Лобби двойного действия – Журнал «Сибирская нефть»

Лобби двойного действия

Налоговые поступления — основной источник пополнения региональных бюджетов. И у властей субъектов Российской Федерации достаточно полномочий для того, чтобы с помощью регулирования налогового режима на региональном уровне создавать эффективные механизмы привлечения инвестиций на свои территории. Эффективные как для бизнеса, так и для самих регионов

Вопрос предоставления налоговых преференций на региональном уровне нередко вызывает дискуссии о том, кто же в конечном счете больше выигрывает — региональная экономика или бизнес. Но ответить на этот вопрос однозначно нельзя, так как сама постановка его в таком виде некорректна. Ведь разговор о «выпадающих доходах» возможен только в случае наличия базы, с которой эти налоги будут выплачены. А она во многом зависит от инвестиционного климата, возможностей не только для появления новых производств, но и сохранения уже имеющихся. Должны приниматься во внимание и вопросы занятости, которые значительно влияют на региональную экономику. Поэтому оценка эффективности налоговых льгот базируется на комплексном анализе, учитывающем многие факторы. И в результате этого анализа становится ясно, что налоговые льготы бизнесу — это для региона не только выпадающие доходы, но и конкурентные преимущества и возможности развития. Корректировка фискального режима выгодна и бизнесу, и территории.

Что касается бизнеса, то он не может обойти вниманием такую возможность повышения эффективности, как получение налоговых преференций. Для нефтяной отрасли это возможность и поддерживать объем добычи на истощенных месторождениях, не допуская резкого снижения показателей, и наращивать объемы на новых участках. Особое место занимают проекты в нефтедобыче, которые находятся на грани рентабельности и без налоговых льгот будут свернуты. А это, в свою очередь, может привести к сокращению налогов и рабочих мест. Особый налоговый режим также создает дополнительные возможности для инвестиций во внедрение инновационных технологий или накопление опыта разработки нетрадиционных категорий запасов.

Для региона же активная инвестиционная деятельность — это приток дополнительных налоговых поступлений, новые рабочие места, развитие смежных отраслей, строительство инфраструктуры и в конечном итоге — повышение уровня и качества жизни, в общем, все, что можно назвать социально-экономическим развитием.

Поэтому постоянный диалог бизнеса и властей регионов в этом направлении вполне естественен, и одна из ключевых тем для нефтяных компаний, как правило, — льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество. Что касается налога на прибыль, то здесь права органов власти субъектов Федерации в предоставлении льготы ограничены 4,5 процентными пунктами. То есть часть налога на прибыль, зачисляемую в региональный бюджет, можно сократить с 18% до 13,5% (напомним, общеустановленная ставка налога на прибыль организаций — 20%, из них 2% зачисляются в федеральный бюджет и 18% поступают в бюджеты регионов). Ставки налога на имущество устанавливаются законами субъектов РФ в пределах от 0% до 2,2%.

Если оценивать общую картину по предоставлению налоговых льгот бизнесу субъектами Федерации, то их объем не так уж и велик: всего 2,5% доходов региональных бюджетов по данным за 2012 год (результаты прошлого года еще не подведены. — «СН»), в абсолютных цифрах — это 138 млрд рублей на льготы по налогу на имущество и 63 млрд рублей — льготы по налогу на прибыль.

В целом это цифры одного порядка с региональными налоговыми выплатами в бюджеты более 50 субъектов РФ одной только «Газпром нефти». В 2013 году группа перечислила в региональные бюджеты порядка 38 млрд рублей (без учета акцизов, платежи по которым проходят ряд перераспределений, прежде чем поступить в региональные бюджеты). 60% от этой суммы пришлось на налог на прибыль, порядка 20% — на налог на имущество. Основную часть налоговых выплат «Газпром нефти» получили бюджеты базовых для компании регионов — Санкт-Петербурга, Омской области, ХМАО-Югры, ЯНАО и Москвы.

На одном берегу

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — пионер в процессе предоставления налоговых льгот нефтяникам. Здесь система льгот успешно действует более 10 лет. Согласно опросу, проведенному аналитическим агентством RusEnergy, ХМАО занял второе место (после Татарстана) по привлекательности для нефтяного бизнеса. В округе реализуются несколько десятков крупных инвестиционных проектов, получивших налоговые преференции. Инвестиционная привлекательность — визитная карточка региона, и главная цель, декларируемая властями, — рост объемов добычи нефти. И что особенно важно для российской экономики — декларациями власти не ограничиваются. В Югре нефтяникам создан максимально комфортный режим налогообложения: действуют льготы по налогу на прибыль, есть и льгота по налогу на имущество для компаний, разрабатывающих новые месторождения. За 2012 год общая сумма льгот, предоставленных регионом, составила 23 млрд рублей (порядка 10% доходов окружного бюджета), из них по налогу на прибыль — 19,8 млрд рублей (19,3 млрд рублей в нефтегазодобывающем секторе); по налогу на имущество — 3,5 млрд рублей (2,8 млрд рублей соответственно).

