Программа «Газпром нефти» против COVID-19

Подробнее
Завтрак на заправке — Журнал «Сибирская нефть» — №101 (май 2013)

Завтрак на заправке

Тенденции развития российского рынка сопутствующего бизнеса
на АЗС.

Завтрак на заправке
Согласно стратегии, продажа сопутствующих товаров на заправках сети «Газпромнефть» должна стать эффективным розничным бизнесом

К 2020 году кафе планируется разместить на 70% станций «Газпромнефть»

Экобоксы для сбора опасных отходов — новшество санкт-петербургских АЗС «Газпром нефти»

Товары под собственными розничными брендами занимают центральное место на полках магазинов АЗС «Газпромнефть»

Фото: Евгений Уваров, Виталий Коликов, Андрей Жуков

Российские автовладельцы при выборе АЗС все больше внимания обращают на наличие дополнительных услуг — от подкачки шин и мойки до возможности снять наличные в банкомате и выпить кофе. Эксперты не предрекают скорой трансформации российских автозаправочных станций по западному шаблону в точки реализации топлива при торговых комплексах, однако очевидно, что и время станций-киосков, где не продается ничего, кроме бензина, уходит в прошлое

Текст: Юлия Неменова

Результаты регулярных опросов клиентов АЗС сети «Газпромнефть» в целом ожидаемы: главные факторы, влияющие на выбор заправки, — качество топлива и его стоимость. В то же время наличие магазина и кафе на станции важно для 47% посетителей, а среди автовладельцев с доходом выше среднего на качество инфраструктуры обращают внимание и вовсе 62% респондентов. Наличие спроса на дополнительные услуги у потребителей определяет потенциал развития сопутствующего бизнеса.

В Европе продажи нетопливных товаров составляют примерно 60% от выручки АЗС. В России ситуация иная, и различия в качестве сопутствующего сегмента связаны с историей развития топливной розницы. Магазины при российских АЗС рассматриваются как приложение к автозаправочному бизнесу, в то время как на Западе ситуация развивалась наоборот: АЗС открывались при магазинах, где кроме основного ассортимента начинали продавать топливо. Создавалась дополнительная точка притяжения клиентов — автозаправка.

ОТ БОЧКИ К ТРК

В самом начале ХХ века бензин продавался в аптеках и парфюмерно-галантерейных магазинах, куда надо было прийти за горючим товаром с ведром. Затем топливо появилось и у других торговцев. Первый специализированный магазин по продаже бензина, который можно считать первой автозаправочной станцией, открыла в 1907 году в Сиэтле компания Standard Oil of California, ныне ChevronTexaco. Каких-либо стандартов в работе или оформлении первых станций не было: они выглядели как обычные лавки, топливо продавалось из бочек, наливали его с помощью ручных насосов. Однако владельцы таких АЗС быстро поняли, что для развития бизнеса необходимо внедрять единые стандарты и расширять число предоставляемых услуг. С начала двадцатых годов на АЗС появились яркие логотипы и стандартизированное оформление. Тогда же стали устанавливать механические дозирующие колонки, а еще через десятилетие колонки стали электрическими. Интересно, что первые топливораздаточные колонки (ТРК) были оснащены циферблатом со стрелкой и отмеряли порции по 5 л топлива — таков был минимальный объем заправки. Затем появились ТРК, где цифры, показывающие объем залитого в бак топлива, вращались на роликах, а минимальный объем заправки сократился до 1 л. Сегодня минимальный объем заправки — 10 мл, поэтому нельзя залить топливо на круглую сумму — например, ровно в 1000 рублей. Колонка отмерит объем топлива, максимально приближенный к требуемому, но с шагом в 0,01 л, поэтому стоимость покупки будет не круглой — 999 рублей с копейками.

ДЕЛО ПРИВЫЧКИ

Поскольку в Европе и Америке круглосуточные магазины не так распространены, как в России, сегодня в сознании западных потребителей существует отчетливая связь между автозаправкой и возможностью приобрести основные продукты и товары первой необходимости в любое время дня и ночи. Кроме того, в большинстве западных стран маржинальность розничной реализации нефтепродуктов невысока — еще и по этому основным источником дохода для сетей АЗС стали нетопливные направления бизнеса. При этом в каждой стране есть свои особенности. Так, в Ирландии несколько десятилетий назад продавцы оборудования для общепита убедили владельцев АЗС в необходимости развития предприятий кафе и ресторанов на заправках. Сейчас многие ирландцы привыкли завтракать, обедать и даже иногда ужинать в закусочных при АЗС. Для розничной сети Asda в Великобритании автозаправка — дополнительная услуга и возможность привлечь больше посетителей к основному бизнесу — супермаркету. В странах Скандинавии, где затраты на персонал составляют значительную долю в операционных расходах АЗС, розничные операторы активно развивают возможности самообслуживания — в частности, продажу напитков с помощью автоматов. В России тоже формируются некоторые традиции — к примеру, в Петербурге клиенты привыкли наливать кофе самостоятельно, а в Москве горячие напитки чаще готовят сотрудники АЗС. В Красноярске развивается сеть заправок с крупными супермаркетами. Однако до формирования привычки заехать на АЗС поесть и за покупками российским автомобилистам еще далеко.

