На краю земли — Журнал «Сибирская нефть» — №143 (июль-август 2017)

На краю земли

Текст: Дмитрий Вишняков, Николай Михайлов
Фото: Стоян Васев, Андрей Сергиенко

Новопортовское месторождение — это стратегический проект «Газпром нефти» на Ямале. Здесь успешно воплощена в жизнь труднейшая логистическая схема отгрузки нефти. Здесь отрабатываются инновационные технологии добычи для сложных коллекторов. Сюда трудно попасть — и еще труднее забыть это удивительное место. Корреспондентам «Сибирской нефти» посчастливилось побывать на заполярном активе компании и привезти оттуда массу впечатлений

Салехард. Вертолетная площадка. Ранее утро, вопреки прогнозу, солнечное, практически безветренное, что внушает оптимизм. Ведь на Севере винтокрылая машина — это не роскошь, а основное транспортное средство передвижения, для которого прогноз погоды играет решающую роль. До Новопортовского месторождения, одного из самых северных в континентальном Заполярье, лететь 360 километров. Мимо группы журналистов, которые приехали посмотреть на один из форпостов освоения Арктики, проходит пилот вертушки — подтянутый мужчина в выглаженной форме и обязательных авиаторских очках. Подробный инструктаж, фиксация багажа, раздача берушей — и трудяга Ми-8 бодро потянул на северо-восток. Внизу калейдоскоп красок: зеленая тундра сменяется оранжевыми мхами, голубыми речками с белоснежным песком отмелей — и повсюду озера, по количеству которых Ямал может поспорить со Страной тысячи озер — Финляндией.

Месторождение

Вертолет пошел на посадку, крен на борт будит задремавших. В иллюминаторах появляется совершенно футуристическая картина для Крайнего Севера: вертолетные площадки, сплетение труб и магистралей, огромные резервуары, домики вахтовиков — целый город нефтедобычи. Масштаб проделанной работы легко оценить с высоты птичьего полета, поэтому затворы фотоаппаратов щелкают не переставая.

Знакомство с промыслом начинается, пожалуй, с главного закона, местной конституции — правил безопасности. «Добрый день! Пристегнитесь, пожалуйста, и мы готовы начать движение» — слова водителя вахтовки вызывают у прессы удивление (забегая вперед, скажу, что к концу путешествия никто в дополнительном напоминании не нуждался): все-таки в салоне, а не в кабине сидят. Первый переезд оказался коротким: 200 метров — и «Урал» тормозит у нескольких вагончиков — именно через них можно попасть на территорию промысла. Все прибывающие — а трудится здесь более 5,5 тысячи сотрудников — в обязательном порядке проходят эти врата: медосмотр, инструктаж, досмотр, напоминающий подобные мероприятия в аэропорту, — добро пожаловать на Новопортовское месторождение!

Точка отсчета истории освоения Новопортовского месторождения — 1964 год, когда здесь была пробурена первая разведочная скважина. Однако до промышленной эксплуатации дело дошло только в 2010-х. На протяжении полувека нефтяники пытались придумать, как подступиться к углеводородам полуострова Ямал, преодолеть многолетние мерзлые породы, наладить логистику для заброски грузов и транспортировки сырья. За несколько лет специалисты «Газпром нефти» справились с этими вызовами.

К 2014 году компания завершила этап опытно-промышленного бурения, позволивший оценить потенциал месторождения и выстроить оптимальный план разработки Новопортовского. Сейчас на месторождении функционирует 102 скважины, дебит некоторых из них достигает 1100 м³/сутки. По меркам нефтяников это очень высокий результат. За три года полномасштабной эксплуатации Нового Порта сотрудники «Газпромнефть-Ямала» и подрядных организаций не только решили множество сложных технологических задач, но и добились ряда рекордных для компании показателей. Например, именно здесь построена первая в «Газпром нефти» скважина с горизонтальным участком в 2000 метров, в этом году за 2 месяца поставлено три подряд рекорда по скорости строительства горизонтальных скважин, впервые на Ямале проведен 20-стадийный гидроразрыв пласта по бесшаровой технологии.

