Инновации на рынок – Журнал «Сибирская нефть»

Инновации на рынок

Высокие технологии в сбытовых направлениях «Газпром нефти»

Текст: Зульфия Хазова
Фото: Александр Таран, Денис Бушковский, Дмитрий Вороширин, Павел Поборуев

Запрос на инновации остается наиболее актуальным для высоко конкурентных отраслей производства. А инновации, в свою очередь, невозможны без серьезной научной базы. Именно на научный подход делает ставку «Газпром нефть», предлагая рынку высокотехнологичные продукты в своих сбытовых направлениях — производстве битумов и масел

Вяжущие экстракласса

Битум — традиционный материал для дорожного строительства. Однако сегодня требования к качеству и долговечности дорожного полотна растут. Транспортная стратегия России на период до 2030 года приоритетной задачей определяет не просто строительство тысячи километров новых дорог, но и увеличение межремонтного срока их службы до 12 лет. Таких результатов можно добиться, только изменив подход к процессу производства дорожных покрытий, поэтому все большее распространение получают инновационные материалы.

Оператор битумного бизнеса «Газпром нефти» компания «Газпромнефть — Битумные материалы» в 2016 году реализовала 105 тыс. тонн премиальной высококачественной битумной продукции, хотя еще два года назад этот показатель составлял только 40 тыс. тонн. В первую очередь это полимерно-битумные вяжущие (ПБВ), которые создаются на основе дорожного битума с добавлением в него полимера и пластификатора. Применение в асфальтобетоне модифицированных вяжущих позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики дорожного покрытия и продлить срок службы дорог в два раза. При этом снижаются и затраты на содержание автодорог при замене обычного битума на ПБВ. Экономическую и практическую целесообразность уже оценили во всем мире, и сегодня доля ПБВ от общего объема битума, используемого в дорожном строительстве, достигает 15%.

Петр Барташев,
заместитель генерального директора по производству и технологиям «Газпромнефть —
битумные материалы»:

В Научно-исследовательском центре собрано самое современное, высокотехнологичное оборудование. Его комплектация позволяет проводить разносторонние тесты и исследования по различным методикам. Это дает возможность выйти на новый уровень сотрудничества с потребителями в разработке рецептур вяжущих и асфальтобетонных смесей под конкретные требования и условия эксплуатации. 

Мы уверены, что оборудование и компетенции, сосредоточенные в НИЦ, будут способствовать развитию отечественной дорожной отрасли.

Стратегия развития битумного бизнеса «Газпром нефти» направлена на технологическое лидерство компании на рынке и на удовлетворение возрастающей потребности дорожной отрасли в высокотехнологичных и инновационных битумных материалах. С 2010 года на Омском НПЗ работает установка по производству ПБВ, которая обеспечивает потребности Западно-Сибирского региона. На Рязанском заводе битумных материалов «Газпром нефти», который вошел в группу компаний в 2013 году и уже сегодня лидирует в России по выпуску полимерно-битумных вяжущих, осуществляется выпуск широкой линейки ПБВ как по российским, так и по международным стандартам. Высокое качество вяжущих РЗБМ подтверждено не только спросом на отечественном рынке, но и за рубежом: они экспортируются в страны Европы, Средней Азии, Южной Африки, Латинской Америки. Внедряя передовые технологии и разработки, в 2014 году «Газпром нефть» совместно с концерном Total начала производство полимерно-модифицированных битумов (ПМБ) нового поколения под брендом G-Way Styrelf на Московском НПЗ. В основе технологии Styrelf лежит специальный сшивающий агент (PAXL), запатентованный французской компанией. Он способствует образованию дополнительных химических связей на молекулярном уровне, благодаря чему ПМБ приобретает уникальное свойство — устойчивость к расслаиванию, а значит, все компоненты асфальтобетонной смеси будут надежно соединены. Автомобильные дороги, построенные с применением ПМБ G-Way Styrelf, более износостойки — даже при повышенных транспортных нагрузках они выдерживают широкий диапазон температур, что особенно актуально для России.

Научная составляющая

Развивая технологический потенциал компании, «Газпромнефть-БМ», первая среди ВИНКов, на базе своего актива в Рязани создала в 2016 году специализированный Научно-исследовательский центр (НИЦ). Современное оборудование битумной и асфальтобетонной лаборатории позволяет изучать битумные материалы, асфальтобетонные смеси, моделировать фактические транспортные нагрузки, интенсивность и характер движения, а также климатические условия различных регионов. Такой подход дает возможность проводить комплексные исследования и разрабатывать рецептуры материалов, гарантированно способствующие увеличению срока службы дорожного покрытия.

