Африканская страсть — Журнал «Сибирская нефть» — №138 (февраль 2017)

Африканская страсть

Текст: Илья Огородников
Фото: Илья Огородников, Михаил Ласточкин, Петер Луск, www.gazprom.ru

Ежегодно в канун нового года параллельно начинаются два тяжелейших ралли-марафона: Dakar в Южной Америке и Africa Eco Race, собственно, в Африке. И если на первом все надежды России связаны с грузовиками команды КАМАЗ-мастер, то во втором трансконтинентальном ралли-рейде россияне могут с уверенностью следить и за зачетом внедорожников, среди которых — экипаж G-Energy Team в составе Владимира Васильева и Константина Жильцова.

Africa Eco Race — ралли-рейд относительно молодой, однако уже успевший завоевать международное признание и стать одним из самых престижных соревнований не только в мире ралли-рейдов, но и всего мирового автоспорта. Причина этого, в первую очередь, кроется в маршруте, по которому проходит гонка, — фактически это возрожденная трасса через Марокко, Западную Сахару, Мавританию и Сенегал классического ралли-марафона «Париж-Дакар», который по причине безопасности был перенесен в Южную Америку, забрав с собой и географическое название Dakar, превратившееся в бренд.

Второй фактор престижности — конечно же, имена руководителей и организаторов гонки. Не смирившиеся с переносом марафона и считающие, что настоящий «Дакар» может быть только в Африке, у руля процесса встали легендарный «Лис пустыни» Жан Луи Шлессер и опытнейший «ветеран» ралли-рейдов Рене Метж. Ну и третий фактор — состав участников, который год от года пополняется количественно и качественно. В 2017 году на гонку заявилось ни много ни мало 84 команды в четырех зачетах: мотоциклы, мотовездеходы, внедорожники и грузовики. Россию на гонке представили семь экипажей, среди них три — в категории внедорожников.

«Боевым» автомобилем команды G-Energy Team, выступающей при поддержке компании «Газпромнефть — смазочные материалы» и ее бренда масел G-Energy, выступает MINI Countryman, заявленный по высшей категории Т1. Команда включает в себя не только пилота и штурмана, но и семерых технических специалистов первоклассного уровня во главе с опытнейшим Алексеем Куликовым, занимающихся исключительно спортивной техникой.

Экипаж G-Energy Team оказался одним из самых титулованных участников гонки

Как и в прошлом году, нынешний ралли-рейд Africa Eco Race начался 29 декабря с торжественного старта в Монако, куда все экипажи прибыли накануне для прохождения документальной, медицинской и технической комиссии по допуску к гонке. Утром 31 декабря на стартовый подиум команда G-Energy въехала первой из категории внедорожников и грузовиков! Российский экипаж приветствовал лично Жан Луи Шлессер — легендарного французского пилота связывает дружба с нашим экипажем и, в частности, с Константином Жильцовым, с которым Шлессер когда-то выступал в одном экипаже. Не стоит отрицать и того, что наши спортсмены на ралли-рейде Africa Eco Race оказались одними из самых титулованных, фактически фаворитами гонки и главными претендентами на победу. «Хотя на Africa Eco Race я стартую впервые, марокканские дороги мне хорошо знакомы — гравий, камни, скоростные отрезки. Так что поедем, как на дачу», — шутит перед стартом пилот G-Energy Team Владимир Васильев. Сразу после старта участники марафона отправились на четырехсоткилометровый перегон до французского порта Сете, откуда, погрузившись на паром, команды вместе с машинами переправились в Марокко. Именно там 2 января в городе Надор начался «боевой» маршрут ралли-рейда.

Проверка Марокко

Сразу кидать экипажи из огня да в полымя организаторы не стали: вкаточный скоростной участок составлял всего 86 км. Основными трудностями на маршруте стали камни и многочисленные проселочные дорожки сельскохозяйственной зоны, которые могли сбить с толку штурманов. Ударный темп «соскучившегося по рулю» Владимира Васильева сразу же определил G-Energy в лидеры, хотя ситуация могла сложиться по-другому. «В конце случился „медленный прокол“, — поделился проблемами Владимир Васильев, — но останавливаться не стали, финишировали в итоге с давлением 0,5 атмосферы в колесе».

