Чистый выход — Журнал «Сибирская нефть» — №143 (июль-август 2017)

Чистый выход

«Газпромнефть — смазочные материалы» выпустили на рынок новое экологичное масло-пластификатор

Текст: Александр Коробченко
Фото: Дмитрий Верхоробин, Андрей Голованов, LEGION-MEDIA

«Газпромнефть — смазочные материалы» выпустили на рынок новый продукт — высокоароматический пластификатор Gazpromneft TDAE. Это так называемое масло-мягчитель, используемое при изготовлении шин, каучуков и резинотехнических изделий. За описанием технических характеристик скрывается главное — новое масло полностью соответствует экологическим требованиям, предъявляемым к подобной продукции в Европейском союзе. А его появление на российском рынке приблизит отечественных производителей шин к выпуску более экологичной продукции

По европейским стандартам

Ужесточение российского экологического законодательства в части требований к моторным топливам приносит ощутимые результаты — часть отечественных НПЗ уже перешли на выпуск топлива стандарта «Евро-5». Его использование позволяет значительно снизить выбросы в атмосферу вредных веществ с выхлопными газами. Тем не менее есть еще одна зона автомобильной опасности, о существовании которой многие даже не догадываются, — за счет контакта шин с дорожным полотном каждый год среднестатистическая легковушка вносит в окружающую среду около 200 граммов нефтепродуктов. Самым вредоносным компонентом этих выбросов могут быть полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), признанные канцерогенами. Как показывают исследования, вклад шин в общее выделение тяжелой ароматики даже более значителен, чем у отработавших газов двигателей внутреннего сгорания, — он составляет 55–60% ПАУ, оказывающихся в атмосфере.

В рецептуре шин используется целый ряд ингредиентов, которые могут содержать канцерогенно опасные ПАУ. Это в первую очередь технологические масла-пластификаторы, технический углерод и маслонаполненный каучук. Проблема содержания в шинной пыли химических соединений различной токсичности нашла свое отражение в европейском законодательстве более десяти лет назад. Так, для пневматических шин, продаваемых в ЕС, как и для других товаров, имеющих контакт с человеком, существуют требования химической безопасности REACH (директива EC №1907/2006 от 18.12.2006, см. врез) о недопущении или ограничении использования некоторых химических веществ. Среди подпадающих под директиву REACH веществ есть и полициклические углеводороды. А в соответствии с директивой №2005/69/ЕЕС, вступившей в силу 1 января 2010 года, все выпущенные или импортированные в ЕС шины должны производиться с использованием нефтяных масел, которые содержат не более 1 мг/кг бензапирена и 10 мг/кг суммы восьми канцерогенных ПАУ.

В то время как европейские производители шин уже могут похвастаться экологичностью своей продукции, в России введение экологических требований к составу шин пока только обсуждается. В марте 2014 года на заседании комитета Государственной думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии представили технический регламент, в котором были четко прописаны уровни допустимого содержания в резинотехнических изделиях канцерогенных веществ, а также методики измерения их содержания. Этот регламент должен был закрыть доступ на российский рынок для всех канцерогенных пластификаторов, но, несмотря на теплый прием в законодательной среде, о котором говорили авторы документа, техрегламент пока так и остался инициативой.

Европейский регламент

Постановление REACH — это регламент по химическим веществам за №1907/2006, обязательный для всех стран — членов Европейского союза. Регламент REACH вступил в силу с 1 июня 2007 года. REACH касается в первую очередь европейских производителей химических веществ, а также импортеров, осуществляющих ввоз веществ на территорию ЕС. Аббревиатура REACH означает регистрацию (registration), оценку (evaluation) и авторизацию (authorization) химикатов (chemicals). Цель регламента REACH — обеспечить высокий уровень здравоохранения и охраны окружающей среды на всей территории ЕС и одновременно повысить конкурентоспособность химической промышленности ЕС за счет высоких требований безопасности и стимулирования разработки продукции.

В зависимости от локального законодательства той или иной страны несоблюдение требований регламента REACH может грозить последствиями от денежного штрафа (до нескольких десятков миллионов евро) до уголовного преследования.

«На данный момент резинотехническая промышленность России еще не готова к жестким ограничениям применения тяжелой ароматики, — считает директор научно-исследовательского центра «НИИШП» Александр Пичугин. — Пластификаторы типа ПН-6 еще очень широко применяются в промышленности, поэтому запрет использования масел с высоким содержанием ПАУ может привести к дестабилизации производства многих заводов резинотехнических изделий. Если рассматривать рынок шин, то там картина другая. Значительная часть заводов в России принадлежат иностранным компаниям, которые экспортируют продукцию, а значит, сталкиваются с действующими в других странах запретами на тяжелую ароматику».

Место на рынке

Европейский рынок пластификаторов оперативно отреагировал на изменения законодательства по содержанию тяжелой полициклической ароматики. Доля потребления неканцерогенных продуктов с момента введения стандартов REACH существенно выросла. Наиболее востребованным неканцерогенным пластификатором стало масло типа TDAE (treated distillate aromatic extract) — очищенный дистиллированный ароматический экстракт.

