«Газпром нефть». Итоги-2018 – Журнал «Сибирская нефть»

«Газпром нефть». Итоги-2018


Фото: Иван Смелов, Стоян Васев, Сергей Петров, Сергей Коньков, GETTY IMAGES

В декабре «Газпром нефть» начала подводить предварительные итоги деятельности компании в 2018 году. И хотя точные цифры можно будет привести только в январе, уже сейчас ясно, что компания в очередной раз увеличит объемы добычи и улучшит целый ряд других показателей. Что стоит за этими достижениями? В итоговом обзоре «Сибирская нефть» собрала самые важные события для «Газпром нефти» в 2018 году: открытия, проекты, приобретения и новые технологические прорывы

Прорыв года

Создание высокотехнологичного ледокольного флота

Уникальный нефтеналивной терминал, два суперсовременных ледокола и шесть танкеров, умеющих ходить во льдах, — построив собственный арктический флот, «Газпром нефть» получила возможность круглый год доставлять нефть со своих заполярных месторождений на мировой рынок с максимальной эффективностью и обезопасила себя от риска воздействия внешних факторов

В декабре 2018 года «Газпром нефть» фактически завершила формирование собственного флота, предназначенного для обслуживания арктических месторождений компании. В июне был поднят российский флаг на ледоколе «Александр Санников», построенном на верфях Выборгского судостроительного завода в Санкт-Петербурге, а в августе судно уже приступило к сопровождению по акватории Обской губы танкеров, доставляющих нефть Новопортовского месторождения от терминала «Ворота Арктики» к плавучему накопителю на рейде в Кольском заливе.

«Александр Санников» стал первым ледоколом, построенным в рамках программы «Время Арктики». Судно рассчитано на 40 дней автономной работы при температуре в —50 градусов. На чистой воде «Александр Санников» развивает скорость до 16 узлов (30 км/ч), за счет наличия винторулевых колонок способен совершить разворот на 360 градусов за минуту, а мощность силовых установок в 22 МВт обеспечивает ледопроходимость до 2 м, сравнимую с проходимостью атомных ледоколов. Использование современных цифровых технологий позволило вдвое сократить численность экипажа по сравнению с ледоколами предыдущих поколений: работу всех жизненно важных систем судна регулируют бортовые компьютеры. В декабре на Выборгском судостроительном заводе завершилось строительство еще одного ледокола — «Андрей Вилькицкий», по характеристикам аналогичного «Александру Санникову».

Высокотехнологичные ледоколы нового поколения «Александр Санников» и «Андрей Вилькицкий»

В транспортировке арктической нефти уже задействованы шесть танкеров класса Arc7 серии «Штурман», спроектированных и построеных специально по заказу «Газпром нефти». Эти суда с грузовместимостью 42 тыс. тонн и максимальной осадкой в 9,5 м (что позволяет им работать на малых глубинах в пресной воде Обской губы) самостоятельно способны преодолевать лед толщиной от 1,4 до 1,8 м, а при поддержке новых ледоколов компании их динамические возможности значительно возрастают.

Создание собственного флота — важный элемент развития арктических проектов компании как на шельфе, где работает единственная в России высокоширотная нефтедобывающая платформа «Приразломная» и сосредоточено несколько геолого-разведочных проектов, так и на полуострове Ямал, где «Газпром нефть» создает новый центр добычи. За счет формирования эффективной логистической схемы и развития Северного морского пути географию поставок нефти сорта Novy Port за несколько последних лет удалось расширить до девяти стран, среди которых Великобритания, Франция, Норвегия и Голландия.

Открытие года

Месторождение Тритон

В ноябре 2018 года стало известно об открытии «Газпром нефтью» нового месторождения на шельфе Сахалина. Месторождение получило название Тритон — в честь античного морского бога, сына Нептуна. Его геологические запасы оцениваются более чем в 137 млн т нефтяного эквивалента

М есторождение Тритон было обнаружено по итогам бурения и испытания поисково-оценочной скважины на Баутинской структуре Аяшского лицензионного участка. Здесь же, на Аяшском участке, годом ранее было открыто месторождение Нептун. Скважина дала существенный дебит — 230 м3 в сутки, что говорит о хороших перспективах последующей эксплуатации. Была получена сверхлегкая нефть без примесей, с еще более низкой плотностью, чем на соседнем Нептуне. Глубины залегания небольшие — для последующей доразведки и разработки это существенное преимущество.

