Синтетика на старте – Журнал «Сибирская нефть»

Синтетика на старте

На Ярославском НПЗ запущено производство III группы базовых масел

Текст: Зульфия Хазова
Фото: Сергей Иноземцев, ISP

В июне 2017 года «Газпромнефть — смазочные материалы» начали производство базовых масел III группы на нефтеперерабатывающем заводе в Ярославле («Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез»). Это знаковое событие как для компании, так и для российского рынка в целом. Наличие собственной синтетической базы дает «Газпром нефти» сразу несколько весомых преимуществ

Мировой рынок смазочных материалов уверенно развивается в сторону синтетики, в основе которой лежат базовые масла III, IV и V групп (см. врез). Причина проста — несмотря на более высокую стоимость, синтетические масла превосходят минеральные (I и II группы) по степени очистки и обладают улучшенными физико-химическими характеристиками. В то же время III группа существенно дешевле IV и V групп при очень сходных эксплуатационных характеристиках. К тому же объемы производства базовых масел IV и V групп весьма ограничены. В свою очередь, синтетические масла на базе III группы прекрасно подходят для постоянно совершенствующихся современных двигателей и отвечают всем требованиям, предъявляемым к смазочным материалам. Поэтому большинство современных рецептур готовых масел, одобренных мировыми производителями техники, выпускаются именно на основе группы III.

Если говорить о российском рынке, то здесь также прослеживается тенденция увеличения спроса на III группу. Но до последнего времени соответствующее спросу предложение покрывалось в основном за счет импорта. Причина кроется в специфике отечественного рынка: в большинстве случаев российские базовые масла не имеют одобрений производителей оборудования (в первую очередь автомобильной техники), а без таких одобрений они не могут использоваться в рецептуре готовых масел.

Инвестиции в создание собственной базы III группы — для «Газпром нефти» важный шаг навстречу рынку, ведь именно на базовые масла приходится не только основная масса готового продукта (75–99%), но и львиная доля его себестоимости. Запуская новую установку на ЯНОСе, компания получает недостающий элемент цепочки создания добавленной стоимости, в которую уже входят процессы производства первой и пятой групп базовых масел, блендинга, фасовки и логистики.

Новые возможности

В 2016 году «Газпромнефть — смазочные материалы» реализовали 542 тыс. тонн продукции, из которых больше половины пришлось на премиальные продукты — современные масла, имеющие допуски и одобрения ведущих производителей техники. Наличие собственной синтетической базы позволит компании еще больше расширить этот сегмент: возможность заменить дорогостоящий импортный компонент в производстве готовых масел — это серьезное конкурентное преимущество на внутреннем рынке. Вовлечение в производство базовых масел с понятной себестоимостью — хорошая возможность для компании усовершенствовать часть своей продукции, оставляя ее в прежнем ценовом сегменте. В частности, уже сейчас специалисты компании пересматривают готовые рецептуры синтетических и полусинтетических видов масел на предмет увеличения содержания в них базы III группы, что положительно скажется на их эксплуатационных характеристиках. Расширена будет и линейка синтетической продукции.

Мощность установки по производству базовых масел III группы, введенной в эксплуатацию на заводе в Ярославле, составляет 100 тыс. тонн в год (половина продукции принадлежит «Роснефти» — другому акционеру предприятия). Однако для «Газпром нефти» это только первый этап развития синтетической базы. Планируется, что к 2021 году производство масел групп II, III и III+ в объеме 220 тысяч тонн будет запущено на Омском НПЗ. Такой объем позволит не только закрыть собственные потребности и занять значимую долю российского рынка, но и стать поставщиками базовых масел группы III на международном рынке.

Что касается внешних рынков, то проблем со спросом на базовые масла III группы здесь нет. Растущую потребность в готовой продукции в той же Европе удовлетворяют сотни независимых блендинговых компаний, в то же время поставщиков базовых масел можно сосчитать по пальцам. Поэтому у нового игрока всегда есть шанс занять долю на рынке. Конечно, при условии, что ему удастся склонить на свою сторону ведущих мировых автопроизводителей, диктующих правила игры и определяющих спецификации на смазочные материалы.

