Новое и уникальное – Журнал «Сибирская нефть»

Новое и уникальное

Текст: Сергей Орлов
Фото: Владимир Солнцев, Дмитрий Вороширин

Битумный бизнес «Газпром нефти» сегодня — это развитый научно-технологический, производственный, логистический и маркетинговый комплекс, включающий в себя весь процесс создания битумных продуктов — от разработки рецептуры до реализации и сервиса. Технологическое острие этой системы — предприятие «НОВА-Брит» — лидер сегмента специальных герметизирующих материалов

За окном иллюминатора — взлетная полоса. На рулежке длинная очередь — взлеты чередуются с посадками. Не правда ли, знакомая картина? Причем характерна она для любого крупного аэропорта мира. Франкфурт, Дубай, Москва — в часы пик самолеты взлетают и садятся каждую минуту. В год таких операций набирается свыше полумиллиона. Несложно представить себе, какую нагрузку оказывают на покрытие взлетно-посадочной полосы даже самые распространенные узкофюзеляжные Boeing 737 или Airbus 320 посадочным весом «всего» 60 тонн. А если это 300-тонный Boeing 747 или тем более А380, масса которого приближается к 600 тоннам?

В России ситуацию усугубляют еще и тяжелые климатические условия. Пусть северные аэродромы нагружены меньше, чем международные хабы, но частые переходы через ноль при смене сезонов и жестокие морозы зимой, при которых конструкционные материалы изменяют свои свойства, делают задачу разработчиков покрытий для взлетно-посадочных полос крайне сложной. Обычными дорожными битумами здесь не обойтись — необходимы специальные высокотехнологичные материалы. Это достаточно узкий сегмент рынка, однако маржинальность таких продуктов на порядок выше, даже чем у технологичных полимерно-битумных вяжущих (ПБВ), не говоря уже о традиционных битумах. «Газпром нефть» вышла на этот рынок в начале 2016 года, приобретя 75% в уставном капитале компании «НОВА-Брит» и сегодня, спустя полтора года после покупки, можно уверенно говорить о правильности этого решения.

Технологичный ассортимент

Основная специализация «НОВА-Брита» — материалы для герметизации деформационных швов аэродромных покрытий, мостов, автомобильных дорог. Годовое потребление таких продуктов в России сегодня не превышает 7–8 тыс. тонн. Однако по доходности этот сегмент вполне сопоставим с рынком ПБВ, годовой объем которого — порядка 150 тыс. тонн. Все дело в технологиях. Например, герметизирующие мостовые материалы в России кроме «НОВА-Брита» не производит больше никто. Так же обстоят дела и с герметиками для строительства новых аэродромных покрытий.

ООО «НОВА-Брит» основано в 2005 году как производитель битумно-полимерных мастик-герметиков для дорожного строительства, которые применяли для заливки трещин на дорогах и ремонта деформационных швов на мостах. Первые два года объемы производства не превышали 500 тонн в год. Освоение производства нового типа герметиков для ремонта деформационных швов аэродромных покрытий в 2007–2008 годах позволило компании включить в клиентскую базу объекты Минобороны, а также выйти на рынок гражданских аэропортов. В 2009–2012 годах на рынок был выведен отечественный герметик «Брит-Норд», более экономически выгодный по сравнению с импортными аналогами и превосходящий их по характеристикам. Расширение продуктовой линейки позволило повысить объем производства.

Параллельно на рынок был выведен еще один импортозамещающий продукт — битумно-полимерные стыковочные ленты. За пять лет объем их производства вырос с десятков километров до 1,5 млн км.

В 2016 году «НОВА-Брит» вошел в структуру компании «Газпромнефть — Битумные материалы».

Есть, конечно, в продуктовой линейке компании и менее эксклюзивные продукты — такие, например, как стыковочные ленты, позволяющие герметизировать технологические стыки асфальтобетонных покрытий и тем самым предотвращать возникновение продольных трещин, которые очень часто встречаются на российских дорогах. Есть еще мастики, жидкая резина и многое другое — под торговой маркой «Брит» сегодня выпускается несколько десятков наименований высокотехнологичной продукции. Клиентский портфель компании насчитывает более 300 ключевых заказчиков и потребителей с поставками по всей территории России, а сами материалы имеют сертификаты соответствия для применения на самых ответственных объектах, в том числе одобрения Федерального агентства воздушного транспорта. При этом ассортимент «НОВА-Брита» пополняется все новыми продуктами.

Например, совсем недавно компания первой в России освоила промышленное производство защитно-восстановительного состава, предназначенного для сохранения целостности и увеличения срока эксплуатации дорожных и аэродромных покрытий. Состав, выведенный на рынок под маркой «Брит ЗВС», проникая в трещины покрытия, связывает компоненты асфальтобетонной смеси и образует на поверхности защитный слой, восстанавливающий эксплуатационные характеристики объекта, будь то взлетная полоса или магистраль, и защищающий его от воздействия вредных факторов. Исследования, проведенные совместно с Московским автодорожным институтом (МАДИ), показали, что использование «БРИТ ЗВС» повышает коэффициент водостойкости дорожных покрытий в среднем на 35% (на треть снижается способность асфальтобетона к поглощению воды), что позволяет продлить срок эксплуатации дороги на 2–4 года и снизить издержки на ее содержание. При этом, по словам специалистов «НОВА-Брита», во многом точное попадание в рынок обусловлено самой структурой бизнеса компании, позволяющей выявлять потребность потребителей в новых герметизирующих материалах в ходе сервисного сопровождения контрактов и развивать новые направления.

