«Сегодня российскому рынку нужны высокотехнологичные продукты» — Журнал «Сибирская нефть» — №138 (февраль 2017)

«Сегодня российскому рынку нужны высокотехнологичные продукты»

Конкуренция на российском рынке смазочных материалов нарастает. Наиболее активно этот процесс идет в сегменте премиальных высоко-технологичных продуктов. А один из его характерных индикаторов — массированная реклама иностранных производителей на отечественном ТВ. О том, как себя чувствует в этих условиях оператор бизнеса масел «Газпром нефти», корреспонденту «СН» рассказал генеральный директор «Газпромнефть — смазочных материалов» Александр Трухан.

СН

В минувшем году «Газпромнефть — смазочным материалам» удалось удержать позиции на рынке?

А.Т.

Нам удалось не только удержать, но и усилить позиции: сегодня 20% фасованных смазочных материалов на российском рынке — это наша продукция. Но главное, мы продолжили реализацию стратегии развития бизнеса, направленной на технологическое лидерство на отечественном рынке смазочных материалов. В итоге мы смогли внедрить новые производственные технологии, расширить наш продуктовый портфель за счет инновационных продуктов, а также начать работу в новых сложных секторах рынка. Результат этой работы виден в объемах продаж и в выручке, но главное, чего нам удалось добиться, — мы смогли увеличить процент вовлечения собственной сырьевой базы в производство высокотехнологичных продуктов.

СН

Какие шаги в реальности стоят за словами о технологическом лидерстве?

А.Т.

Мы постоянно инвестируем в качество смазочных материалов, находим новые подходы к технологическим процессам. В прошлом году мы локализовали в Омске производство литиевых и кальциевых смазок, которые раньше выпускались только на нашем заводе в Италии. Кроме того, в Омске в 2016 году мы произвели свыше 5,5 тонны присадок, из которых около 3 тонн вовлекается в собственное производство смазочных материалов. Это технологический рывок, который позволяет нам выпускать ряд продуктов с максимальным использованием компонентов собственного производства.

Из планов, которые уже становятся реальностью, — в этом году мы начинаем производство собственной III группы базовых масел в Ярославле. Это действительно прорыв как в плане импортозамещения, так и в плане качества производства, которое сегодня может обеспечить Ярославский НПЗ (ЯНОС). К этому событию мы готовились основательно. Пилотные образцы наших масел уже успешно прошли ряд тестов на соответствие требованиям ведущих европейских автопроизводителей в немецком технологическом центре ISP. При тестировании наши продукты сравнивались с иностранными аналогами. Хочу отметить, что такого подхода в России еще не было — это первые отечественные базовые масла, которые прошли подобные тесты, доказав высокое качество. Полученные результаты позволяют нам начать диалог с производителями техники. При этом важно понимать, что мощности ЯНОСа (106 тысяч тонн базовых масел третьей группы) — только первый шаг. Мы будем последовательно наращивать мощности по производству синтетики — к 2021 году и Омский завод будет готов начать производство масел групп II и III.

СН

Позволяет ли качество нашей продукции конкурировать с иностранными производителями не только на российском, но и на международном рынке?

А.Т.

Мы хотим, чтобы российский продукт был принят глобальными автопроизводителями. С этой целью мы вступили в ассоциацию производителей масел ATIEL — это закрытый клуб двадцати крупнейших игроков рынка, таких как Mobil, Shell, BP, Total, и других. Для нас это важное институционное изменение. Членство в ассоциации позволяет компании работать напрямую с автопроизводителями и участвовать в разработке новых отраслевых стандартов, что дает нам возможность значительно ускорить вывод продуктов на рынок. Для глобальных автопроизводителей мы пока что производим масла, используя западные компоненты, но у нас есть задача заменить эти компоненты на российские — для этого мы работаем в ассоциации.

В минувшем году мы смогли внедрить новые производственные технологии, расширить продуктовый портфель компании за счет инновационных продуктов, а также начать работу в новых сложных секторах рынка. Результат этой работы виден в объемах продаж и в выручке

СН

Какую продукцию можно назвать сегодня основным драйвером роста продаж?

А.Т.

В 2016 году мы реализовали 542 тыс. тонн продукции, при этом более половины объема, а именно 258 тыс. тонн пришлось на премиальные продукты — это современные масла, которые имеют допуски и одобрения ведущих производителей техники. В сегменте премиальных продуктов мы выросли на 16%, лидер по темпам развития бренд G-Energy, его продажи выросли на 31%.

СН

Успех G-Energy — это заслуга грамотной рекламной политики?

А.Т.

