Китайский форсаж — Журнал «Сибирская нефть» — №145 (октябрь 2017)

Китайский форсаж

«Газпромнефть-Аэро» расширяет сотрудничество с партнерами из Китая в сфере автоматизации ТЗК

Текст: Михаил Чепижко
Фото: Александр Таран
Инфографика: Татьяна Удалова

Компания «Газпромнефть-Аэро» и китайский национальный поставщик авиационного топлива — China National Aviation Fuel Group Corporation (CNAF) договорились о создании совместной рабочей группы по обмену опытом в области автоматизации и внедрению цифрового обмена данными для операций по авиатопливообеспечению. Это стало еще одним шагом в динамичном развитии отношений оператора авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» с одной из ведущих отраслевых компаний Китая — страны с самым перспективным рынком авиаперевозок в мире

Беспрецедентный рост

В глобальном авиационном рынке уже несколько лет Китай занимает лидирующие позиции по темпам роста авиатрафика. По данным международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), среднемировой прирост рынка авиаперевозок в 2016 году составил 6,3%. Особенно активны были два рынка: Ближний Восток — 11,2% и Китай, который прибавил в объемах пассажиропотока 11,7%. Для сравнения: Европа в прошлом году выросла по объемам пассажирских авиаперевозок всего на 4,6%, Северная Америка — на 3,2%. Африканский трафик увеличился на 6,5%, пассажиропоток в Латинской Америке — на 3,6%. Самый большой в мире внутренний рынок авиаперевозок — рынок США — подрос на 3,4%.

Легко оценить темпы развития китайского авиарынка и по динамике строительства аэропортов. В 2015 году Китай обладал 207 гражданскими аэропортами, но уже к 2020-му их число должно увеличиться до 260. Всего к 2025 году планируется построить 136 новых аэропортов, среди которых выделяется новая воздушная гавань Пекина. Ввод в эксплуатацию первой очереди нового столичного авиаузла запланирован на 2019 год, и в перспективе он должен стать крупнейшим хабом в мире с пропускной способностью 100 млн пассажиров и более 4 млн тонн грузов в год.

Кроме того, Boeing полагает, что воздушные грузоперевозки при стремительном развитии электронной торговли также обещают стать мощным двигателем долгосрочного развития авиации в Китае. По данным аналитиков, авиа-ционный рынок КНР к 2035 году станет первым в мире с объемом более 1 трлн долларов.

При этом вслед за трафиком в китайских аэропортах показывает беспрецедентный рост и объем потребления авиатоплива. По подсчетам Wood Mackenzie, за последние 10 лет этот показатель увеличился почти в 3 раза до более 30 млн тонн в год (см. график). Оператором сервисов авиационной логистики, хранения, транспортировки авиационного топлива и заправки более чем в 210 аэропортах Китая является государственное предприятие — China National Aviation Fuel Group Corporation (CNAF). Национальный гигант развивает также и зарубежный бизнес. Сегодня CNAF владеет контрольным пакетом акций China Aviation Oil (Hong Kong) Company Ltd (CAOHK) — крупнейшим физическим поставщиком реактивного топлива в Азиатско-Тихоокеанском регионе, организовывая заправки в 43 международных аэропортах 17 стран за пределами материкового Китая.

Объем потребления авиакеросина в Китае

Инфографика: Татьяна Удалова Источник: Wood Mackenzie
Инфографика: Татьяна Удалова

Именно САОHK заключает соглашения с зарубежными поставщиками авиатоплива для заправок их клиентов в Китае и странах АТР. В конце 2015 года китайский поставщик впервые подписал контракт с дочерней компанией российской ВИНК — «Газпромнефть-Аэро». При этом оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» сумел за короткий период не только организовать заправку российских авиакомпаний в аэропортах Китая, но и открыл для CAOHK доступ к своим ТЗК в России и Киргизии, тем самым расширив географию бизнеса китайской компании.