Ситуация на российском рынке еще далека от идеальной. Хотя, по мнению экспертов, не только иностранные бренды, работающие на территории России, но и отечественные производители автомобильных шин в большинстве своем используют неканцерогенные пластификаторы, доля небезопасной шинной продукции по-прежнему высока. Причина проста — покупать иностранные масла слишком дорого, а выбор отечественных высокоароматических масел подобного типа до последнего времени был небольшим. Большую долю на рынке занимала компания «Оргхим», выпускающая пластификаторы «Норман-346» (типа TDAE) на основе закупаемого сырья и ориентирующаяся главным образом на экспорт. Потенциал рынка ароматических масел, значительная часть которых приходится на пластификаторы типа TDAE, в России составляет до 40–60 тысяч тонн в год. Хотя показатель и не идет ни в какое сравнение с запросами Европы и Азии. Емкость европейского рынка составляет 300–600 тысяч тонн в год, тогда как в странах АТР производители резинотехнических изделий готовы потреблять порядка 600 тысяч тонн пластификаторов ежегодно.

«Пик спроса на экологичные масла еще впереди, — считает директор НТЦ «Интайр» Дмитрий Голубев. — Потребность в экологичном сырье, в том числе пластификаторах, растет из года в год и носит повсеместный характер, особенно в сегменте производства шин и каучуков. Рынок резинотехнических изделий традиционно более инертен, но в Европе уже начаты работы в этом направлении, и в будущем требования по применению экологичных пластификаторов в сегменте РТИ также будут актуальны».

Александр Трухан,
генеральный директор «Газпромнефть — смазочных материалов»:

«Газпром нефть» стала первой вертикально интегрированной нефтяной компанией, которая начала производство экологичных и безопасных пластификаторов европейского уровня. Использование в их производстве высококачественного чистого сырья в комплексе с применением прогрессивных технологий обеспечивает продукту превосходные эксплуатационные характеристики и делает его абсолютно безопасным для здоровья человека. Это на 100% отечественный продукт, производящийся на территории России из российских компонентов, по российским технологиям.

Инертность российского рынка можно объяснить отсутствием недорогих отечественных технологий производства масел-пластификаторов с низким содержанием ПАУ: существующие технологии, требуют больших затрат на строительство новых технологических установок и использования дорогостоящих растворителей, некоторые из которых не производятся в России.

Тем не менее в «Газпром нефти» запрос рынка не остался незамеченным. Несколько лет в компании велась разработка собственной технологии, которая позволила бы производить неканцерогенные шинные масла на базе установок Омского завода смазочных материалов (ОЗСМ).

Экологичный ответ

Результаты работы «Газпромнефть — смазочные материалы» представили в этом году: рынок получил новый неканцерогенный высокоароматический пластификатор Gazpromneft TDAE, предназначенный для шин, каучуков и резинотехнических изделий.

Пластификатор выпускается на ОЗСМ по собственной, не имеющей аналогов запатентованной технологии. Продукт удовлетворяет всем самым строгим европейским экологическим требованиям — по итогам тестирования пластификатора «Газпромнефть — СМ» были получены все необходимые сертификаты, а также присвоен регистрационный номер REACH. Более того, при производстве TDAE компания «Газпромнефть — смазочные материалы» использует исключительно собственное сырье, что позитивно сказывается на цене и качестве продукта и уменьшает зависимость производства от внешних факторов.

Масло-мягчитель Gazpromneft TDAE прошло лабораторные тесты на базе одного из крупнейших шинных холдингов по 24 параметрам, показав положительные результаты: пластификатор обладает лучшей теплостойкостью относительно эталонного образца. Кроме того, испытания прошел не только шинный компонент, но и готовые шины, изготовленные с использованием этого пластификатора. Покрышки спортивного типоразмера были испытаны на стендах и на специальной трассе и показали полное соответствие высоким стандартам.

В 2016 году в рамках первого производственного этапа Омский завод смазочных материалов вышел на мощность 7 тысяч тонн пластификатора Gazpromneft TDAE в год. Второй этап предполагает выпуск 17 тысяч тонн масла в год, инвестиции в проект составят свыше 400 миллионов рублей. С учетом того что основная область применения масел-мягчителей типа TDAE — шинная продукция, в качестве основных потребителей нового продукта в компании видят российские и иностранные заводы, производящие автомобильные покрышки. Также в будущем «Газпромнефть — СМ» намерены наладить экспорт нового экологичного масла-мягчителя на рынки Европы и Азии.

Масла-пластификаторы

Нефтяные масла и продукты на их основе широко используются в шинной промышленности в качестве пластификаторов и мягчителей резиновых смесей и по совокупному объему применения занимают третье место после каучуков и технического углерода. Особенно широко применяются нефтяные пластификаторы в производстве бутадиен-стирольных каучуков и шинных резин, в состав которых нефтяные масла вводятся в больших количествах (20–50 массовых частей и более на 100 массовых частей полимера). От состава пластификатора во многом зависят вязкоупругие, низкотемпературные, прочностные свойства резин, а также клейкость, усадка, адгезия, склонность к вулканизации и обрабатываемость.

Наиболее универсальными пластификаторами резиновых смесей на основе массовых каучуков, а также при производстве маслонаполненных каучуков являются ароматические масла. До последнего времени ароматические масла для резиновой промышленности традиционно получали на основе дистиллятных и остаточных ароматических экстрактов селективной очистки масел. Это так называемые DAE-масла — distillate aromatic extract. При производстве неканцерогенных пластификаторов DAE-масла подвергают глубокой очистке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