Месторождения Тритон и Нептун

Незадолго до того, как было объявлено об открытии, стало известно о существенном увеличении геологических запасов соседнего месторождения Нептун. После всестороннего анализа данных, полученных из пробуренной здесь в 2017 году скважины, запасы оценили в 415,8 млн тонн нефти по категориям С1+С2 (оцененные и предполагаемые), что в 1,6 раза превышает первоначальные расчеты.

Таким образом, всего лишь двумя поисковыми скважинами за полтора года было открыто более полумиллиарда тонн геологических запасов нефти. Редкая для отрасли эффективность поискового бурения свидетельствует о тщательной подготовке, которая была проделана за достаточно сжатый период: первые работы на участке начались в 2015 году, а лицензия была получена только в начале 2017 года.

Открытие Тритона — важное и ожидаемое событие не только для «Газпром нефти», но и для других компаний, которые работают в регионе. Если Нептун относится к зоне, на которой ранее уже было открыто несколько месторождений, то Тритон расположен в южной части новой структуры, поисков на которой прежде не велось. Успех «Газпром нефти» может свидетельствовать о том, что вся структура представляет собой гряду месторождений углеводородов, отмечает главный эксперт по геологии «Газпромнефть-Сахалина» Игорь Таныгин.

Среди специфических особенностей участка, создающих сложности при геологоразведке и разработке, специалисты отмечают приповерхностный газ — газовые залежи, расположенные на небольшой глубине над обоими нефтяными месторождениями. При сейсморазведке они создают своего рода тень, затрудняющую изучение более глубоких горизонтов. А при бурении требуют особой осторожности и тщательной подготовки, так как существует риск выброса газа.

Чтобы избежать проблем с газом при постановке скважин, специалисты «Газпром нефти» построили уникальную модель приповерхностной части разреза. Что касается дальнейших геолого-разведочных работ, они потребуют проведения широкоазимутальной сейсморазведки с использованием донных станций. В отличие от традиционной сейсморазведки на море, при которой приемники сигнала размещаются у поверхности воды (в специальных косах, буксируемых судном), эта технология требует размещениях приемников на дне на определенной площади. «Такой подход позволяет получить более четкую картинку и снизить влияние помех от приповерхностного газа», — рассказывает заместитель генерального директора по геологии «Газпромнефть-Сахалина» Виталий Литвин.

Сахалинский проект для «Газпром нефти» во многом уникален, ведь на Приразломном месторождении основные задачи компании были связаны с запуском и последующей эксплуатацией объекта, а работы в Охотском море начались с самых ранних этапов геологоразведки. И тем не менее огромный опыт, полученный компанией на проекте «Приразломное», помогает уже сейчас и еще больше будет востребован в будущем — при проектировании, строительстве и эксплуатации платформы.

О том, какой она будет, пока говорить рано. Тритон и Нептун разделяет около 30 километров, и это дает возможности для их совместной разработки с использованием одной добывающей платформы. Однако не исключен вариант освоения месторождений по отдельности, в том числе с разным пулом партнеров, считает генеральный директор «Газпромнефть-Сахалина» Александр Коробков.

Задачи на ближайшие три года — поиск наиболее привлекательных зон, с которых можно будет начать разработку, и создание концепций геологии, разработки и обустройства месторождений.

Проект года

Модернизация Московского и Омского НПЗ

«Газпром нефть» реализует комплексную программу модернизации нефтеперерабатывающих производств. В этом году завершаются строительно-монтажные работы на комбинированной установке «Евро+» на Московском НПЗ. Полным ходом идет строительство на Омском НПЗ установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, комплекса глубокой переработки нефти и установки замедленного коксования

Комбинированная установка «Евро+» — ключевой проект второго этапа модернизации, в том числе и в экологической сфере, Московского НПЗ, которую с 2011 года продолжает «Газпром нефть». Благодаря современному комплексу «Евро+» Московский НПЗ выведет из эксплуатации пять установок предыдущего поколения и дополнительно снизит воздействие предприятия на окружающую среду. Передовые технологии обеспечат рост производства авиационного и автомобильного топлива.