Стратегии лидеров

Начало сотрудничества дочерней компании СNAF и «Газпромнефть-Аэро» совпало с активным ростом пассажиропотока между двумя странами. По данным Ростуризма, в 2015 году туристы из Китая совершили более 1 млн поездок в Россию, а в 2016 году турпоток из КНР вырос еще на 63%. И есть потенциал для увеличения этого показателя. Например, этому может помочь развитие прямых рейсов из китайских провинций в популярные российские города. С 2017 года китайские авиакомпании получили возможность заправки в России по контракту со своим национальным поставщиком. В соответствии с новым соглашением «Газпромнефть-Аэро» открыла CAOHK доступ к своей сети аэропортов и с 1 февраля начала заправку авиакомпании Air China в международном аэропорту «Шереметьево» (г. Москва).

Сегодня обе компании форсируют новые совместные бизнес-проекты, стремясь расширить объем реализации авиатоплива и внедрить современные технологии авиатопливообеспечения. В этом году состоялись уже две встречи руководителей СNAF и «Газпромнефть-Аэро». В мае китайская делегация в рамках участия в авиатопливном форуме IATA в Санкт-Петербурге провела переговоры с российскими коллегами, а также посетила ТЗК «Газпромнефть-Аэро» в «Шереметьево» и «Пулково». В сентябре руководители оператора «Газпром нефти» посетили Китай, где ознакомились с организацией работы ТЗК CNAF в международном аэропорту «Шоуду» (г. Пекин), крупнейшем в стране и втором по пассажиропотоку в мире. Также были проведены переговоры с руководством CNAF о развитии сотрудничества по заправкам авиакомпаний-партнеров в аэропортах присутствия «Газпромнефть-Аэро» и CNAF. Стороны договорились о создании совместной рабочей группы по обмену опытом в области автоматизации и внедрению цифрового обмена данными для операций по авиатопливообеспечению.

Владимир Егоров
Владимир Егоров,
генеральный директор
«Газпромнефть-Аэро»:

Сотрудничество с национальным лидером по поставкам авиационного топлива в Китае является важным шагом в развитии международного бизнеса «Газпромнефть-Аэро». Благодаря соглашению о сотрудничестве с CAOHK мы обеспечиваем заправки наших клиентов в 17 крупнейших аэропортах Китая. С начала 2017 года «Газпромнефть-Аэро» удвоила объем заправок в этой стране по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до более 9 тыс. тонн авиатоплива. Также в 2017 году мы впервые обеспечили заправку более 8 тыс. тонн авиатоплива клиентам CAOHK в «Шереметьево». В перспективе мы рассчитываем на значительное расширение нашего сотрудничества по заправкам в аэропортах Китая и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, увеличение объема и географии заправок китайских авиакомпаний в России и рассматриваем вопрос об экспортных поставках авиатоплива в аэропорты Китайской Народной Республики (КНР).

Эксперты «Газпромнефть-Аэро» входят в международную группу по разработке и стандартизации обмена данными в авиатопливообеспечении Международной ассоциации воздушного транспорта (International Air Transport Association Fuel Data Standards Group (IATA FDSG)). Новые электронные форматы позволят значительно снизить трудозатраты, ускорить документооборот благодаря проведению авиатопливных операций в онлайн-режиме.

«Газпромнефть-Аэро»

Дочернее предприятие компании «Газпром нефть». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива «в крыло» компания ведет с 1 января 2008 года. С декабря 2008 года «Газпромнефть-Аэро» является стратегическим партнером Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в области авиатопливообеспечения.

По итогам первого полугодия 2017 года сохранила лидерство на авиатопливном рынке России по объему розничной реализации, доля рынка составила 25%. Общий объем продаж авиатоплива компании в первом полугодии превысил 1,6 млн тонн. Из них «в крыло» компания заправила 1,1 млн тонн, что на 13% превышает показатели первого полугодия 2016 года. На отечественном рынке «Газпромнефть-Аэро» обладает крупнейшей собственной сбытовой сетью, насчитывающей 46 топливозаправочных комплексов в России и Киргизии. Клиентами компании являются более 150 российских и иностранных авиакомпаний. Объем зарубежных заправок компании в первом полугодии 2017 года увеличился вдвое по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил более 90 тыс. тонн авиатоплива. Сеть аэропортов присутствия расширилась со 178 до 187 аэропортов более чем в 60 странах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