Инновационный поток

Ярким примером эффекта полевого маркетинга можно считать как раз разработку «ЗВС». Ремонтируя швы и трещины покрытия магаданского аэропорта «Сокол», технические специалисты «НОВА-Брита» обратили внимание на то, что авиаторы ежегодно закупают достаточно дорогой немецкий защитно-восстановительный состав на основе битума. Это стало основанием для создания отечественного продукта, более экономически выгодного, и запуска собственных НИОКР. «Исключительно сидя в кабинете, мы не можем получить достоверную информацию о состоянии дел у потребителей, это весьма затруднительно, — отмечает технический директор «НОВА-Брита» Дмитрий Барковский. — Необходимо объединять анализ рыночной ситуации, исследования технической периодики с оценкой объективной ситуации непосредственно на объектах».

Говорят, что хорошая идея — половина дела, но все же с нее лишь начинается разработка новых продуктов, которая нередко длится не один год. Кстати, вхождение «НОВА-Брита» в структуру «Газпром нефти» позволило значительно повысить эффективность этого процесса. Совместной разработкой рецептуры сегодня занимаются специалисты «НОВА-Брита» и рязанского научно-исследовательского центра «Газпромнефть — Битумных материалов», оснащенного по последнему слову техники. На основании новой рецептуры на вяземском предприятии производится небольшая опытно-промышленная партия, которая проходит испытания на объектах потенциального заказчика. Мониторинг ведется постоянно — специалисты компании выезжают на объект, где эксплуатируется новый продукт, вместе с местными техническими службами осматривают экспериментальный участок, проводят инструментальные исследования, и на основании полученных результатов принимаются решения о промышленном запуске продукта в производство и его сертификации. Но это, конечно, идеальная ситуация, в реальности же так бывает далеко не всегда, и нередко новый материал работает не так, как в лаборатории, — слишком много сторонних факторов требуется учесть. Изменение характеристик исходного сырья и компонентов, отступление от рецептуры, нарушение технологии применения — все это может повлиять на работу нового материала или состава. Например, для того чтобы довести до стабильного уровня качества производство жидкой резины, которая сегодня пользуется устойчивым спросом на рынке, ушло почти два года.

Жидкая резина — гидроизоляционный состав, наносящийся распылением. Он состоит из двух компонентов: битумно-полимерной эмульсии и коагулянта — отвердителя который вызывает моментальный распад эмульсии на воду и вяжущие. В итоге после распыления до поверхности, на которую наносится покрытие, долетают только мелкие частички, моментально слипающиеся и застывающие. Это очень производительно — никакие рубероидные или мастичные технологии с напылением сравниться не могут. Еще одно преимущество — нанесение жидкой резины не требует проведения огневых работ, что важно на опасных объектах, таких, например, как автозаправочные станции или атомные электростанции. Кроме того, водонепроницаемую бесшовную мембрану с помощью жидкой резины легко можно создать на поверхности любой конфигурации. В общем, плюсов масса, но есть и подводные камни. Об один из них — склонность материала к распаду — и споткнулись специалисты «НОВА-Брита». «Эмульсия — это раствор битума или ПБВ в воде, — пояснил Дмитрий Барковский, — и существует множество факторов, при которых эмульсия непрогнозируемо распадается. Слишком высокий уровень жесткости воды, превышена температура хранения — и к заказчику поступает тара, наполненная не однородной эмульсией, готовой к применению, а просто водой с битумом. Чтобы подобрать рецептуру, выбрать сырье, отладить технологию производства, позволяющую добиться устойчивости продукта, нам понадобилось два года».

Фактор развития

Еще одно ключевое конкурентное преимущество «НОВА-Брита» — технологический уровень производства. Во многом он обусловлен использованием при производстве вяжущих экструдера непрерывного цикла* вместо обычного смесительного оборудования. Кроме того, «НОВА-Брит» — это действительно многопрофильное предприятие, конфигурация производства которого позволяет выпускать широкий спектр продукции. «У нас есть установки для производства горячих мастик, ПБВ, эмульсий, ленты, грунтовок, защитно-восстанавливающих составов, — рассказал Дмитрий Барковский. — Причем все эти установки мы проектировали, собирали, монтировали и запускали самостоятельно, исходя из нашего понимания, как это должно работать и какой продукт должен получаться. В результате мы получили развитую технологическую основу, которая позволяет трансформировать битум в совершенно разные состояния».

Наличие самого разнообразного оборудования позволяет компании работать над совершенно новыми продуктами. «Двигаться есть куда, — уверен технический директор «НОВА-Брита». — То, что сегодня кажется беспочвенной фантазией, завтра уже обсуждается, а послезавтра используется. У нас сейчас в рамках опытно-промышленно производства находятся четыре новых продукта на битумной основе, а в рамках лабораторных исследований — порядка дюжины. Причем это не модификация старого, а принципиально новые продукты. Даже положительный технический и экономический эффект, полученный по 25–30% из этих работ, станет заметным вкладом в отраслевой научно-технический прогресс».

* Экструзия — комплексный непрерывный физико-химический процесс, протекающий под воздействием механических усилий, высокой температуры и влаги. В специальной установке — экструдере — готовые изделия получаются посредством продавливания расплавленного материала сквозь формующий инструмент.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