В этом году на установке началась подготовка к пусконаладочным работам ключевых технологических систем. В «Евро+» реализован принцип комбинирования технологически связанных процессов, дающий наибольший экономический эффект. Однако он существенно усложняет саму установку. Этим и обусловлены повышенные требования к пусконаладочным процедурам и необходимость детальной проверки всех технологических, энергетических и инженерных коммуникаций.

В ходе подготовки к постепенному запуску пусконаладочных работ техническое освидетельствование прошло уже 926 единиц оборудования комплекса из 980. В том числе введены в эксплуатацию две подстанции комплекса. Механическую готовность получила система высокотемпературной утилизации газа закрытого типа. Подключены автоматизированные системы: управления технологическим процессом, противоаварийной защиты установки, контроля, управления и защиты комплектных технологических узлов, в том числе компрессорных агрегатов. Проводится проверка готовых контуров систем и оборудования.

Второй этап модернизации продолжается и на Омском НПЗ. Задача этапа — довести глубину переработки на ОНПЗ до 97%, а производство светлых нефтепродуктов — до 80%. Проекты, направленные на увеличение глубины, — строительство комплекса глубокой переработки нефти (КГПН) и реконструкция установки замедленного коксования (УЗК) — в этом году вошли в активную фазу реализации. В летнее навигационное окно в Омск для строительства КГПН было доставлено более 40 единиц крупнотоннажного оборудования длительного цикла изготовления. Уникальная логистическая операция по доставке была осуществлена из четырех морских портов России, Европы и Азии через Северный морской путь. Ключевое технологическое оборудование — реакторы гидрокрекинга, теплообменники высокого давления — произведено на российских предприятиях.

Проект реконструкции УЗК позволит начать производство игольчатого кокса — стратегически важного сырья для металлургической, атомной, химической и космической промышленности. В этом году на установке было смонтировано оборудование длительного цикла изготовления — шестисоттонные коксовые камеры, а также фракционирующая колонна и колонна продувки. Идет монтаж основной печи комплекса.

Кроме того, в Омске продолжается строительство новой установки первичной переработки нефти ЭЛОУ-АВТ, которая позволит вывести из эксплуатации устаревшее оборудование. Здесь смонтировано ключевое технологическое оборудование установки, включая 55 теплообменников, 19 емкостей и 18 колонн, продолжается монтаж печей. Всего на площадку поставлено более 80% всего оборудования комплекса, большая часть которого также произведена в России.

«Газ Ямала»

В сегменте upstream «Газпром нефть» запустила новый проект «Газ Ямала», задача которого — создать масштабную газовую инфраструктуру и обеспечить максимальную эффективность разработки Новопортовской группы месторождений. В рамках проекта будет построен газопровод, который пройдет через Обскую губу до места врезки в магистральный газопровод Ямбург — Тула на Тазовском полуострове. Протяженность газопровода составит 115,5 км, из которых 58,4 км будет проложено под водой. Инфраструктурный комплекс позволит в дальнейшем активно осваивать фактически новую нефтегазоносную провинцию в районе Нового Порта.

Сделка года

Создание совместного предприятия «Газпром нефти», Mubadala Petroleum и РФПИ

«Газпром нефть», Mubadala Petroleum и Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) создали совместное предприятие для разработки месторождений в Томской и Омской областях в Западной Сибири

Совместное предприятие (СП) создано на базе «Газпромнефть-Востока». В мае «Газпром нефть» подписала обязывающее соглашение по отчуждению долей в размере 49% в уставном капитале актива. А в начале сентября стороны заявили о закрытии сделки. 44% «Газпромнефть-Востока» перешли во владение Mubadala Petroleum, а 5% — РФПИ. Партнеры определят долгосрочную стратегию развития совместного предприятия, уделяя особое внимание эффективности добычи и геолого-разведочных работ, а также применению инновационных технологий при разработке запасов доюрского комплекса.

