«Все для фронта, все для победы!» — под этим лозунгом в тяжелейших, порой нечеловеческих условиях обеспечивалась обороноспособность, а во многом — и жизнеспособность Страны Советов в долгие 1418 дней и ночей Великой Отечественной. Этот лозунг определял и главный смысл работы ученых и инженеров — нефтяников, сумевших создать новую мощную сырьевую базу на востоке СССР
Новые центры
C призывом о необходимости мобилизации сил на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками и решения задач оборонного значения Президиум Академии наук СССР выступил уже на следующий день после радиосообщения заместителя председателя Совнаркома СССР Вячеслава Молотова о нападении гитлеровской Германии и начале войны. Однако тяжелейшая ситуация на фронте вынудила ученых покинуть привычные московские кабинеты и лаборатории. Уже в июле 1941-го и Президиум АН СССР, и ряд основных академических институтов перебазировались в Казань. В то же время президент АН СССР Владимир Комаров отправился в Свердловск. Туда же было доставлено научное оборудование, которое сопровождали специалисты Института металлургии, Института горного дела, Геологического института. Учитывая обстановку и значение Урала с точки зрения наличия в регионе ценных полезных ископаемых, академик Комаров принял решение остаться в этом городе и организовать там крупный региональный научный центр для оказания помощи фронту и тылу. В конце августа 1941 года на базе Уральской комплексной экспедиции была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны. В ее работе приняли участие более 800 научных и технических сотрудников, было задействовано свыше 60 учреждений. Таким образом, сформировались два сильных центра эвакуированных учреждений АН СССР, вокруг которых были собраны крупные научные силы. В мае 1942 года на общем собрании АН СССР с повесткой «О роли науки в обороне страны» принцип централизации был восстановлен: Президиум АН СССР было решено перевести из Казани в Свердловск. Это позволило руководству Академии более эффективно координировать деятельность многочисленных творческих коллективов ученых. И уже 3 июня 1942 года решением Президиума Академии наук СССР была создана Комиссия по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны во главе с академиком Евгением Чудаковым. К ее работе кроме научных сотрудников АН СССР были привлечены работники союзных наркоматов нефтяной промышленности, руководители промышленных предприятий региона, профессорско-преподавательский состав вузов Поволжья и Прикамья.



Рождение «Второго Баку»
В рамках плана изучения нефтеносности Татарии и смежных районов «Второго Баку» главные силы было решено направить на исследования двух основных перспективных площадей: Бугульминского района в пределах южной части Бугульминской депрессии и Чистопольско-Аксубаевского района в пределах юго-восточной части Аксубаевской депрессии. В августе было решено развернуть работы и в других областях и республиках, входящих в район деятельности комиссии: в Марийской, Чувашской, Удмуртской и Башкирской Республиках, а также в Горьковской, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской, Сталинградской и Пензенской областях.
Основными задачами Комиссии по мобилизации ресурсов Среднего Поволжья и Прикамья на нужды обороны стали выявление дополнительных природных источников сырья и выработка рекомендаций по его промышленному использованию; поиск новых резервов в процессе производства и оказание научно-технической помощи по увеличению мощностей и выпуску продукции, интенсификации и рационализации производственных процессов, замене дефицитных и дальнепривозных видов сырья и топлива, а также оказание непосредственной помощи оборонному производству. Нефтяную секцию комиссии возглавил академик Сергей Наметкин, директор Института горючих ископаемых. В главное структурное подразделение секции — Волго-Башкирскую нефтяную экспедицию, которую возглавлял профессор Михаил Варенцов, — входили 26 геологических партий общей численностью около 270 специалистов. Штаб экспедиции размещался в Стерлитамаке.
В Татарской АССР геологические исследования велись силами 10 полевых геологических партий, работу которых координировал член-корреспондент АН СССР Сергей Федоров. Геофизическими исследованиями, в том числе с помощью таких методов разведки нефти, как сейсмический метод отраженных волн, электроразведка, гравиметрия и магнитная съемка, занимался специальный отряд во главе с членом-корреспондентом АН СССР Андреем Тихоновым. Сейсмическую разведку вела группа профессора Григория Гамбурцева, который сконструировал новый тип сейсмографа, регистрировавшего преломление волн на больших расстояниях. Для полевой газовой съемки широко использовали приборы, предложенные профессором Василием Соколовым. При этом геофизические методы применялись в тесной связи с геологическими исследованиями и дальнейшим разведочным бурением.
Уже первый летний экспедиционный период дал обнадеживающие результаты. С помощью предложенного профессором Виктором Чердынцевым новаторского метода эманационной съемки геологи успешно исследовали нефтеносные территории на юго-востоке Татарской АССР и получили сведения о промышленной ценности ряда нефтяных залежей, приуроченных к песчаным отложениям уфимской свиты. Заложенные на Сарабикуловском месторождении скважины давали в сутки
Активная работа геологов в других районах Татарской АССР также вскоре принесла позитивные результаты. На территории юго-восточного Закамья 25 июля 1943 года на Шугуровской роторной скважине с глубины 648 м был получен приток 20 тонн нефти в сутки. Это событие дало новый импульс разработке перспективной нефтеносной площади — рядом с Шугуровским располагался еще целый ряд перспективных месторождений: Ромашкинское, Шиганское, Миннибаевское, Сармановское, Бавлинское, Аксубаевское.

По восходящей
В конце осени 1943 года коллектив ученых под руководством профессора Игнатия Брода подготовил докладную записку в Президиум АН СССР о ресурсах природного газа и перспективах нефтеносности правобережья Волги. А в декабре
В Куйбышевской области на Самарской луке 9 июня 1944 года скважина, пробуренная в Яблоновом Овраге на глубине 1460 м, вскрыла мощный пласт песчаников девонского периода. Здесь был получен мощный фонтан нефти с дебитом 500 тонн в сутки. Освещая это событие, газета «Волжская коммуна» писала: «Результатами разведочных работ доказана многопластовость месторождений Самарской луки и, что особенно важно, разрешен долголетний спор о наличии нефти в девонских отложениях. Здесь открыт ряд первоклассных месторождений, заслуженно закрепивших за этим районом славу жемчужины «Второго Баку».
Через несколько месяцев в Башкирской АССР, недалеко от деревни Нарышево, скважина, пробуренная на глубину 1740 м, дала фонтан с дебитом 250 тонн девонской нефти в сутки. Это увеличило добычу нефти на Туймазинском промысле сразу в два раза. Введение в эксплуатацию еще шести скважин дало ежесуточно дополнительно 1100 тонн нефти. С открытием девона Туймазинское месторождение вошло в пятерку уникальных, самых крупных по запасам нефти месторождений мира. При дальнейшем оконтуривании месторождения его размеры составили 40 на 20 км.
Формирование в восточных районах страны новой национальной топливноэнергетической базы стало важнейшим результатом развития отечественной нефтяной промышленности за годы войны. С 1941 по 1945 год из недр Волго-Уральского региона было извлечено 11 млн тонн нефти. И если в 1940 году удельный вес этого региона в общей добыче Советского Союза составлял всего 6%, то в 1945-м он возрос до 14,6%.
Весьма символично, что июньский Парад Победы в Москве совпал с празднованием