«Cозданная в ХМАО-Югре система налоговых льгот сегодня — пример формирования эффективного налогового климата для всей страны, — считает член правления „Газпром нефти“ Александр Дыбаль, курирующий вопросы взаимодействия с регионами в компании. — Главное в том, что создано, — разумный баланс интересов региона и нефтегазовых компаний. Например, ключевую преференцию — льготу по налогу на прибыль получают нефтекомпании, вкладывающие инвестиции в основной капитал или в геологоразведку».

В зависимости от объема и динамики инвестиций ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет ХМАО-Югры, снижается на 3–4 процентных пункта (т.е. с 18% до 14% или 15% соответственно). Эффективность работы механизмов налоговых льгот подтверждает ежегодная отчетность правительства Югры, демонстрирующая увеличение объема инвестиций в экономику региона, рост налоговой базы по налогу на имущество и увеличение занятости. В свою очередь, предприятия «Газпром нефти» в 2013 году получили в ХМАО налоговых льгот около 600 млн рублей. Значительная часть дополнительных средств была направлена на поддержание низкорентабельных проектов в добыче и на бурение новых скважин.

Еще один административный стимул наращивать добычу нефти в регионе — освобождение от налога на имущество в отношении месторождений, введенных в разработку после 1 января 2011 года. У «Газпром нефти» в ХМАО сегодня один такой актив — Южно-Киняминское месторождение, лицензия на которое принадлежит «Газпромнефть-Хантосу». В мае 2014 года актив был включен в перечень льготируемых месторождений округа.

Впрочем, идеальные ситуации возможны лишь в кино — разногласия между властью и бизнесом, конечно, возникали и в ХМАО. Например, в 2011 году окружное правительство всерьез рассматривало возможность впервые за 10 лет лишить нефтяников налоговых преференций, предложив оставить льготы только для предприятий, вкладывающих средства в глубокое разведочное бурение и сейсморазведку. Такие поправки в региональное законадательство могли бы привести к сокращению инвестиций в бурение и другие геолого-технические мероприятия на действующих месторождениях и к сокращению объемов добычи в регионе. Однако благодаря консолидированной позиции нефтяных компаний и готовности власти к диалогу действующие льготы по налогу на прибыль удалось во многом сохранить. «Мы с вами находимся на одном берегу», — заявил тогда первый заместитель губернатора Югры Александр Ким в беседе с нефтяниками.

Объем и структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, трлн руб.

Объем и структура доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, трлн руб.

База на Ямале

Наращивание инвестиционной активности — ориентир и для «полуострова сокровищ», как часто называют Ямал. Сегодня Ямало-Ненецкий автономный округ занимает в России второе место по объему инвестиций на душу населения. Для инвесторов предусмотрены различные варианты государственной поддержки. Так, крупные проекты, стоимость которых превышает 1 млрд рублей, получают статус приоритетных проектов ЯНАО, и инвесторы пользуются механизмом предоставления льгот по налогам на прибыль и на имущество.

Размер льготы по налогу на прибыль зависит от категории инвестиционного проекта, определенной исходя из его стоимости. «Стратегические проекты» с объемом капитальных вложений более 5 млрд рублей получают максимально возможное снижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет ЯНАО, — на 4,5 процентных пункта. «Значимые проекты» (1–5 млрд рублей) получают скидку в размере 3,5 процентных пункта. «Социальные проекты», стоящие не менее 1 млрд рублей и направленные на решение социальных задач региона, пользуются льготой в размере 2,5 процентных пункта. Что немаловажно, при реализации инвестиционных проектов льготы предоставляются не на один год. Например, льгота по налогу на прибыль действует в течении пятилетки.

Что касается налога на имущество, то для приоритетных проектов ЯНАО применяется пониженная ставка — 1,1% вместо общеустановленной 2,2%. Однако попасть в ямальский список приоритетных проектов непросто. Для этого необходимо убедить региональные власти в важности проекта для экономики региона, продемонстрировав как бюджетный эффект — прирост налоговых платежей в результате реализации проекта, так и его социальную отдачу — повышение уровня занятости и доходов жителей региона.

