Технологическая экспансия — Журнал «Сибирская нефть» — №144 (сентябрь 2017)

Технологическая экспансия

Современные битумные материалы «Газпром нефти» завоевывают российские регионы

Текст: Сергей Орлов
Фото: Дмитрий Вороширин, Павел Поборуев
Инфографика: Дарья Гашек

Соглашения с региональными администрациями и муниципалитетами, участие в федеральных программах, строительство опытно-экспериментальных участков — набор инструментов, которые «Газпромнефть — битумные материалы» использует для продвижения современных продуктов, очень разнообразен. Но вложения окупаются с лихвой: сегодня компания выпускает больше ПБВ, чем любой из российских производителей модифицированного битума

Начав практически с нулевой отметки, за пять лет «Газпром нефть» нарастила производство полимерно-битумных вяжущих почти до 100 тыс. тонн и занимает сегодня лидирующие позиции на отечественном рынке модифицированных битумов, регулярно включая в периметр влияния битумного бизнеса все новые регионы. Такой впечатляющий прогресс обусловлен сочетанием сразу нескольких факторов, но, пожалуй, главный — это изначально правильная оценка ситуации в дорожном строительстве и, что еще более важно, оценка направления развития отрасли. В свое время именно такой подход возвел на бизнес-пьедестал компании Apple и Microsoft, именно понимание того, куда движется мир, позволило Марку Цукербергу построить свою самую известную сеть, а сегодня Илон Маск руководствуется теми же принципами, запуская инновационные ракеты и развивая производство электромобилей. Возможно, кому-то эти параллели покажутся слишком смелыми — разве можно сравнивать всемирную компьютеризацию или разработку космических технологий с битумным производством? Можно, потому что принцип один: первым увидеть перспективу, не побояться инвестировать в то, что никто не считает важным, и планомерно продвигать свою идею. Именно так развивает битумный бизнес «Газпром нефть», за счет уникального комплексного предложения успешно выходя на рынок даже тех регионов, которые до сих пор не входили в зону влияния компании.

Этапы и инструменты

Отправной точкой программы активного продвижения инновационных битумных материалов в российские регионы для «Газпром нефти», наверное, можно считать 2011 год, когда на трассе Р-402 Тюмень-Ишим-Омск был уложен первый экспериментальный участок с использованием полимерно-битумного вяжущего, произведенного на Омском НПЗ. Так компания начала собирать информацию о работе ПБВ в различных условиях, формируя своеобразную рецептурно-климатическую карту. Далее были Алтайский край с трассой Барнаул-Рубцовск, знаменитый проект строительства моста на остров Русский во Владивостоке, городские участки в Омске и Санкт-Петербурге. В Северной столице модифицированный битум «Газпром нефти» испытывался еще и на кольцевой автодороге, а также при строительстве западного скоростного диаметра. Южное направление отрабатывалось в Казахстане (на трассе Астана-Петропавловск на границе с Россией и Хоргас-Алматы-Шымкент рядом с Узбекистаном), а также в Ставрополье и Пятигорске. Всего за шесть лет компания приняла участие в строительстве 11 опытно-экспериментальных участков с ПБВ, создание которых позволяет получать эмпирические данные. Накопленный опыт и массив данных о поведении полимерно-битумных вяжущих в различных климатических условиях, при различных нагрузках позволил сформировать новые подходы к работе в российских регионах — через специальные соглашения, которые заключаются с профильными ведомствами областных, краевых, республиканских администраций. Главная задача здесь — продемонстрировать заказчику реальный экономический эффект, который дает применение современных битумных материалов. Даже несмотря на то, что ПБВ, конечно, дороже базовых марок дорожного битума. «Мы просто раскладываем стоимость вяжущего на весь срок эксплуатации автомобильной дороги, и заказчик видит, сколько удастся сэкономить на содержании трассы, на локальном ямочном ремонте», — пояснил начальник отдела развития компании «Газпромнефть — битумные материалы» («Газпромнефть-БМ») Иван Иванов. Когда решение о работе с ПБВ принято на верхнем региональном уровне, применение этого типа вяжущего закладывается в проектную документацию, и, соответственно, с использованием модифицированного битума строится (или ремонтируется) магистраль.

