В основе — безопасность — Журнал «Сибирская нефть» — №141 (май 2017)

В основе — безопасность

Система обеспечения безопасности на морской ледостойкой платформе «Приразломная»

Текст: Ольга Николаева
Фото: Андрей Чепакин

Нефтедобывающая платформа «Приразломная» относится к объектам самого высокого класса опасности — первого. К нему же, например, принадлежат атомные электростанции и заводы по ликвидации химического оружия. В суровых погодных условиях, на небольшой площади сконцентрировано значительное количество сложной техники, ведущей работы под высоким давлением. Понятно, что меры по обеспечению безопасности здесь должны быть исключительными

Отсечь и обезвредить

Система безопасности «Приразломной» построена на принципе failsafe — «безопасный при отказе». То есть какой бы инцидент ни случился, какая бы ни возникла внештатная ситуация, система сама обеспечит безопасность без вмешательства человека. Все процессы автоматизированы и продублированы, а задача персонала — следить за тем, чтобы автоматизированная система управления и безопасности (АСУБ) была в рабочем состоянии.

АСУБ контролирует технологические процессы на «Приразломной», систему пожарной и газовой сигнализации и систему аварийного останова. На предотвращение каких инцидентов на платформе нацелена система безопасности в первую очередь? Безусловно, это стопроцентное предотвращение аварийных выбросов нефти. На случай нештатной ситуации система аварийного отключения обеспечена клапанами-отсекателями, установленными во всех скважинах. При регистрации датчиками понижения или повышения давления сверх нормативных значений срабатывает предупредительная сигнализация. А если давление продолжает снижаться или повышаться до критического уровня, скважинный насос автоматически отключается, а клапаны, способные справляться с мощнейшим давлением, закрываются, перекрывая скважину.

У огня шансов нет

Еще одна опасность, вероятность возникновения которой на «Приразломной» сводится к минимуму благодаря жестким мерам безопасности, — это риск взрыва и пожара. А пожар в подобных условиях может привести к страшным последствиям. История знает такие примеры: 6 июля 1988 года в результате взрыва и последующего пожара на британской нефтегазодобывающей платформе Piper Alpha погибли 167 человек, а платформа была полностью уничтожена огнем.

За пожарной ситуацией на «Приразломной» одновременно следят порядка 1800 штук различных датчиков — это тепловые датчики и датчики пламени, дымовые датчики, датчики обнаружения углеводородов. Если хотя бы один из них показывает выход параметра за критическую отметку, система аварийного останова прекращает работу скважинного насоса, клапаны-отсекатели закрываются по всей технологической цепи добычи и подготовки нефти и газа. Производство полностью останавливается. Способ хранения нефти на платформе продуман так, что исключает возникновение взрывоопасной ситуации. Решение простое и эффективное: свободный объем танка с нефтью заполняется водой, которая вытесняется по мере наполнения танков сырьем. Таким образом, в нефтехранилище перекрыт доступ кислорода, который «отвечает» за взрывоопасность.

Среди других технических решений, позволяющих максимально снизить риск ЧП на платформе, — стены, выдерживающие температуру более 1000 °C в течение двух часов, система пожаротушения, способная предотвратить взрыв газа за счет распыления в воздухе инертного вещества — хладона, пассивная противопожарная защита, включающая в себя использование огнестойких изоляционных материалов на различных конструкциях, огнезадерживающие клапаны в системе отопления и вентиляции, конструктивные огнестойкие преграды. Проще говоря, если что-то где-то загорится, то огонь будет быстро локализован.

При любой погоде

Платформа «Приразломная» расположена в местах не самых приятных с точки зрения погодных условий. Ледяной покров окружает платформу в течение 7 месяцев — с ноября по май, высота торосов достигает 2 метров, минимальная температура воздуха может опускаться до —50 °C, а полярная ночь длится почти два месяца. Ветер и отрицательные температуры в районе добычи преобладают почти половину года, количество штормов превышает 20 в год при средней продолжительности шторма 9,5 суток.