Причина популярности масел G-Energy, в первую очередь, в их качестве, а также в продуманной маркетинговой стратегии. Чтобы не быть голословным, хочу напомнить, что уже не первый год наши продукты подтверждают свое превосходство, проходя экстремальные испытания на гонках: масла G-Energy заливаются в двигатели спорткаров, и наши инженеры в режиме реального времени отслеживают их состояние. В этом году экипаж G-Energy Team одержал победу в ралли-марафоне Africa Eco Race — это трансконтинентальный марафон из Европы в Африку, проходящий по бездорожью и пескам пустыни Сахары. Команда «МАЗ-СПОРТавто» (грузовики МАЗ) вошла в топ-10 грузового зачета «Дакара» — спортсмены преодолели дюны, горы, серьезные перепады высоты, при этом у них был новый двигатель, который требует обкатки. И та, и другая команды показали отличный результат, которому мы, безусловно, очень рады, ведь какими бы хорошими ни были данные лабораторий, спортивные соревнования — это абсолютный тест на качество наших продуктов.

На рост продаж, конечно же, существенно повлияло развитие проекта G-Energy Service, поскольку станции в первую очередь продают масла G-Energy. СТО, работающие под брендом проекта, осуществляют обслуживание и ремонт различных автомобилей отечественного и импортного производства. В прошлом году количество станций мы довели до 70 в 9 странах. Планируем, что до конца этого года под брендом G-Energy Service будут работать уже порядка 160 станций.

СН

Экономическая ситуация в стране непростая. В чем причина, на ваш взгляд, рыночного роста именно премиальных продуктов на этом фоне?

А.Т.

Так или иначе, но различная техника, закупаемая и используемая сегодня в России, становится все сложнее. Соответственно, такие машины требуют применения более технологичных масел. И сейчас мы наблюдаем растущий спрос на полусинтетические и синтетические масла. Наши исследования показывают, что российский рынок зафиксировался на определенном объеме потребления, но сама структура рынка меняется в сторону высокотехнологичных продуктов, эта ниша растет. Эту тенденцию видят все игроки рынка, поэтому глобальные производители начали создавать производства в России, например, Shell открыл завод в Торжке, Total производит масла на аутсорсинговых мощностях и получил площадку под собственное строительство. Есть планы по производству и у других производителей. Российский рынок остается очень интересным для глобальных игроков — конкуренция нарастает именно за счет научной и технологической составляющих.

В связи с этим я считаю одним из прорывов для «Газпромнефть-СМ» начало работы подразделения R&D (research and development), которое было сформировано не просто как центр компетенций, а как подразделение со своим финансированием, штатом и задачами по реализации конкретных шагов в рамках долгосрочной стратегии компании. Мы будем и дальше инвестировать в это направление, потому что продукты, которые мы планируем предлагать российскому рынку, — это именно высокотехнологичные масла с высокими эксплуатационными характеристиками.

Ассортимент продукции «Газпромнефть-СМ» включает более 500 наименований
СН

В сентябре 2016 года «Сибирская нефть» писала о выходе на новые сегменты рынка смазочных материалов благодаря приобретению «Росполихима». Как сейчас развивается актив?

А.Т.

Интеграция «Росполихима» в состав компании позволила нам начать работу в сегменте масел для авиации и флота, экспандерных масел для трубопрокатного производства и пластификаторов для химической промышленности. При этом важно, что мы получили в управление производство насыщенных эфиров как сырья для масел пятой группы, из которого мы будем производить гораздо больше продуктов, чем этот актив выпускал ранее.

Мы хотим расширить ассортимент «Росполихима» за счет потребительских масел и различных высокотехнологичных продуктов, таких как присадки, растворители всевозможных типов, масла-пластификаторы для пластмассовой промышленности, экспандерные масла для трубопрокатной отрасли, сложные компрессорные, турбинные масла, которые производятся только с использованием пятой группы базовых масел. Эти продукты производятся в России, но на сегодня преимущество за импортными поставками (например, только 25% экспандерных масел — отечественного производства). Это притом, что сырье в России есть. Раньше мы его продавали за рубеж, там производили сложные масла, которые затем ввозились в Россию. Но, безусловно, значительно выгоднее производить эти продукты самим.

Также мы начали разработку присадки-загустителя масел, которая сейчас не производится в России. На сегодня это 100% импорт. По сути, мы возобновили производство присадок-загустителей в России, только на новом технологическом уровне. Объем производства будет достаточен для обеспечения как наших потребностей, так и, наверное, более половины российских потребителей — мы рассчитываем удовлетворить потребности до 70% рынка в загущающих присадках.

СН

Какие усилия требуются от компании для интеграции такого актива, как «Росполихим»?

А.Т.

Выполнение всех наших планов невозможно без модернизации производства — многое оборудование на «Росполихиме» работает около 10 лет. Помимо этого мы внедряем на предприятии стандарты надежности «Газпром нефти» в сфере промышленной безопасности. Также мы будем менять отношение к экологии производства. Сейчас актив готовится к сертификации по экологической и промышленной безопасности — на это уйдет несколько лет, так как у единого органа сертификации, проводящего аудит всех наших площадок, — швейцарской компании SGS — высокие требования, да и актив требует инвестиций в обеспечение контроля качества производства. При этом мы уже интегрировали предприятие в нашу систему обеспечения сырьем (часть необходимых компонентов мы поставляем теперь из Ярославля и Омска) и передаем в нашу систему управления контролем качества.