ВЫБОР СТРАТЕГИИ

Профессионалы рынка условно делят сети АЗС в нашей стране на две группы — иностранных операторов и российские ВИНКи. К зарубежным относятся BP, Shell, Statoil, Neste, Agip, где исторически сопутствующему бизнесу уделяют больше внимания. BP считается лидером российского рынка по уровню развития питания и отдыха на дорогах — на всех, даже небольших заправках этой сети, есть магазин и как минимум экспресскафе. Среди российских операторов особого внимания заслуживает сеть ТНК, получившая опыт в сотрудничестве с BP. У другой российской сети — «Роснефть» — встречаются станции так называемого олимпийского формата: трассовые АЗС с большими магазинами и кафе. И всетаки большинство участников российского рынка развивают сопутствующий бизнес в рамках концепции быстрого обслуживания, включающего заправку топливом, а также приобретение товаров первой необходимости и еды навынос.

«Газпром нефть» разработала стратегию развития сопутствующего бизнеса, в соответствии с которой продажа сопутствующих товаров на заправках должна не только сделать сеть АЗС более привлекательной для клиентов, но и стать эффективным розничным бизнесом. По плану, к 2020 году доля продаж нетопливных товаров и услуг вырастет в несколько раз, а доход от сопутствующего бизнеса должен покрывать значительную часть операционных затрат розницы. Основания для реализации такой стратегии есть: в 2011-м выручка от реализации сопутствующих товаров и услуг в сети АЗС «Газпромнефть» в России выросла на 65%, в 2012 году — еще на 49%.

ВСЕ В КАФЕ

Следуя стратегии развития сопутствующего бизнеса, в 2012 году сеть «Газпромнефть» увеличила число АЗС с магазинами на 30% — с 584 до 758. К 2020-му кафе планируется разместить на 70% станций. Экспресскафе, где можно купить еду и напитки с собой, должны работать на всех АЗС площадью более 50 кв. метров, а кафе с зоной отдыха — на всех трассовых станциях с магазином. Планируется, что кафе займут до 30% торговой площади — в зависимости от формата АЗС и ее местонахождения. Следующим шагом развития станет разработка типового, но разнообразного ассортимента, включающего закуски, салаты, напитки, выпечку, десерты. Большое внимание будет уделяться скорости обслуживания, в том числе за счет частичного самообслуживания.

ПОД СОБСТВЕННЫМ БРЕНДОМ

Одна из важных тенденций развития сопутствующего бизнеса — выпуск товаров под собственной торговой маркой и продажа их на АЗС. Такие товары становятся инструментом продвижения розничных брендов компании, которая может контролировать их качество, обеспечивать постоянное наличие в магазинах и оптимальные розничные цены. «Газпром нефть» выпускает товары под двумя собственными торговыми марками: сеть АЗС «Газпромнефть» (массовый сегмент) и бренд премиального топлива G-Drive (премиум-класс). В собственном ассортименте компании стеклоомывающие жидкости, энергетический напиток, влажные салфетки, уголь, популярный у любителей пикников. Под брендами G-Energy и Gazpromneft представлены автомобильные масла и охлаждающие жидкости.

ПОТЕНЦИАЛ РЫНКА

Специалисты различают более десятка основных форматов АЗС — в зависимости от их размера и с точки зрения масштабов сопутствующего бизнеса. Самые большие различия между потребностями клиентов АЗС наблюдаются в городе и на трассе. На городских АЗС посетителям наиболее важны быстрое обслуживание, наличие магазина и экспресспитания. На трассе больше различных групп посетителей — водители грузовиков, семьи с детьми, пассажиры туристических автобусов, — поэтому и потребности клиентов более разнообразны. Здесь приобретение топлива становится лишь одной из возможных целей посещения, при этом большое значение приобретают питание и отдых в кафе с посадочными местами, наличие доступа в интернет, магазина, возможности подкачать шины, долить жидкость в бачок стеклоомывателя, совершить мелкий ремонт автомобиля.

Некоторые форматы автозаправочных станций в России пока не представлены, так что возможностей для развития масса. Например, на Западе существует формат drivein station, где можно заправить автомобиль, оплатить топливо и приобрести фастфуд, не выходя из машины, или convenience centre, когда магазин при АЗС и несколько кафе различных концепций собраны под одной крышей.

Впрочем, пока эксперты в качестве основного направления развития сопутствующего бизнеса на АЗС в России — стране, где еще работает огромное количество заправок-киосков, не продающих ничего, кроме топлива, — называют увеличение количества станций с кафе и магазинами. В дальнейшем на российских заправках может увеличиться число автоматических моек, появиться пункты выдачи интернет-заказов и заказов по каталогам, точечно — станции техобслуживания, рестораны и отели — на трассовых АЗС.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