От столь недружелюбного окружения платформу защищает дефлектор — специальная конструкция из высокопрочной стали высотой 16,4 м. Она способна выдержать атаку ветра со скоростью 183 км/ч (это 12 баллов из 12 по шкале Бофорта, то есть — ураган).

Поскольку глубина в районе платформы всего 20 м, установлена она прямо на дне моря. Стены основания платформы (кессона) сделаны из стали толщиной в 4 см, покрытой особым антикоррозионным слоем, трехметровое пространство между ними заполнено сверхпрочным бетоном. Эта конструкция способна выдержать даже прямой торпедный удар.

После нас — чистота

На «Приразломной» обеспечивается безопасность не только драгоценной техники и ценным кадрам, но и бесценной арктической природе. Каждый приличный человек после, например, пикника убирает за собой мусор. Технология «нулевого сброса» обеспечивает ровно то же: использованный буровой раствор, шлам и другие отходы либо закачиваются в специальную поглощающую скважину, либо вывозятся на материк и там утилизируются.

В районе расположения «Приразломной» проводится ежегодный экологический мониторинг, который включает в себя гидрометеорологические наблюдения, отбор проб морской воды, донных отложений и биологического материала, наблюдения за птицами и морскими млекопитающими. Согласно результатам, экологическая обстановка в Печорском море в целом и в районе Приразломного месторождения в полном порядке.

План ликвидации разливов нефти

Если вдруг...

С учетом всех продуманных технологий, многоступенчатых, дублирующих друг друга систем безопасности можно с уверенностью утверждать, что вероятность такого инцидента, как разлив нефти, крайне низка — всего несколько секунд потребуется, чтобы полностью перекрыть скважину при любых сбоях в системе. Однако и на этот маловероятный случай есть план. Он так и называется — план предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН). План учитывает различные сценарии развития событий, вплоть до крупной аварии — если произойдет разлив объемом 10 тыс. тонн. Для этого компанией «Газпром нефть шельф» закуплено уникальное морское и береговое оборудование, которое позволит быстро ликвидировать разливы нефти в арктических условиях. А также обеспечено постоянное патрулирование акватории профессиональными аварийно-спасательными службами, аттестованными для работ по ликвидации разливов нефти.

Чтобы план ликвидации разливов нефти поддерживать в состоянии «боеготовности», в районе «Приразломной» проводятся ежемесячные учебно-тренировочные занятия и ежегодные тактико-специальные учения, а не реже, чем раз в три года, — масштабные комплексные учения.

Цель — ноль

«Человеческий фактор» — даже в авиации, где все максимально автоматизировано и регламентировано, это наиболее частая причина происшествий. Для его исключения на «Приразломной» предпринимаются исключительно серьезные меры. Никакого русского «авось», «может быть», «обойдется как-нибудь».

Например, вахтовые рабочие, прибывающие с Большой земли на работу на месяц, могут быть здоровы только на сто процентов — не меньше. Они проходят трехэтапные медосмотры. Первый — в одной из клиник Архангельска. Шансов «купить справку», договориться по знакомству — никаких. Второй осмотр — предполетный, в лицензированном медпункте на территории аэропорта. Здесь делают тест на алкоголь, меряют давление и температуру. Если у кого-то результаты не идеальны — заворачивают назад. После прилета на платформу — еще один осмотр, по результатам которого врач выдает допуски на опасные виды работ.

Андрей Патрушев
Андрей Патрушев,
заместитель генерального директора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов:

Обеспечение безопасности — это основополагающий принцип работы на шельфе в суровых природных условиях Арктики. Мы работаем над созданием инструментов мотивации для сотрудников, повышаем их компетенции в области производственной безопасности. Многое зависит от топ-менеджмента компании — очень важно, чтобы сотрудники видели личный пример руководителя, который относится к правилам безопасности серьезно и ответственно, проявляет лидерскую позицию при предотвращении возможных нарушений.