Нефть, которую добывают на Новопортовском месторождении, получила собственное название — Novy Port. Торгуется этот сорт как премиальный. «Пить нельзя. Потрогать можно», — разрешает журналистам взять в руки пробирку с черным золотом заместитель начальника цеха подготовки и перекачки нефти Владимир Тимофеев. Он же и объясняет, почему новый сорт называют «сладким» — содержит менее 0,1% серы в составе, практически безводный и без примесей.

Впрочем, чтобы объявить об успешном старте эксплуатации месторождения, пришлось решить главную задачу — как доставить потребителям «сладкий» Novу Port? Тянуть 700 километров нефтепровод для подключения к единой системе «Транснефти» экономически нецелесообразно. Вывозить нефть 200 километров по зимникам автоцистернами до железнодорожной станции Паюта неэффективно. За сезон, таким образом, смогли отгрузить только 15 тысяч тонн. Все осложняется климатическими условиями, которым подходит определение «экстремальные». Например, –55°С и порывы ветра до 40 м/с — обычное дело для этих широт. Тогда специалистами «Газпром нефти» был предложен амбициозный проект, который по праву можно сравнить с лучшими мировыми инженерными решениями: построить 100-километровый напорный нефтепровод до села Мыс Каменный, возвести в Обской губе многотонный нефтеналивной терминал и транспортировать углеводороды собственным танкерным флотом в Европу через Карское и Баренцево моря. Для этого потребовалось четыре года.

Ворота Арктики

Мы опять поднимаемся на борт вертолета. Цель — увидеть главную жемчужину в уникальной логистической цепочке «Газпром нефти» — нефтеналивной терминал «Ворота Арктики». 40 минут перелета — и перед нами показывается высокое краноподобное сооружение ярко-желтого цвета посреди Обской губы. Это и есть терминал, который позволяет производить круглогодичную отгрузку сырья с Новопортовского месторождения. Вертолет делает 4 круга, есть время сфотографировать и массивное сооружение, и отходящий после загрузки танкер «Штурман Малыгин». «Высота — 80 метров, длина поворотного ствола — 78 метров, длина стрелы — 67 метров. Способен перекачивать 8,5 млн тонн сырья в год. Работает по принципу нулевого сброса. Эти слова уже принадлежат начальнику отдела эксплуатации терминала «Ворота Арктики» Александру Липатникову. Специалист проводит брифинг на берегу Обской губы. Внезапный ветер принес льды, и подойти к терминалу на лодке не удалось. Впрочем, солнце и песчаный берег совершенно не похожи на заполярную природу. Если бы не метровые торосы, дрейфующие по воде, пейзаж напоминал бы больше озеро в среднерусской полосе. Тем временем Александр объясняет, что зимой здесь абсолютно другие условия. Чтобы терминал мог справиться с давлением льдов толщиной более 2,5 метра, при его проектировании было проведено математическое и натурное моделирование в ледовых бассейнах Крыловского государственного научного центра и Морского института Гамбурга, а само сооружение сейчас держат 12 свай глубиной 85 метров.

Дебит лучших скважин на Новопортовском месторождении достигает рекордных 1100 м3/сутки

Присутствие человека здесь не нужно, терминал полностью автоматизированный и управляется оператором с Большой земли. Специалисты требуются только для регулярного технического и прочего обслуживания объекта. Причем, по словам начальника отдела эксплуатации, зимой делать это проще, так как удобнее добираться до терминала по льду. Впрочем, представить, как в принципе может быть проще в 55-градусный мороз работать на 60-метровой высоте, получается не очень.

Тут же, в Обской губе, можно увидеть один из самых современных кораблей, бороздящих северные моря, — судно обеспечения «Балтика». Оно помогает танкерам правильно подходить к терминалу для заправки, а также контролирует экологическую обстановку в районе терминала и готово локализовать и устранить любую чрезвычайную ситуацию.

Для обеспечения бесперебойности и стабильности поставок нефти с Новопортовского месторождения важно иметь собственный танкерный флот и возможности по его проводке к терминалу, какой бы ни была погода и ледовая обстановка. Именно для этого по заказу «Газпром нефти» уже построено шесть танкеров высшего ледостойкого класса Arc7. Для их поддержки на Выборгском судостроительном заводе строятся одни из самых крупных и современных неатомных ледоколов в мире: «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий». Они уже в следующем году присоединятся к флоту компании в Карском море.

