Беспилотником по бездорожью — Журнал «Сибирская нефть» — №145 (октябрь 2017)

Беспилотником по бездорожью

Беспилотные воздушные суда уже активно используются на месторождениях «Газпром нефти» для контроля за состоянием трубопроводов и других производственных нужд. Сегодня эта технология получила развитие, — в компании проходят испытания грузовых беспилотников для доставки грузов на удаленные месторождения

Казалось бы, снабжение месторождений различными материальными ресурсами сложно отнести к высокотехнологичным направлениям деятельности нефтяной компании. Однако и здесь нашлось место инновациям: специалисты предприятия «Газпромнефть-Снабжение» предложили использовать для доставки грузов на удаленные месторождения беспилотные воздушные суда (БВС). Испытания первого в истории российской нефте-газодобывающей отрасли грузового беспилотника вертолетного типа уже прошли на активах «Газпром нефти» в Ноябрьском регионе. Аппарат массой 37 кг за 42 минуты доставил груз весом 4,5 кг с центральной базы «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза» в Ноябрьске на месторождение Пограничное. За это время беспилотник преодолел расстояние в 40 километров. В испытаниях принимали участие специалисты АО «НПП «Радар ммс» — компании-производителя летательного аппарата.

Беспилотное воздушное судно «Бриз» Беспилотное воздушное судно «Бриз»

Конечно, беспилотники — не новость для различных промышленных отраслей, в том числе и для нефтянки. На активах «Газпром нефти» с их помощью следят за состоянием трубопроводов и других производственных объектов, осуществляют видеонаблюдение за территорией промысла. Но есть существенное отличие: обычные беспилотники управляются оператором с земли. В случае с БВС вертолетного типа, разработанного НПП «Радар ммс», речь идет о полетах в режиме автопилота — маршрут летательного аппарата программируется оператором, и затем судно самостоятельно летит из пункта А в пункт Б.

Подобная технология позволяет решить проблему оперативной доставки грузов на удаленные месторождения, связаться с которыми наземным путем далеко не всегда возможно, а использовать вертолеты может быть нецелесообразно.

Проведенные испытания показали, что аппарат вполне справляется с поставленной задачей. Однако остаются ограничения, связанные с погодными условиями и весом переносимого груза. Поэтому следующий этап проекта — испытания беспилотника вертолетного типа большего размера, способного переносить грузы до 150–200 кг, а также аппарата роторного типа, способного работать в условиях низких температур в зимний период времени.

Сергей Смецкой
Сергей Смецкой,
генеральный директор
«Газпромнефть-Снабжения»:

Беспилотные летательные аппараты с большой грузоподъемностью могут быть применимы для доставки грузов на удаленные производственные площадки, месторождения и объекты, где в период весенне-летнего сезона отсутствует наземное сообщение. Использование вертолетов для переброски мелких партий грузов, как правило, экономически нецелесообразно и неприемлемо. Поэтому БВС грузоподъемностью до 200 кг могут стать эффективной альтернативой вертолетному сообщению.

Проводимые нами испытания БВС позволили определить процесс организации полетов, оценить возможность полета в автоматическом режиме, а также устойчивость беспилотников к всевозможным погодным условиям, в том числе и сильным ветрам.

Сегодня ведутся разработки беспилотных воздушных судов увеличенной грузоподъемности 150–200 кг. Их применение в логистических процессах нашей компании будет рассматриваться в случае положительного опыта использования малогабаритных БВС.

Прототип БВС вертолетного типа грузоподъемностью до 200 кг уже разработан. По словам специалистов НПП «Радар ммс», серийная модель аппарата может быть создана за три года. Помимо изготовления самого БВС, разработка подразумевает и сертификационный этап. Сертификация беспилотника вертолетного типа, для полетов которого необходимо выделение отдельного воздушного коридора, упростит взаимодействие с Росавиацией и даст возможность заблаговременно согласовывать с центром управления воздушным пространством маршруты под логистические операции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