Двойной эффект

Как сделать дорогу прочнее и долговечнее? Использовать при строительстве верхнего слоя асфальтобетона полимерно-битумное вяжущее. А еще прочнее? Применять ПБВ и в формировании каркаса магистрали. Первый экспериментальный участок с использованием модифицированного битума «Газпром нефти» в верхнем и нижнем слоях появился на строящейся трассе Сургут-Салехард. Логика проста: если нижний слой сделать более прочным, он будет эффективнее противостоять нагрузкам, а значит, в целом удастся увеличить долговечность дороги. Эксперимент не случайно проводится на магистрали, связывающей Заполярье с «большой землей», где дорожное покрытие будет работать в тяжелейших климатических условиях. Такая технология может оказаться актуальной и для регионов, где нет возможности часто проводить капитальные ремонты из-за проблем с подвозом материалов, таких, например, как Сахалин и Камчатка.

Впрочем, менеджеры компании-оператора битумного бизнеса «Газпром нефти» отмечают, что эта схема вряд ли работала бы столь эффективно, если бы модернизация дорожной отрасли не поддерживалась на высшем уровне российской власти. «Инициатором применения новых технологий выступают федеральные структуры, — отметил Иван Иванов. — Есть постановление правительства РФ об увеличении интервала ремонтных работ для дорог федерального значения до 12 лет, — очевидно, что такой срок могут выдержать только современные материалы. Есть рекомендации Росавтодора о применении инновационных материалов и ПБВ в частности. В 2017 году появился еще один эффективный инструмент модернизации дорожного строительства — проект «Безопасные и качественные дороги» (БКД). В его рамках агломерациям с населением свыше 500 тыс. человек на строительство качественных дорог выделяются федеральные целевые субсидии, использование которых жестко контролирует Федеральное дорожное агентство. Мы же сегодня, по сути, выступаем «руками» федеральных профильных структур, так как имеем развитое производство инновационных битумных материалов и, наверное, самый большой опыт их применения в стране».

Дорога под заказ

Рынок полимерно-битумных вяжущих

Источник: Отгрузки ГПН, ОМТ-Консалт, Strategy Partners Group

Первое региональное соглашение о применении инновационных битумных материалов в дорожном строительстве было подписано с правительством Москвы. Помимо текущих дорожно-строительных работ, ПБВ «Газпром нефти» использовался и в таких ключевых проектах, как масштабная реконструкция Тверской улицы, а также ремонт улицы 1905 года с применением также и битумопроизводных продуктов компании. Специалисты ГБУ «Автомобильные дороги» — главного столичного дорожно-строительного подрядчика — охарактеризовали полимерно-битумные вяжущие компании как эталонные, а ученые Московского автодорожного государственного техуниверситета (МАДИ) подтвердили эффективность применения инновационных материалов, проведя собственные испытания и проанализировав данные мониторинга состояния дорожного полотна после года эксплуатации.

Впрочем, рецептура асфальтобетона, укладывавшегося в Москве, была разработана заказчиком. Однако далеко не во всех (а точнее, практически ни в каких других) регионах нет лабораторий, способных провести цикл испытаний для разработки рецептуры асфальтобетонной смеси, оптимальной именно для тех условий, в которых эксплуатируется дорога. Эта услуга сегодня также входит в комплексное предложение, с которым «Газпромнефть — битумные материалы» выходят в регионы.

Научно-исследовательский центр (НИЦ) компании располагает оборудованием, которое позволяет, к примеру, моделировать ускоренное старение вяжущего, оценить, как материал ведет себя при хранении, транспортировке, в составе асфальтобетона. Здесь анализируются характеристики и каменных материалов, присланных из региона, и вяжущих, которые планируется использовать при производстве асфальтобетона, после чего выдаются рекомендации о рецептуре смеси. При этом для сравнения разрабатывается и рецепт с использованием модифицированного вяжущего собственного производства, характеристики которого, как правило, заметно лучше базового. Это, собственно, один из лейтмотивов схемы — показать, что с теми же местными инертными материалами, в тех же климатических условиях ПБВ работает намного лучше.