В частности, оборудование Центра позволяет разрабатывать вяжущие по методологии проектирования смесей для дорожных покрытий Superpave, получившей мировое признание. Использование этой методологии дает возможность разрабатывать новые рецепты асфальтобетонных смесей на основе выпускаемых на заводе вяжущих — долговечных, устойчивых к износу, полностью соответствующих требованиям конкретного региона или отдельной трассы. Летом 2016 года «Газпром нефть» впервые в отечественной практике выпустила марку модифицированного битума PG 76-34 по системе Superpave, созданную под запрос конкретного региона — Вологодской области.

Движение вперед

Если собственная научная база позволила битумному бизнесу «Газпром нефти» укрепить лидерские позиции на рынке и выйти на новый уровень выпуска высокотехнологичной продукции, то приобретение доли в компании «НОВА-Брит» открыло выход на новые рынки. Профессионалы «НОВА-Брита» на протяжении десяти лет разрабатывают и выпускают отечественные битумопроизводные продукты, не только сопоставимые с лучшими мировыми аналогами, но и совершенно уникальные. Это защитно-восстанавливающие и пропиточные составы, стыковочные ленты, аэродромные битумно-полимерные герметики, битумные мастики, обеспечивающие водонепроницаемость швов покрытий автомобильных дорог, аэродромов и искусственных сооружений. Причем речь идет о востребованных рынком высокотехнологичных материалах с высокой добавочной стоимостью.

К примеру, специалисты компании с использованием передового зарубежного опыта разработали защитно-восстанавливающие составы (ЗВС) для восстановления эксплуатационных характеристик покрытий аэродромов и защиты асфальтобетона от вредных факторов, таких как атмо-сферная влага, УФ-излучение, окислители, транспортная нагрузка, противогололедные реагенты и других. Фактически это лакокрасочное покрытие толщиной около миллиметра, особо устойчивое к истиранию и имеющее высокий уровень сцепления со старым покрытием. По итогам ряда исследований и испытаний в рабочих условиях ЗВС продемонстрировали отличные эксплуатационные характеристики, не уступающие импортным аналогам, и в 2017 году запускаются в промышленное производство с выходом на рынок.

Синергия современных технологий, поиска наилучших решений и квалифицированных амбициозных специалистов позволяет компании регулярно создавать новые марки высокотехнологичной продукции, добиваться не только лидерских позиций в существующих премиальных сегментах рынка, но и открывать новые перспективные и еще не исследованные области и рынки.

Масла на перспективу

На рынке смазочных материалов растет спрос на полусинтетические и синтетические масла, наиболее востребованные современной техникой. Наряду с постоянным совершенствованием двигателей внутреннего сгорания ужесточаются требования и к смазочным материалам — в плане чистоты работы агрегатов, надежности, топливной экономичности, энергоэффективности. Чтобы успевать за рынком, компаниям, занимающимся производством масел, необходимо постоянно работать на перспективу. Поэтому портфель продукции «Газпромнефть — смазочных материалов», дочернего предприятия «Газпром нефти», специализирующегося на производстве и реализации масел, смазок и технических жидкостей, развивается с учетом перспективных требований завтрашнего дня.

Николай Дорошенко,
начальник управления продуктового менеджмента и разработки продукции «Газпромнефть —
смазочных материалов»:

Сегодня очевиден тренд миграции рынка смазочных материалов с минеральных продуктов на синтетические. Причем динамика и масштаб изменений в отрасли существенно возрастают, в таких условиях масляная компания не может жить сегодняшним днем. Наша задача — своевременно разрабатывать и предлагать потребителю адекватные продукты. Технологический потенциал собственных синтетических базовых масел III и V групп позволяет нам вести разработки перспективных продуктов, полностью удовлетворяющих требования потребителя и способствующих популяризации отечественной компонентной базы, — это наше огромное преимущество.

Ведущую роль в формировании ассортимента высокотехнологичных продуктов «Газпромнефть-СМ» играет подразделение продуктового менеджмента и разработки продукции, объединяющее функции исследований и разработки R&D (research and development), продуктового менеджмента и работы с производителями техники и отраслевыми организациями. Задача такого центра компетенций — постоянно держать руку на пульсе, анализировать обратную связь от потребителей, осуществлять постоянный мониторинг намерений автопроизводителей и европейского отраслевого сообщества. С прошлого года «Газпромнефть-СМ» вступила в ассоциацию европейских производителей масел ATIEL — закрытый клуб двадцати крупнейших игроков рынка. Работа в различных технических комитетах позволяет компании не только понимать, как будет изменяться отрасль в будущем, но и вносить свой посильный вклад в формирование будущих требований.

Путь к потребителю

Каждая из производственных отраслей в силу своей специфики имеет собственные требования к смазочным материалам. Если продукт им соответствует, то производители дают одобрение для его использования в своих агрегатах. Масла и смазки под брендом «Газпромнефть» сегодня вписываются в требования большинства иностранных производителей. В линейке продукции «Газпромнефть — смазочных материалов», которая включает в себя более 500 наименований, присутствуют продукты для легкового и коммерческого автотранспорта, спецтехники и оборудования различных отраслей промышленности. Так, порядка 40% объемов коммерческих масел компании потребляется предприятиями горно-обогатительной отрасли.