В 2010 году с этой задачей успешно справились две «дочки» «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» и «Заполярнефть». Однако для пользования льготами участникам списка, помимо достижения целевых показателей инвестиционных проектов, необходимо обеспечить еще и ежегодный прирост налога на прибыль в окружной бюджет. И это оказалось сложной задачей для базовых предприятий компании в регионе, работающих в основном на истощенном фонде. В 2013 году группа столкнулась с реальным риском потери налоговых преимуществ в ЯНАО.

Однако и здесь результат дал диалог с правительством региона. «Газпром нефть» выступила с инициативой облегчить условия предоставления льгот стратегическим партнерам региона, в число которых входит и компания. С 2014 года в режим льготного налогообложения ЯНАО были внесены изменения, позволяющие инвесторам, реализующим проекты стоимостью более 50 млрд рублей, не оцениваться по «сложному» критерию.

В целом в 2013 году совокупный экономический эффект от применения налоговых преференций предприятиями «Газпром нефти» в ЯНАО достиг 1 млрд рублей.

Распределение основных налоговых платежей между уровнями бюджетов

Наименование налога Зачисляются
в Фед. бюджет в Регион. бюджет
1 НДС 100% 0%
2 Налог на прибыль 10% 90%
3 НДФЛ 0% 100%
4 НДПИ (нефть, природный газ, газовый конденсат) 100% 0%
НДПИ (общераспространенные полезные ископаемые) 0% 100%
5 Акцизы 28% 72%
6 Водный налог 100% 0%
7 Налог на имущество 0% 100%
8 Земельный налог 0% 100%
9 Транспортный налог 0% 100%

Новый приоритетный

Если в ЯНАО работают старейшие предприятия «Газпром нефти», то Оренбургская область для компании — новый регион, вошедший в ее периметр лишь в 2011 году. Однако планы на Оренбуржье у группы глобальные, здесь активно формируется новый кластер добычи. И, судя по высказываниям губернатора Оренбургской области Юрия Берга, регион к сотрудничеству готов: «Привлечение инвестиций в экономику региона является одной из стратегических задач правительства области. Инвестиции — это налоги, новые рабочие места и в итоге рост уровня жизни людей».

Как и в ЯНАО, для инвесторов, прошедших региональную «аккредитацию», существуют преференции как по налогу на прибыль, так и по налогу на имущество. Ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Оренбургской области, снижается на 4 процентных пункта, а от налога на имущество проекты, получившие статус приоритетных для региона, освобождаются на пять лет.

Для получения льгот в Оренбургской области также необходимо пройти долгий путь от подачи заявки на предоставление мер государственной поддержки до включения проекта в реестр приоритетных проектов Оренбургской области и заключения инвестиционного договора с правительством региона, в котором, в частности, предусмотрены обязательства по инвестированию и гарантированному объему налоговых поступлений в областной бюджет. В случае невыполнения взятых обязательств льготу инвестору придется вернуть.

Александр Дыбаль
Александр Дыбаль,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по корпоративным коммуникациям:

Эффект от успешного диалога между регионами и бизнесом не ограничивается исключительно экономической сферой. Средства, которые компания получает от применения налоговых льгот, вкладываются не только в производство — это еще и база для реализации программы социальных инвестиций. В итоге в регионах, где действуют льготы для компании, мы реализуем самые значительные проекты по совершенствованию социальной инфраструктуры в области здравоохранения, образования, культуры и спорта. Таким образом, сбалансированность и эффективность налоговой политики позволяют региональным администрациям решать свою главную задачу — обеспечивать достойное качество жизни жителям территорий, а социально ответственный бизнес выступает в этом деле партнером власти. Безусловными лидерами по эффективности создания условий для стимулирования производства являются Югра и Ямал.

Компания «Газпромнефть Оренбург», реализующая масштабный проект разработки Восточного участка Оренбургского нефтегазоконденсатного месторождения стоимостью более 50 млрд рублей, этот путь уже успешно прошла. Инвестиционный договор с региональным правительством был подписан на Петербургском международном экономическом форуме в мае нынешнего года.

Незавершенный диалог

Россия, конечно, далеко не однородна с точки зрения оценки региональными властями важности мер по стимулированию бизнеса и созданию условий для развития производства. Зачастую инвестиционный климат кардинально различается даже в географически близких регионах. Например, в Омской области, где работает крупнейший в России Омский НПЗ, принадлежащий «Газпром нефти», с созданием благоприятных условий для развития нефтепереработки региональные власти не торопятся. Кого только не стимулирует область налоговыми льготами: производителей полипропилена и шин, сельское хозяйство. Но нефтепереработки, являющейся ключевым сектором региональной экономики, в списке по-прежнему нет. И это при том, что за последние пять лет налоговые поступления «Газпром нефти» в омский бюджет выросли на 80% и продолжают расти. Более того, по общему объему налоговых поступлений от группы компаний «Газпром нефть» Омская область вышла на первое место среди производственных регионов.