Отдельно стоит сказать и о жизни в бивуаке, раскинувшемся в марокканской пустыне. Она не похожа на пустыню классическую, которую мы привыкли представлять в виде огромных песчаных дюн, готовых поглотить и осушить любого, кто осмелится остаться здесь в одиночестве. Марокканская пустыня — это Марс! Красный, горный, твердый, каменистый и такой же бесконечный и почти безжизненный. Но главное — холодный: перепады температур с +20 градусов днем до —2 градусов ночью стали проверкой на выносливость всех, кто ночевал в палатках, то есть двух третей участников.

Еще два этапа по Марокко общей протяженностью около 800 км уже оказались по-настоящему марафонными. Протяженность, сложность и опасность маршрута сыграли на руку Владимиру Васильеву, который в такой ситуации смог не просто отстоять лидирующую позицию, но еще и увеличить темп, оторвавшись от преследователей более чем на 20 минут.

А вот день 4-го этапа, маршрут которого представляет сплошное каменистое плато, на Africa Eco Race 2017 получил прозвище «День шиномонтажника». Острейшие камни, порой скрытые в песках, мало кого оставили без пробитых колес — экипаж G-Energy Team потерял три колеса, чудом доехав до финиша на еле уцелевших «запасках». В результате лидерство в этот день перехватил главный преследователь нашего экипажа — француз Тьерри Маньяльди на багги Ford.

Последний марокканский спецучасток должен был стать для команд настоящим испытанием на выносливость — почти 700 км пути, из которых 456 км — боевой отрезок. Но вмешалась судьба: из-за дождей размыло дамбу, а вместе с ней и часть маршрута, в результате чего организаторы сократили этап на 180 км. А вместе с ними и почти все внедорожные сложности спец-участка, оставив гонщикам в прямом смысле скоростную прямую, где традиционно сильнее выступают более динамичные багги.

Уже в ходе разговоров на бивуаке выяснилось, что многие участники столкнулись с трудностями в расшифровке стенограммы. Всю трассу лично прописывал Рене Метж, который отличается довольно специфическим видением маршрута с присущим только ему почерком. В частности, спортивный директор гонки не считает нужным прописывать в легенде те препятствия, которые и так видимы. Кроме того, многие отметили и тот факт, что 76-летний Метж воспринимает сложность препятствий еще на тех скоростях, на которых когда-то гонялся сам. В результате чего уровень сложности для современных машин получается заниженным. К этому всему пришлось привыкать и штурману G-Energy Team Константину Жильцову, благодаря опыту которого экипажу удавалось не только найти верное направление, но и сберечь свой MINI All4Racing. Итог G-Energy Team после пяти марокканских этапов: 1-е место в «абсолюте» с отрывом 22 минуты 18 секунд.

Сахара не сахар

7 января на Africa Eco Race так называемый «экватор» — середина маршрута и день отдыха. Организаторы устроили участникам настоящий курорт, расположив бивуак на пляже Атлантического океана — именно здесь впервые с начала гонки закончились холодные африканские ночи. Отдых, правда, больше для пилота и штурмана — механикам же, наоборот, предстояла самая кропотливая работа. На «экваторе» боевой автомобиль фактически разбирается и собирается заново, так что экипаж выходит на следующий отрезок марафона, можно сказать, на новом авто.

Шестой этап Africa Eco Race становится переходным во всех смыслах этого слова. Помимо пересечения границы и прибытия в Мавританию, меняется ландшафт — в права начинает вступать Сахара. Правда, пока постепенно — 173 км боевого участка снова становятся скоростными, с плотной грунтовой поверхностью, поменявшей цвет с красного на желтый, лишь намекая на грядущие песчаные этапы парой небольших дюн.

Однако езда с педалью газа в полу на протяжении сотен километров критично отражается на технике. Температура специального масла G-Energy Racing в моторе MINI в таких условиях держится за отметкой в 110 градусов. Неизвестно, правда, какое масло использовал Тьерри Маньяльди на своем Ford, но мотор его багги шестого этапа не выдержал — главный преследователь российского экипажа сходит с дистанции. Владимир Васильев, уступая другим багги в скорости, финиширует в итоге пятым, но из-за окончательного схода француза на следующий день в общем зачете оказывается в отрыве более чем на час, что дает отличную фору во второй половине гонки.