С прицелом на зарубежные рынки сбыта «Газпромнефть — смазочные материалы» изначально задумались над грамотным позиционированием собственной III группы, начиная от создания бренда продукта, реализации программы омологации* и заканчивая серьезной работой с потенциальными потребителями.

Базовый бренд

Хотя большая часть синтетической базы на российский рынок поставляется из-за рубежа, «Газпром нефть» не стала первой компанией в России, начавшей производство базовых масел III группы. Но есть у компании и кардинальное отличие, позволяющее рассчитывать на равноправную конкуренцию с иностранными производителями: создание бренда G-Base, качество которого соответствует отраслевым стандартам и подтверждено международными сертификатами.

Омологация бренда — это сложный и затратный путь получения одобрений и допусков производителей техники. Сначала пилотные образцы масла G-Base были протестированы в собственной лаборатории «Газпромнефть — смазочных материалов» в городе Бари (Италия), а затем направлены в известные независимые испытательные центры. Здесь базовые масла тестировались как сами по себе, так и в составе готовых рецептур премиальных продуктов. Одной из таких независимых испытательных площадок стал ведущий европейский технологический центр по смазочным материалам ISP. По результатам пройденных испытаний параметры и технические характеристики базовых масел III группы были доработаны и приведены в соответствие с требованиями мировых стандартов. А готовые масла премиального сегмента на основе G-Base показали результаты не хуже, а по отдельным параметрам даже лучше, чем аналогичные смазочные материалы ведущих мировых производителей.

Базовые масла

Современные товарные масла состоят из базовых масел и пакета присадок, который вводится для улучшения эксплуатационных свойств. Согласно классификации Американского института нефти (API), базовые масла разделяются на пять групп — в зависимости от состава сырья, из которого они производятся, и различных характеристик. Для производства большинства товарных масел, применяющихся в самых различных областях, от автотранспорта до промышленных предприятий, как правило, используют базу I–III групп. Масла I и II групп относят к минеральным. Их получают из нефтяного сырья в результате первичной перегонки, при этом II группу подвергают также гидроочистке, что позволяет значительно снизить содержание в ней серы . Масла III группы принято называть синтетическими. Их также производят из нефтяного сырья, но подвергшегося вторичной переработке — процессам гидрокрекинга, гидроизомеризации, гидроочистки. Базовые масла первых трех групп принято дифференцировать по процентному содержанию серы, содержанию предельных углеводородов и индексу вязкости. Все эти показатели влияют на эксплуатационные характеристики конечного продукта.

«Мало произвести третью группу базовых масел, — считает заместитель генерального директора «Газпромнефть — смазочных материалов» по маркетингу и стратегическому развитию Роман Зимовец. — Без инвестиций в развитие и должной работы по омологации невозможно извлечь максимальную пользу из этого продукта. Это общемировой опыт — именно этим путем идут лидеры рынка. Поскольку их базовые масла апробированы и одобрены, на их основе может быть создана практически любая рецептура.

Мы выбрали оптимальную стратегию — для бренда G-Base мы получаем одобрения тех производителей, которые покрывают наибольшую часть рынка. Таким образом мы прописываем его в семье аналогичных мировых продуктов. Мы получаем подтверждение качества от ведущих мировых производителей оборудования, что делает нашу синтетическую базу узнаваемой, взаимозаменяемой с другими сертифицированными базами и дает хорошие возможности для развития этого бизнеса. Подобной программой не занимается ни одна отечественная компания — мы впереди рынка».

Отличные результаты тестирования в лаборатории дали компании возможность начать предметный диалог с производителями техники. Как правило, каждого производителя интересует не только соответствие масла требованиям отраслевых стандартов, но и подтверждение работоспособности на собственном оборудовании. Поэтому так важно пройти дополнительные тесты, разработанные самими производителями, и получить индивидуальные одобрения, в дальнейшем дающие маслам зеленый свет при выходе на рынок.