Мы находимся в диалоге с правительством Нижнего Новгорода, которое предложило нам варианты промышленных площадок для дальнейшего расширения. К середине года будут подготовлены проекты расширения производства.

В этом году экипаж G-Energy Team одержал победу в ралли-марафоне Africa Eco Race, а команда «МАЗ-СПОРТавто» вошла в топ-10 грузового зачета «Дакара». И та и другая команды показали отличный результат и это — абсолютный тест на качество наших продуктов

СН

Одним из потенциальных инструментов завоевания рынка стал государственный курс на импортозамещение. Как «Газпромнефть-СМ» использовала эту возможность?

А.Т.

Мы подписали соглашения о сотрудничестве в сфере импортозамещения смазочных материалов с рядом регионов. На основании этих соглашений наши технические специалисты составляют единые карты смазочных материалов для предприятий, изучают, какие допуски от производителей техники нужны для работы, и предлагают наш продукт, полностью соответствующий этим требованиям и обеспечивающий экономию за счет закупки смазочных материалов в рублях. Благодаря сотрудничеству с нами некоторые регионы снизили импортозависимость на 67%, перейдя на российские продукты, при этом получив масла с необходимыми высокими эксплуатационными характеристиками и обеспечив надежную работу техники.

СН

Речь идет только о муниципальных предприятиях регионов?

А.Т.

Не только. В первую очередь, мы работаем с муниципальными и федеральными заказчиками, а затем предлагаем свои услуги всем предприятиям регионов. Эта работа, конечно, имеет социальный аспект, ведь с нашими маслами дешевле обслуживать пассажирский транспорт, объекты городской инфраструктуры, что опосредованно становится сдерживающим фактором роста тарифов для населения. Также мы заинтересованы и в работе с бизнесом. Программу импортозамещения мы будем развивать дальше — доля импорта смазочных материалов в России все еще высока — по нашим оценкам, около 25%.

СН

По каким критериям выбираются регионы?

А.Т.

Мы идем по запросу от самих регионов. Наиболее рачительные хозяева умеют считать деньги и сами заинтересованы в снижении импортозависимости. Их привлекают и оперативность отгрузок, которую мы можем обеспечить, и условия оплаты. В этом году будут новые соглашения, целый ряд регионов высказал свою готовность к сотрудничеству.

СН

Какие рыночные амбиции у компании в 2017 году?

А.Т.

Я доволен итогами прошедшего года, но, как всегда, хотелось бы большего. У нас очень высокий потенциал в сегменте премиальных смазок для Арктики, и мы много инвестируем в эти разработки. В 2017-м мы представим рынку синтетические смазки из собственного сырья; планируем также расширить ассортимент синтетических масел, основанных на собственных базовых маслах III и V групп, и вывести на рынок дополнительно до 30 тыс. тонн синтетической продукции. Это все планы по премиальной продукции. Также в 2017 году мы будем развивать сеть G-Energy Service, продолжим работу с дилерскими станциями технического обслуживания ведущих автопроизводителей. Доверие к нашим брендам растет, и мы будем продолжать наращивать темп.

«Газпромнефть — смазочные материалы»

Дочернее предприятие «Газпром нефти», специализирующееся на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей. Создано в ноябре 2007 года. Компания располагает 6 производственными площадками в России, Италии и Сербии. Общий объем производства превышает 500 тыс. тонн высококачественных масел, смазок и технических жидкостей в год. Компания поставляет продукцию на российские конвейеры ДАЙМЛЕР КАМАЗ РУС, КЗ РОСТСЕЛЬМАШ, АК «ДЕРВЕЙС», КАМАЗ, АВТОТОР (конвейер Hyundai), АЗ ГАЗ, УАЗ (Sollers), БЕЛАЗ. Потребителями продукции также являются «Северсталь», «Сибур», «Газпром», «Евраз», ММК, ТМК, НЛМК, Русал, Алроса, РЖД и другие крупнейшие промышленные предприятия. Ассортимент включает 500 наименований масел и смазок для всех секторов рынка (более 1200 товарных позиций).

Продукция компании имеет свыше 250 одобрений ведущих производителей техники: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen, Volvo, Renault, General Motors, Cummins, MAN, ZF, КАМАЗ, Автоваз, Bosch Rexroth и др. Компания также занимается производством и реализацией судовых масел, поставляет продукцию на суда Совкомфлота, Росморпорта, Роснефтефлота и других российских и зарубежных судовладельцев. Благодаря интеграции в глобальную сеть снабжения Chevron клиенты компании имеют возможность получать судовые масла в более чем 800 портах по всему миру. «Газпромнефть-СМ» занимает 15% рынка смазочных материалов России, а также работает в странах СНГ и Балтии, Европе, Центральной и Юго-Восточной Азии, Африке и др. Всего продукция компании представлена более чем в 60 странах мира.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