Кроме того, партнеры рассматривают перспективы расширения сотрудничества на других проектах в России и на Ближнем Востоке.

«Газпромнефть-Восток» создан в 2005 году. Компании принадлежат лицензии на право пользования недрами на 7 лицензионных участках в Томской и Омской областях, на 6 из них осуществляется добыча углеводородов. Суммарные извлекаемые запасы нефти и конденсата на активах предприятия оцениваются в 62 млн тонн и 28 млрд кубометров газа.

Главный потенциал развития «Газпромнефть-Востока» — разработка технологий поиска и добычи углеводородов доюрского комплекса. Традиционно нефть в Западной Сибири добывают из терригенных коллекторов, связанных с меловыми и юрскими отложениями. Доюрские, или палеозойские, отложения расположены в более глубоких и сложных по своему строению пластах земной коры и относятся к категории трудноизвлекаемых. Общие начальные геологические запасы нефти в доюрском комплексе, которые стоят сегодня на государственном балансе, составляют около 400 млн тонн по Западной Сибири. Однако эти цифры могут существенно возрасти, ведь до сих пор такие запасы почти не искали и не оценивали. Томская область — регион, в котором накоплен наиболее обширный опыт по разработке доюрской нефти в России, а «Газпромнефть-Восток» уже работает с такими запасами на Арчинском и Урманском месторождениях.

Mubadala Petroleum управляет активами и ведет деятельность в десяти странах. В 2017 году доля Mubadala в добыче компаний с ее участием составляла около 320 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки. СП на базе «Газпромнефть-Востока» — первый проект Mubadala Petroleum в российском нефтегазовом секторе, знаменующий выход компании на новый для нее рынок. Для «Газпром нефти» новое партнерство — это не только возможность быстрее получить возврат на инвестиции, уже вложенные в «Газпромнефть-Восток»: Mubadala Petroleum имеет опыт работы в качестве оператора нефтегазовых месторождений и способна привнести свой взгляд на подходы к разработке и технические решения. Кроме того, Mubadala — фонд со значительным объемом активов и серьезной репутацией в мире. Сотрудничество с ним открывает большие возможности для работы с другими потенциальными партнерами как в ОАЭ, так и в других странах.

Партнеры «Газпром нефти»

Mubadala Petroleum специализируется на инвестициях в нефтегазовый сектор по всему миру. Это дочерняя компания основанного правительством эмирата Абу-Даби фонда Mubadala, под управлением которого находится портфель региональных и зарубежных инвестиций объемом более 200 млрд долларов в самых разных отраслях, включая аэрокосмический сектор, горно-металлургическую и нефтегазовую отрасли, возобновляемые источники энергии, IT и др.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) — суверенный инвестиционный фонд Российской Федерации. Основан в июне 2011 года для привлечения средств в акционерный капитал преимущественно на территории России совместно с ведущими иностранными финансовыми и стратегическими инвесторами. Фонд выступает соинвестором, играя роль катализатора в привлечении прямых инвестиций в Россию. За 6 лет общий объем вложений с его участием составил более 1,4 трлн рублей, из которых 100 млрд рублей — средства РФПИ. Всего инвестиции получили более 60 проектов в 95% регионов РФ.

Разработка года

Катализатор каталитического крекинга с активной матрицей

1 декабря 2018 года на установке каталитического крекинга КТ-1/1 Омского НПЗ стартовал фиксированный промышленный пробег катализатора нового поколения . Он возглавит линейку катализаторов нефтепереработки для получения высококачественных моторных топлив. Разработка катализаторов в этом году была отмечена премией «Газпрома» в области науки и техники

В 2017 году ученые омского Института проблем переработки углеводородов Сибирского отделения РАН совместно со специалистами ОНПЗ завершили разработку новой модификации катализатора «Авангард». Суть изменений катализатора заключена в его матрице. Активная матрица (ultra-матрица) нового катализатора крекинга дает продукту существенные преимущества перед западными аналогами, в которых использована технология инертной матрицы.