Так, после Москвы соглашения о поставках битумных материалов «Газпром нефти» уже были подписаны с Ямало-Ненецким автономным округом, со Ставропольским и Камчатским краями, с Сахалинской, Свердловской, Рязанской и Омской областями. При этом ассортимент продукции, которая предлагается регионам, не ограничивается только ПБВ.

Доля ПБВ в объеме битума для строительства, %

По данным 2016 г. Источник: МИП, ОМТ-Консалт, Strategy Partners Group, экспертная оценка

Факторы роста рынка ПБВ:

Не только дороги

Появление в 2016 году в составе «Газпромнефть-БМ» нового актива — компании «НОВА-Брит», специализирующейся на производстве высокотехнологичных герметизирующих битумосодержащих материалов, позволило значительно расширить региональное предложение и выйти на новые рынки. Один из самых востребованных продуктов — битумно-полимерная стыковочная лента. Это вполне объяснимо: при стоимости погонного метра ленты порядка 50 рублей в общей смете строительства дороги ее цена растворяется практически без следа, зато очень заметен эффект от использования: отсутствие трещин на осевых и на стыках между полосами укладки асфальта. Стыковочная лента применялась и при реконструкции Тверской улицы, и при строительстве Западного скоростного диаметра в Петербурге, где ее использование вообще позволило снизить стоимость и срок работ. Вместо того чтобы для герметизации сопряжения асфальтобетона с конструктивными элементами скоростной магистрали штробить асфальт после укладки дорожного полотна и заливать туда мастику, к бордюрному камню или отбойнику просто приклеивали стыковочную ленту, которая плавилась при укладке асфальта, обеспечивая надежное и герметичное соединение.

Еще одно перспективное направление развития сотрудничества с регионами — сфера жилищно-коммунального хозяйства. И здесь вновь на первом плане продукты «НОВА-Брита», такие как напыляемая жидкая резина, которую можно использовать, например, для гидроизоляции кровли домов. На 2017 год запланирована реализация первых экспериментальных проектов в ЖКХ. «Это очень объемный рынок, на котором есть немало сильных игроков — и отечественных, и иностранных с локализованным в России производством, — рассказал Иван Иванов. — Но наши наработки как минимум ничем не уступают аналогам конкурентов, при этом продукция в нашей линейке изготавливается из собственного, а не покупного сырья, что дает нам преимущество — мы можем контролировать стабильность качества. Кроме того, у нас есть НИЦ, который может испытывать не только дорожные материалы, но и мастики, герметики».

Отдельное направление — аэропортовое строительство. При применении битумопроизводных марки «Брит» — мастики, герметиков, шнуров, грунтовки — «Газпром нефть» дает трехлетнюю гарантию на герметичность швов цементобетона взлетно-посадочных полос — сегодня такого на рынке не предлагает больше никто.

В аэропорту Сургута после успешной пробной эксплуатации экспериментального участка вся ВПП обработана еще одним инновационным продуктом «НОВА-Брита» — защитно-восстановительным составом, продлевающим срок службы покрытия.

Появляются в региональных аэропортах и полимерно-битумные вяжущие «Газпром нефти». ПБВ уже использовался при укладке взлетно-посадочных полос аэропортов Южно-Сахалинска, Петропавловска и Алматы (Казахстан). Дело в том, что ремонтопригодность асфальтобетона гораздо выше, чем у традиционного для покрытий ВПП цементобетона, и в аэропортах с единственной взлетно-посадочной полосой, закрыть которую для ремонта надолго невыгодно, а иногда и невозможно, уложить асфальтобетон можно за несколько часов, когда интенсивность полетов минимальна. А эксплуатировать асфальтобетон можно через час-два после укладки, в то время как цементобетон набирает прочность не меньше чем за сутки.