Николай Карпов,
генеральный директор
«Славнефть-ЯНОС»:

Наша новая установка предназначена для получения базовых масел третьей группы, служащих основой для производства современных масел различного назначения, а также буровых растворов, необходимых в нефтедобыче. Импорт базовых масел третьей группы, как и готовых смазочных материалов на их основе, в последние десять лет постоянно рос. Поэтому масла именно третьей группы — очень востребованный продукт для российского рынка, большая их часть сегодня закупается за границей.

Мощность нашей установки — 100 тыс. тонн в год — это рекорд для аналогичных производств в России. Инвестиции в реализацию проекта составили 5,5 млрд рублей. Строительство было начато в 2015 году и завершено, как и планировалось, в марте этого года. В настоящее время получены заключение о завершении строительства нового технологического объекта и разрешение на ввод установки в эксплуатацию.

Что касается технических характеристик G-Base, то российский продукт полностью соответствует современным нормам, применяемым к базовым маслам III группы. Это масло с очень высоким индексом вязкости (G-Base VHVI**). Именно этот показатель определяет качество базовых масел — высокая вязкость обеспечивает работоспособность двигателя при больших амплитудах колебания температуры. По нормативу Американского института нефти (API) индекс вязкости высококачественных масел должен составлять не менее 120, у G-Base VHVI он находится в диапазоне 121–128. Другой важный показатель, определяющий экологические аспекты качества конечного продукта, — содержание серы. В масле G-Base содержится 10 ррм серы при нормативе не более 300 ррм. На фоне перманентной борьбы в Европе с вредными выбросами такой запас прочности дает G-Base дополнительное конкурентное преимущество.

Зоны роста

За десять лет существования «Газпромнефть — СМ» смогли стать технологическим лидером российского рынка смазочных материалов и занять на нем существенную долю: порядка 20% рынка фасованных масел. В то же время запуск производства собственной синтетической базы — мощный скачок в развитии бизнеса, ставящий перед компанией совершенно новые вызовы.

В частности, стремительный рост приводит к необходимости увеличивать мощности по смешению и фасовке готовой продукции, расшивать узкие места в логистике, увеличивать количество складов. Это в России. Выход же с третьей группой на европейский рынок — отдельная сложная задача. Это и новый маркетинг, и сложная логистика, и позиционирование бренда.

Существенным шагом в этом направлении стала конференция для представителей рынка, которую «Газпромнефть — СМ» провели в июне совместно с лабораторией ISP. На конференции новый бренд был презентован потенциальным европейским потребителям — независимым блендерам, специализирующимся на производстве смазочных материалов по рецептурам сторонних заказчиков. Следующий этап — работа с непосредственными заказчиками, и это значительная зона роста для компании.

Установка на ЯНОСе

Установка для производства базовых масел III группы введена в эксплуатацию в июне 2017 года на нефтеперерабатывающем заводе в Ярославле («Славнефть-ЯНОС», входит в «НГК «Славнефть» — совместное предприятие «Газпром нефти» и «Роснефти»). Установка мощностью 100 тыс. тонн в год предназначена для выпуска четырех видов высокотехнологичных базовых масел, два из которых ранее не выпускались в России. Пуск этого объекта позволит заместить на отечественном рынке до 40% импортной продукции, которая используется для получения высококачественных синтетических моторных масел.

Строительство установки было начато в 2015 году. Инвестиции в проект составили 5,5 млрд рублей. Новый объект включен в производственную цепочку предприятия — сырье поступает с установки гидрокрекинга ЯНОСа.

* Омологация — усовершенствование объекта, улучшение технических характеристик с целью соответствия товара каким-либо стандартам или требованиям страны — потребителя товара, получения согласования от официальной организации.

** VHVI — very high viscosity index (очень высокий индекс вязкости).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