Основной удар по выносливости экипажей и техники пришелся на следующие три этапа Africa Eco Race — сложнейшие пески Сахары переписали итоговую ведомость зачета. Не стал исключением и экипаж G-Energy Team: словно повторяя проход по огромным и коварным дюнам Мавритании, наша команда сначала вырвалась вперед на седьмом спецучастке, но споткнулась на восьмом... «Сегодня день сложился неудачно. Продолжились мавританские пески, в которых сначала мы немного ушли с маршрута, а затем и вовсе застряли», — посетовал Владимир Васильев. Худший результат за всю гонку команды G-Energy — 11-е место и отставание в 22 минуты — на самом деле внес в соревнование интригу: если по времени соперничать с россиянами уже вряд ли кто-либо смог, то надеяться на технические проблемы или застревание в песках «боевого» MINI можно было смело, поскольку впереди было еще два этапа дюн.

Итоговая таблица девятого этапа Africa Eco Race вновь перемешала экипажи. Владимир Васильев и Константин Жильцов были седьмыми с отставанием в 10 минут 30 секунд от победителя, которым на этот раз стал француз Патрик Серийоль. В общем же зачете экипаж G-Energy окончательно оторвался от преследователей — ближайший соперник находится от Владимира Васильева более чем в двух часах, что за три этапа до финиша практически гарантирует российскому экипажу победу.

Десятый этап отметился негласным и вынужденным демаршем участников: чтобы закончить гонку на Розовом озере Дакара, заметная часть пелотона вышла на старт лишь формально — после стартовой линии экипажи отправились обратно в сервис, получив максимальный временной штраф, но шанс добраться до финиша. А на одиннадцатом мавританскую Сахару накрыла песчаная буря, так что около 70 км экипажи шли почти вслепую.

Традиционно раскинувшийся на берегу Розового озера знаменитого Дакара торжественный подиум буквально утонул в российских флагах: помимо G-Energy Team, победу праздновала и команда КАМАЗ-мастер — в зачете грузовиков

Приезд в Сенегал и последний, 12-й символический этап протяженностью 22 км стал, по сути, парадным проездом безоговорочного лидера ралли-марафона Africa Eco Race — российской команды G-Energy. Традиционно раскинувшийся на берегу Розового озера знаменитого Дакара торжественный подиум буквально утонул в российских флагах — победа оказалась двойная! Вместе с Владимиром Васильевым и Константином Жильцовым победу в зачете грузовиков праздновала и команда КАМАЗ-мастер — экипаж Андрея Каргинова стал лучшим в своем классе. Брызги шампанского, крики «Ура!», победные объятия, тысячи фотографий и сотни поздравлений — на несколько часов берег Розового озера стал российским благодаря триумфу наших гонщиков.

Газовое преимущество

Еще один российский участник Africa Eco Race 2017 — газовый КАМАЗ под управлением Сергея Куприянова вошел в десятку абсолютного зачета. Для команды Сергея Куприянова это уже третья по счету африканская гонка. Газовый КАМАЗ — единственный в своем классе грузовик, использующий в качестве топлива природный газ. В этом году экологичное моторное топливо было представлено на гонке под новым брендом — EcoGas. Благодаря его использованию процесс разгона получается быстрее, а на максимальную мощность газовый КАМАЗ выходит на меньших оборотах, что весьма актуально для вязкого песка Африки.

Заправку автомобиля природным газом обеспечил передвижной автогазозаправщик компании «Газпром газомоторное топливо». В составе колонны автомобилей технического сопровождения команды газозаправщик преодолел весь маршрут и бесперебойно осуществлял заправку грузовика на финише каждого этапа марафона. Полной заправки автомобиля хватало на 600–700 км при работе двигателя в газодизельном цикле.

«Россия является мировым лидером по запасам природного газа. Его использование в качестве моторного топлива набирает популярность во всем мире. Газовый КАМАЗ наглядно демонстрирует эффективность, безопасность и экологичность этого вида топлива», — отметил после гонки Сергей Куприянов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