«Наверное, нет объекта транспортной инфраструктуры, где мы не можем предложить решение для того, чтобы построить, отремонтировать или сохранить, — подчеркнул генеральный директор компании «Газпромнефть — битумные материалы» Дмитрий Орлов. — Мы выходим в регионы с продуманным комплексным предложением, полностью отвечающим потребностям региона и в то же время позволяющим нам активно развиваться в рамках долгосрочной стратегии».

Комплекс конкурентоспособности

Комплексное предложение «Газпром нефти» регионам легко декомпозируется на несколько главных составляющих. Первое — это полный спектр битумных материалов: базовый битум, ПБВ, широкая линейка технологичной битумопроизводной продукции, причем ничего не надо искать — все можно получить через единое окно. Второе — возможность испытания любых материалов на базе НИЦ компании в Рязани, подбора рецептуры асфальтобетона. Третье — техническая поддержка потребителя в части применения современных материалов и контроль их использования.

В компании «Газпромнефть-БМ» наработан значительный экспертный опыт в разработке и применении вяжущих. Это позволяет, в частности, расширить спектр клиентских сервисов и предоставлять партнерам обучающие курсы, потребность в которых значительно возросла после введения в действие нового битумного ГОСТа, предполагающего проведение значительного количества дополнительных испытаний. На базе НИЦ уже прошло несколько обучающих и технических семинаров.

100 градусов для Хакасии

Самое стойкое к температурным перепадам полимерно-битумное вяжущее «Газпромнефть-БМ» применила на федеральной трассе «Енисей» в районе Абакана. В течение года температура воздуха здесь колеблется от –30 °C зимой до тридцатиградусной жары летом. Поэтому при строительстве трассы применялось ПБВ 200 производства Омского НПЗ, рабочий температурный диапазон которого — от +50 °C до –50 °C. Специалисты компании помогли подобрать материалы для асфальтобетонной смеси, выезжали в Хакасию, консультировали местных дорожников, до этого вообще не сталкивавшихся с модифицированным битумом, не говоря уже о таком необычном продукте. В итоге все было сделано технически правильно, и сейчас этот участок магистрали считается эталонным.

Компания успела так зарекомендовать себя, что асфальтобетон с применением ПБВ «Газпром нефти» в некоторых регионах укладывают как эталонный — для того чтобы сравнивать с ним варианты других производителей. Зарегистрированы уже и случаи подделки битумных материалов компании, что, пожалуй, тоже можно рассматривать как своеобразную оценку — подделывают всегда только хорошее. Чтобы обезопасить своих потребителей, компания разработала специальное мобильное приложение, которое позволяет в режиме онлайн, введя номер паспорта продукта, проверить его подлинность и получить максимальную информацию о поставке.

В Рязанской области НИЦ «Газпромнефть-БМ» региональные власти используют как независимую лабораторию в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги».

Результат — рост объема реализации всех видов продукции компании во всех регионах деятельности. Впрочем, в некоторых регионах речь идет даже не о росте, а о старте продаж с нуля, особенно это касается модифицированного битума. Так произошло на Сахалине, где ПБВ сейчас включаются во все новые проекты строительства дорог. Так было на Камчатке. Так происходит в Татарстане и Башкортостане, где очень велико влияние других производителей битума. Выросли поставки и полимерно-модифицированного, и базового битума в далекий от всех производственных площадок «Газпром нефти» Ставропольский край. Более того, ставропольский успех позволил включить в периметр влияния битумного бизнеса «Газпром нефти» соседний Краснодарский край, власти которого обратились в «Газпромнефть-БМ» с просьбой провести оценку местных материалов и подобрать для региона рецептуру ПБВ. Компания же, учитывая емкость рынков новых регионов, рассматривает возможность локализации производства современных битумных материалов на процессинговых площадках. И, соответственно, собирается двигаться дальше, в новые регионы. Но уже по безопасным и качественным дорогам.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