Строго на север – Журнал «Сибирская нефть»

Строго на север

Арктическая программа «Газпромнефть — Аэро»

Текст: Элина Синдина
Фото: Лев Федоров, Сергей Гортман, Сергей Пантелеев, Алексей Петров, Дмитрий Яковлев

«Газпромнефть — Аэро» заправляет самолеты по всему миру. Но есть направления, работа на которых для компании — особая ответственность. Одно из таких направлений — арктический регион, где от своевременного обеспечения авиатопливом порой зависит не только благополучие, но и жизнь людей

На пути к Северному полюсу

Ежегодно в апреле Арктика принимает гостей — на полтора месяца российская полярная станция «Барнео» становится главным научным, туристическим центром и отправной точкой для путешественников к Северному полюсу. Уникальный проект Русского географического общества и Ассоциации полярников России существует с 2000 года. «Барнео» располагается примерно в 100 км от самой северной точки планеты. Каждый год лагерь создается заново на одной из дрейфующих льдин, а сам процесс его развертывания превращается в захватывающую операцию.

Путь на «Барнео» начинается в Мурманске. Его удобное географическое расположение на побережье Кольского залива позволяет соединить в одном пункте морские и авиационные маршруты Заполярья. Центром авиатопливообеспечения на полуострове выступает «Газпромнефть — Аэро», которая осуществляет заправки в «крыло» в мурманском аэропорту, а также поставляет авиационный керосин для полярной авиации и санитарных рейсов.

«Газпромнефть — Аэро» заправляет самолеты, отправляющиеся из Мурманска к Северному полюсу

Десант на «Барнео»

Особое направление в работе авиатопливного оператора «Газпром нефти» — подготовка полярных экспедиций, таких как «Барнео». Компания обеспечивает не только заправку рейсов, доставляющих полярников и грузы на станцию, но и снабжает экспедицию топливом — керосин используется для вертолетных перевозок к Северному полюсу. В лагере для этого базируются два Ми-8.

«Газпромнефть — Аэро» снабжает полярников запасом топлива

Первые рейсы на «Барнео» отправляются в конце марта. Это самый сложный этап в развертывании дрейфующего лагеря. Грузовые самолеты Ил-76 берут на борт людей и грузы, а затем в двух точках над выбранной для станции льдиной проводится их десантирование. В этом году было выполнено три таких рейса, в том числе десантировано более 20 тонн топлива в бочках.

Арктическая стратегия

Для России Арктика имеет стратегическое значение. В первую очередь, это Северный морской путь (СМП) и крупнейшие в мире запасы углеводородов. Северный морской путь — важная часть инфраструктуры Крайнего Севера, связывающая восточную и западную части страны, объединяющая в единую сеть речные артерии Сибири. Интересен он и для перевозки минерального сырья из арктических регионов: в прилегающих к нему районах содержится до 35% мировых запасов нефти и газа. Кроме того, Северный морской путь может быть альтернативой для перевозок между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например от Гамбурга до Йокогамы, всего 6600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал —11 400 миль.

В Арктике повышенные требования к качеству топлива

Один из приоритетов программы развития Арктики — создание эффективной системы воздушного транспорта, который для многих уголков региона в прямом смысле — «связь с внешним миром». Ставки сделаны на модернизацию аэропортовой сети вдоль трассы Северного морского пути, развитие малой авиации, а также формирование современных транспортно-логистических узлов. В свою очередь, «Газпромнефть — Аэро» принимает активное участие в развитии транспортной инфраструктуры Крайнего Севера. Компания идет по пути интеграции в свою структуру действующих топливозаправочных комплексов, модернизируя их, внедряя современные технологии авиатопливообеспечения и стандарты подготовки персонала.

В частности, авиатопливная дочка стала первым активом «Газпром нефти», который приступил к работе в одном из самых труднодоступных регионов арктической зоны — на Чукотке. Воздушные перевозки здесь единственный полноценный вид транспортного сообщения между местными населенными пунктами, не говоря уже о других регионах России. В 2016 году «Газпромнефть — Аэро» приобрела сразу три топливозаправочных комплекса на Чукотке — в Анадыре, Певеке и Кепервееме. Общий объем инвестиций компании в модернизацию их инфраструктуры превысит 114 млн рублей.

Заправка воздушных судов осуществляется собственным топливом «Газпром нефти», которое поставляется напрямую с Омского нефтеперерабатывающего завода. Для его транспортировки (ежегодные объемы составляют 10 тыс. тонн) специалистами компании разработан оптимальный логистический маршрут, позволяющий привезти топливо на Чукотку за три недели — в рамках «северного завоза». Речные суда наливаются на причале Омского завода и далее следуют по Иртышу в Обскую губу. Здесь происходит самый сложный технологический этап — прямая перевалка топлива в морской танкер (борт-борт). Далее груженый танкер следует по Северному морскому пути в порты Анадыря и Певека, откуда автотранспортом топливо доставляется на ТЗК компании. В аэропорт Кепервеема топливо будет отгружено только после наступления холодов, автотранспорт везет его по «зимнику» (специальной зимней дороге) протяженностью в 450 км.

Полярный аэродром

В рамках «северного завоза» «Газпромнефть — Аэро» также осуществляет поставку авиационного топлива в аэропорт Салехарда, столицы ЯНАО. В среднесрочной перспективе компания планирует начать заправки «в крыло» и в этом арктическом регионе, в стратегии продвижения бизнеса — аэропорты Салехарда, Надыма и Нового Уренгоя.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