Нефть отгружают на танкеры высшего ледостойкого класса Arc7, построенные по заказу «Газпром нефти»

Не навреди!

«Увидите песца — не трогайте его и не пытайтесь кормить, — слова Владимира Саблина, начальника промысла Новопортовского месторождения «Газпромнефть-Ямала», вызывают у гостей улыбку. — Я серьезно. Не надо, чтобы он укусил кого-нибудь!» Сосуществование объектов нефтедобычи и природы Крайнего Севера приводит вот к таким неожиданным пересечениям промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Начальник промысла подчеркивает: все объекты проектировались с учетом вопросов защиты экологии. Здания, чтобы не разрушать мерзлоту, подняты над поверхностью, сваи защищены термоизоляционными материалами. Нарушили травяной покров? Привезли грунт, засеяли травой. На местах традиционного движения оленьих стад — каслания — сделаны специальные переходы для беспрепятственного движения.

Принципом «Не навреди» руководствуются и в отношениях с коренными малочисленными народами Севера. Новый Порт, небольшое село на самом краю света, совсем не смотрится заброшенным и неухоженным. На просьбы местных жителей нефтяники откликаются всегда. На вертолете до Салехарда подкинуть, детей вывезти на образовательное мероприятие в Тюмень, организовать и провести традиционные праздники — Дни рыбака и оленевода. В самом селе показывают дома, построенные при поддержке «Газпром нефти». Даже культурные достопримечательности есть — рисунки стрит-арт-фестиваля «Стенограффия», проходящего при поддержке «Газпром нефти» в городах присутствия компании. Художники прилетели по просьбе нефтяников и вызвали в северном населенном пункте ажиотаж.

В мае этого года с месторождения была отгружена 5-миллионная тонна нефти

Путь на север

Если проводить аналогию с человеческой жизнью, то сегодня Новопортовское проходит стадию быстрого взросления. Еще пару лет назад здесь неспешно добывали первую нефть, ожидая ввода в строй нефтеналивного терминала, обустраивали необходимую инфраструктуру, проводили доразведку новых участков. А уже в мае этого года на танкер «Штурман Альбанов» была отгружена 5-миллионная тонна нефти сорта Novy Port. И это только начало нового этапа в жизни месторождения.

В настоящее время с промысла до приемо-сдаточного пункта в селе Мыс-Каменный строится вторая ветка трубопровода. В «Газпром нефти» прогнозируют увеличение полки добычи на Новом Порту до 8 млн тонн в год — транспортировка этих объемов до Обской губы потребует дополнительных мощностей. Кроме того, готовятся к вводу в эксплуатацию установка комплексной подготовки газа, а также крупнейшая на Ямале газотурбинная электростанция мощностью 96 МВт. Электростанция не только обеспечит месторождение и ближайшие к нему населенные пункты собственной электроэнергией, но и выполнит еще одну важную экологическую задачу — позволит достичь запланированного уровня утилизации попутного нефтяного газа.

«Газпром нефть» уже вложила в разработку Новопортовского месторождения свыше 189 млрд рублей и продолжает развивать актив. В свою очередь, государство от реализации проекта получит более 1,5 трлн рублей налогов. Сухие цифры говорят, что извлекаемые запасы крупнейшей кладовой углеводородов на Ямале составляют 250 млн тонн нефти и конденсата и 320 млрд кубометров газа. По самым скромным подсчетам, это более 30 лет интенсивной добычи. А что дальше? Ответ на этот вопрос прозвучал из уст Владимира Саблина, начальника промысла: «Ежедневно преодолевая вызовы, внедряя эффективные технологии и передовые стандарты, «Газпром нефть» приобретает богатый опыт освоения арктических территорий, который станет стимулом для развития всей нефтегазовой отрасли. А уникальная логистическая схема, выстроенная компанией, способствует реализации масштабного проекта страны — Северный морской путь». Так что будущее, даже через 30 лет, у Нового Порта точно есть, и оно — в дальнейшем пути на Север.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