиями международного развития вплоть до 2030 года, вкладывают серьезные инвестиции в развитие компетенций по управлению международными проектами, по разработке офшорных месторождений и месторождений тяжелой нефти. Получение соответствующих компетенций — и наш приоритет, потому что именно в этом конкурентное преимущество, без которого невозможно успешное развитие на мировом рынке, невозможно создание выгодных альянсов по реализации международных нефтяных проектов, в том числе с международными и национальными нефтяными компаниями.
— Как сегодня воспринимается «Газпром нефть», в том числе представителями ННК?
— Пока за рубежом в основном воспринимают первую часть нашего названия: «Газпром». Появление в сознании иностранных партнеров второй составляющей — «нефть», осознание ими, что «Газпром нефть» — это самостоятельная компания, — требует серьезных усилий с нашей стороны, активной работы на международном рынке. Среди сегодняшних конкурентных преимуществ «Газпром нефти» — высокий потенциал развития ресурсной базы в России, что может стать основой для международных партнерств; мировая известность основного акционера, обладающего большими возможностями взаимодействия с государственными структурами многих стран мира. Тем не менее, за счет нашей международной активности и начала реализации ряда международных проектов определенная идентификация «Газпром нефти» игроками международного рынка уже присутствует.
— Практически в каждом выступлении на конгрессе говорилось о «конце» легкодоступной нефти. Вы уже упоминали о необходимости развития компетенций по работе с тяжелой нефтью — это основное направление решения проблемы сегодня?
— Одно из основных. Запасы существующих месторождений истощаются и не способны обеспечить растущий спрос. До 2030 года нефтяные компании мира должны обеспечить прирост добычи в 50 млн баррелей в день. Чтобы представить масштаб задачи скажу, что это практически сегодняшняя добыча Ближнего Востока, помноженная на два.
Поэтому программы интенсификации добычи (EOR), разработки офшорных месторождений и месторождений тяжелой нефти становятся все более востребованными. Список стран, двигающихся в направлении офшорного развития, впечатляет. Только в восточной части мира это Индия, Вьетнам, Малайзия, Индонезия, Китай — практически все страны с быстроразвивающейся экономикой. Уже сегодня очевидно, что компетенции по реализации офшорных проектов и интенсификации добычи на истощенных месторождениях будут обязательным условием для развития большинства игроков международного рынка, причем в самом ближайшем будущем.
— Какие еще проблемы ННК, препятствующие успешному развитию проектов, обсуждались в ходе конгресса?
— Большинство компаний признают, что наиболее актуальные факторы, влияющие на успешность реализации нефтяных проектов, — это не геологические и технологические вопросы, а вопросы политики, человеческих ресурсов и корпоративной культуры.
Страны, располагающие ресурсами, ратуют за свои национальные интересы, безопасность, возможность развития. Организация эффективного политического взаимодействия — это работа, которую необходимо вести на всех этапах реализации проектов, и от этого напрямую зависит их успешность.
Что касается кадровых ресур сов,то здесь очень показателен опыт компании Shell при реа лизации проектов в Катаре. Концерну пришлось организовать своего рода «университет» по подготовке нескольких тысяч специалистов. «Студенты» собрались со всего мира, поэтому унифицированным языком проектов стал английский, была введена культура двуязычного документооборота.
— Исходя из каких прогнозов развития мирового рынка строят свои планы МНК и ННК?
— Основным драйвером спроса на нефть в ближайшие 20 лет будет Азия, в меньшей степени — Ближний Восток и Латинская Америка. Согласно исследованиям, североамериканский и европейский рынки ожидает спад. Азиатские компании занимают активные позиции — список ННК с амбициозной междуна родной стратегией возглавляют такие компании, как PetroChina, CNOOC, Sinopec, ONGC, Petronas, KNOC, Sonangol. Взаимодействие с этими компаниями необходимо, учитывая географию деятельности «Газпром нефти» и тенденции мирового спроса.
— Это направление входит в стратегию развития блока развития международного бизнеса?
— Разумеется. Основные задачи развития международного бизнеса «Газпром нефти» сегодня — это расширение географии сотрудничества; развитие контактов как с ведущими МНК, так и с ННК; выстраивание взаимоотношений с госорганами стран, потенциально интересных компании. Я считаю, что задачи эти достаточно успешно решаются в кооперации с блоками разведки и добычи, логистики переработки и сбыта. Результат этой работы — взаимодействие, установленное «Газпром нефтью» с ведущими игроками мирового нефтяного рынка, как международными, так и национальными нефтяными компаниями.