Первый этап разработки перспективной продукции в компании — формирование и оценка запросов рынка. После разработки идеи продукта проектируется его прототип, проверяется техническая и экономическая состоятельность. Разработка заканчивается появлением на свет опытного образца. Если образец соответствует запланированному качеству, продукт выводится на рынок. А дальше — постоянный мониторинг. В таком режиме продукт проживает свой жизненный цикл, однако еще до его завершения необходимо начинать разработку новой версии продукта.

Путь завоевания лояльности потребителя длительный и трудоемкий. Например, на старте вывода линейки продукции для горнообогатительных комбинатов стояла задача убедить потребителя в том, что отечественный продукт действительно состоятелен и может конкурировать с импортными аналогами. Задача тем более сложная, что эта отрасль предъявляет к смазочным материалам повышенные требования в части сверхзапаса эксплуатационных свойств, который будет обеспечивать надежную работу техники в тяжелейших условиях. В результате для предприятий Кузбасса компания разработала специальное масло G-Profi MSI Plus 15W-40 с усиленной профильной рецептурой, обладающее повышенной стабильностью к окислению при высоких нагрузках и улучшенными противоизносными свойствами, — это продукт, не просто соответствующий требованиям спецификации, а превосходящий их с точки зрения запаса эксплуатационных свойств. При разработке продукта ставилась цель в 1,5 раза увеличить срок его работы, что крайне важно для отрасли, где простой оборудования влечет существенные экономические потери. Испытания, проведенные у потребителей, показали, что масло выдерживает до 500 моточасов работы при интенсивной нагрузке против традиционных 250. На реализацию программы для Кузбасса ушло два с половиной года, но результатом этой работы стало долгосрочное сотрудничество с крупнейшими отраслевыми потребителями.

Технологичные продукты

Среди высокотехнологичных продуктов, выпускаемых «Газпромнефть-СМ», отдельно нужно отметить линейку масел G-Energy Racing для автоспорта и автомобилей с мощными двигателями. Разработка этих масел стала вызовом для компании и одновременно прорывом с точки зрения применения высоких технологий. Задача таких масел — отработать в течение короткого промежутка времени в экстремальных условиях при повышенных нагрузках на двигатель и при этом надежно защитить и обеспечить его мощность. Акцент в маслах G-Energy Racing был сделан на противоизносных и фрикционных характеристиках. Разработанные специалистами компании рецептуры позволяют достичь низкого коэффициента трения, при этом за счет использования высококачественных базовых масел и высокотехнологичного пакета присадок обладают высочайшим уровнем термоокислительной стабильности, что обеспечивает работу двигателя при самых высоких нагрузках. Масла этой линейки не первый год проходят испытания в реальных гонках «Дакара» и на ралли-марафоне Africa Eco Race, каждый раз доказывая свое качество. Команды экипажей очень довольны: масла G-Energy работают не хуже, а где-то даже лучше зарубежных конкурентов.

Еще одна гордость компании — загущенные гидравлические масла Gazpromneft Hydraulic HVLP. Недавно масла этой серии получили одобрение Bosch Rexroth по новейшей спецификации RDE 90235, предъявляющей самые жесткие в индустрии требования к гидравлическим маслам. В течение двух лет немецкий концерн разрабатывал новый насосный стенд для испытания масел. «Газпромнефть-СМ» совместно с парт-нером вела параллельную работу по созданию удовлетворяющего новым требованиям продукта. В итоге найденная комбинация с использованием собственных базовых масел и технологичных рецептурных решений позволила компании пройти стендовые испытания с первого раза. Работа специалистов увенчалась грандиозным успехом: в лист одобренных смазочных материалов Bosch Rexroth попали высокоиндексные гидравлические масла всего двух производителей — «Газпромнефть-СМ» и Shell. Ни одна другая российская или зарубежная компания не смогла в столь короткие сроки создать подходящий продукт.

Технологические мощности «Газпромнефть-СМ» позволяют максимально вовлекать собственную сырьевую базу в производство высокотехнологичных продуктов. В этом году компания начинает производство III группы базовых масел, пилотные образцы которых успешно прошли тесты в ведущих мировых лабораториях Европы и Северной Америки. Кроме того, «Газпромнефть-СМ» становится одной из первых российских компаний, выпускающих весь спектр базовых масел III группы: от самых маловязких, которые идут для производства буровых растворов, до высоковязких, позволяющих создавать премиальные индустриальные продукты. Это преимущество позволит «Газпромнефть-СМ» на основе собственных базовых масел закрыть максимально широкий ассортимент синтетических смазочных материалов, выигрывая конкурентную борьбу у отечественных производителей и способствуя импортозамещению в нише высокотехнологичной продукции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