Конечно, заболевание может проявиться уже на платформе. На такой случай есть отработанная схема транспортировки больного в стационар специальным санбортом. Однако даже в случае нелетной погоды квалификация врачей «Приразломной» позволит решить достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

Правила без исключений

Если продолжать сравнение с авиацией, то можно сказать, что так же, как пилоты в самолете действуют строго согласно протоколу, для всех ответственных работ на платформе существует четко прописанный порядок действий. Разрабатывается он в центральном офисе «Газпром нефть шельфа» на основе, в том числе, анализа инцидентов на других объектах. Например, существует правило — после окончания огневых работ должно быть организовано наблюдение за местом происшествия. Это нужно для того, чтобы убедиться: ни в каком скрытом от глаз месте не началось возгорание из-за повышенной температуры (именно так начался большой пожар на нефтяной платформе Piper Alpha).

В нашей стране, как говорится, строгость законов компенсируется их неисполнением. Для того чтобы изменить взгляд работников платформы на безопасность, были внедрены так называемые стоп-карты. Суть в следующем: каждый работник, обнаружив нарушение правил безопасности, имеет право остановить работу на этом участке и попросить устранить проблему. Само нарушение он фиксирует в карточке, с разбора которых начальник платформы начинает каждую утреннюю планерку.

В нашей ментальности фискальничать считается делом недостойным. Но сотрудников платформы все-таки удалось со временем убедить в том, что дело здесь не в наказании виновных, а в том, чтобы уберечь всех от беды. Уже в 2015 году работники «Приразломной» воспользовались стоп-картами более 1,6 тыс. раз, в то же время статистика происшествий на платформе пошла на спад.

Учиться и еще раз учиться

Всем известно, что самое губительное в нештатной ситуации — это паника. Не поможет никакая самая передовая техника, если не знаешь, как действовать. «Знаю, но забыл» здесь не пройдет. По-этому учения на «Приразломной» проходят еженедельно. По громкой связи звучит сигнал тревоги, и каждый сотрудник начинает действовать согласно своему «протоколу». Причем в учениях участвуют все, кто находится в данный момент на платформе: хоть журналист, хоть президент. При прилете на «Приразломную» каждый проходит обязательный инструктаж по правилам поведения на платформе. Например, везде, кроме жилых отсеков, запрещено пользоваться любым фото- и видео-оборудованием, включая мобильный телефон — оно может вызвать искру. Фотографы должны использовать только специальное взрывозащищенное оборудование. Находиться на платформе (за исключением жилого модуля) можно только в полном комплекте спецодежды, обеспеченном защитой органов дыхания, каской и очками. Все работники платформы «Приразломная» знают — в безопасности мелочей не бывает.

Морские учения

Не реже, чем один раз в три года, в районе «Приразломной» проводятся масштабные комплексные учения. В этом году комплексные учения «Арктика-2017» прошли под эгидой Министерства природных ресурсов и экологии. В учениях приняли участие сотрудники «Газпром нефти» и ООО «Варандейский терминал» /ООО «Лукойл — Транс», а также команды судов «Совкомфлота», силы аварийно-спасательных формирований «Экошельф-Балтика», Морской спасательной службы Росморречфлота и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Целью учений стала отработка действий по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях и защите прибрежной полосы от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. Согласно легенде учений, при отходе от платформы «Приразломная» произошло столкновение танкера с судном обеспечения, что привело к разливу 5 тыс. м3 нефти. По плану предупреждения и ликвидации разливов нефти (ЛРН) в район инцидента были мобилизованы необходимые для сбора нефти силы и средства, в том числе многофункциональное аварийно-спасательное судно «Мурман», транспортно-буксирное судно «Алеут», многофункциональное ледокольное судно «Юрий Топчев» и ледокол «Варандей».

Учения показали высокую готовность сил и средств к локализации и ликвидации аварийных разливов нефти, четкое взаимодействие дежурно-диспетчерских служб, высокий уровень технической оснащенности и профессиональной подготовки спасательных подразделений на море и на берегу, что позволило выполнить весь комплекс задач по ликвидации последствий имитированной аварии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