Еще одна сложная с точки зрения инвестклимата территория — Томская область. До 2007 года здесь действовал льготный режим налогообложения для нефтегазовых компаний, предусматривавший снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта, если компания занимается геологическим изучением участков недр. Но с 2008 года предприятия ТЭК утратили и эти льготы.

Результатом многолетнего общения представителей «Газпром нефти» и региональной власти стало появление областного закона, по которому инвесторам, работающим в сфере добычи углеводородов, предоставляется право на снижение ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет региона, на 4,5 процентных пункта в отношении прибыли, относящейся к инвестиционному проекту, и применение ставки налога на имущество в 1,1%. Однако критерии предоставления льгот и порядок их применения направленными на улучшение инвестклимата в регионе назвать пока сложно. В частности, эффект от льгот изначально ограничен величиной прироста налоговых поступлений в областной бюджет в текущем году по сравнению с предыдущим, увеличенным на коэффициент роста налогов, который утверждает региональная администрация. Старые месторождения с падающей добычей (а таких в Томской области большинство) не могут обеспечить предприятиям существенный рост налоговых платежей, а значит — либо реального права на льготу не возникает вовсе, либо эффект от льгот будет несущественен для экономики проектов. По сути, в Томской области льготы не могут работать в реальных условиях и не стимулируют приток инвестиций.

Привлекательные столицы

А в это время Москва делает много для привлечения нефтяных компаний. В мае нынешнего года Мосгордума приняла закон «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для организаций нефтяной отрасли». В соответствии с документом с 2015 года ставка налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Москвы, будет снижена до 13,5% в отношении суммы прироста при- были по сравнению с суммой прибыли за предыдущий налоговый период для организаций, у которых основной вид деятельности (более 70% в общем объеме выручки) — реализация нефти и нефтепродуктов. Льгота распространяется как на отдельных налогоплательщиков, так и на консолидированные группы налогоплательщиков (КГН). Кроме того, чтобы попасть в периметр льготирования, организации необходимо заплатить в бюджет Москвы минимум 1 млрд рублей налога на прибыль (КГН — 5 млрд рублей). От создания крупными компаниями центров прибыли в Москве столичные власти ожидают 2 млрд рублей в год дополнительных налоговых поступлений. Таким образом московское правительство старается возместить потери, которые понесла городская казна от вступления в силу закона о КГН в 2012 году, перенаправившего часть налоговых потоков в регионы. Регионы «московской скидкой», конечно, недовольны; впрочем, они располагают точно такими же возможностями для создания оптимального налогового режима.

Инесса Яшнева
Инесса Яшнева,
начальник налогового департамента «Газпром нефти»:

Эффективная региональная налоговая политика для «Газпром нефти» — один из важных шагов на пути снижения налоговой нагрузки на бизнес. Добиться результатов на этом поприще можно только благодаря синергетическому эффекту от слаженного взаимодействия профильных департаментов корпоративного центра и дочерних обществ и умению выстроить конструктивный диалог с властями региона. Причем роль дочерних обществ в процессе получения налоговых преференций трудно переоценить. Они — у истоков, они — наш бизнес, проекты, инвестиции, жизнь и налоги региона, и от их активности зависит успех инициативы. Исторически самое активное ДЗО в этом направлении — «Газпромнефть-Хантос», чему в том числе способствует и благоприятный налоговый климат в ХМАО. Хочется отметить еще одно важное достижение: в 2013 году нацеленность на результат проявили сотрудники «Газпромнефть Оренбурга» — и победили, доказав право на значимую льготу по налогу на имущество по реализуемому масштабному проекту.

«Газпром нефти» с ее петербургской пропиской, чтобы воспользоваться налоговыми преимуществами в Северной столице, необходимо инвестировать в экономику города не менее 15 млрд рублей. Если эта сумма будет накоплена не более чем за пять лет с 1 января 2012 года, можно будет применять минимальную ставку налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга — 13,5%. Такой объем инвестиций, конечно, выглядит чрезмерным, особенно если сравнивать с условиями, которые предлагает Москва. Но у «Газпром нефти» потенциал есть, ведь выгоду от эффективного налогового режима всегда получают обе стороны.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