В декабре 2017 года катализаторное производство произвело первую опытную партию. Новый катализатор успешно прошел опытный пробег на единственной в России пилотной установке каталитического крекинга. В течение 2018 года новый продукт постепенно замещал старый катализатор на омских установках каталитического крекинга 43-103 и КТ-1/1. К декабрю 2018 года загрузка достигла уровня, когда становится очевидна эффективность работы катализатора — 75%. На этом уровне замещения и проходит фиксированный пробег, подтверждающий положительные тенденции в работе установок на меняющемся катализаторе — начал расти отбор бензиновых фракций и повышаться уровень октанового числа. Новый катализатор доказал свою эффективность.

Авторский коллектив проекта «Разработка комплекса отечественных катализаторов нефтепереработки для получения высококачественных моторных топлив» занял призовое место и получил премию конкурса «Газпрома» в области науки и техники за 2018 год.

Новое производство

«Газпром нефть» реализует в Омске проект строительства нового катализаторного производства. Завершение строительства запланировано на 2021 год. Новое производство будет включать в себя установку по производству катализаторов каталитического крекинга, катализаторов гидроочистки средних дистиллятов (входящих в состав дизельного топлива) и катализаторов гидрокрекинга вакуумного газойля. Общая мощность производства — 21 тыс. тонн катализаторов в год. Также предполагается запустить установку регенерации и реактивации отработанных катализаторов гидроочистки (2 тыс. тонн в год). Запланированный объем инвестиций в проект — 18 млрд рублей. В настоящее время производство находится на стадии проектирования и заказа оборудования длительного изготовления.

Цифровая технология года

Блокчейн

«Газпром нефть» — единственная российская компания, которая вошла в отчет консалтингового агентства Gartner о цифровых бизнес-трендах «The 2019 CIO Agenda: Securing a New Foundation for Digital Business». Это вполне объяснимо, так как, отвечая на вопросы аналитиков, IT-директора международных компаний оценивали цифровые проекты, определяющие сегодняшнее состояние бизнеса. А в «Газпром нефти» цифровые технологии реально работают

Впервые технология распределенных реестров (блокчейн) по инициативе «Газпром нефти» была использована в 2018 году на отечественном авиарынке. «Газпромнефть-Аэро», оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти», совместно с S7 Airlines разработало и внедрило смарт-контракты на поставку авиатоплива (aviation fuel smart contracts — AFSC). С их помощью авиакомпания получает возможность моментально оплачивать топливо при заправке в самолеты — без предоплаты, банковских гарантий и финансовых рисков.

S7 Airlines через систему AFSC передает в «Газпромнефть-Аэро» информацию о плановой заправке рейса, фиксирует предварительный объем топлива и его цену. В день заправки командир воздушного судна и водитель топливозаправщика обмениваются информацией через планшеты с безопасным входом о необходимом количестве топлива. Онлайн-заявка направляется в банк авиакомпании для резервирования нужной суммы на счете. Заправка начинается после поступления подтверждения из банка, после ее окончания средства списываются со счета авиакомпании, а в коммерческие службы поставщика топлива и авиаперевозчика передается информация о закрытии заявки на заправку со всеми отчетными документами. При этом обмен всей информацией и финансовые операции проводятся практически моментально. Благодаря технологии блокчейн данные о сделках гарантированно сохраняются в системе AFSC. Все операции производятся только по схеме, утвержденной участниками цифрового контракта, что исключает нарушение условий договора и повышает прозрачность расчетов.

Продукт года

Премиальное топливo G-Drive 100

Моторные топлива и масла производства «Газпром нефти» получили знак качества всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». В числе золотых призеров конкурса — высокооктановый бензин G-Drive 100

В уходящем году «Газпром нефть» начала широкомасштабное выведение на рынок нового высокотехнологичного премиального топлива G-Drive 100. Выпуск топлива с октановым числом 100 без использования октаноповышающих присадок стал возможен благодаря реализации крупного проекта масштабной модернизации Омского НПЗ — строительства автоматизированной станции смешения бензинов. Все основные компоненты нового топлива также выпускаются на ОНПЗ. Нефтеперерабатывающих заводов, набор процессов на которых позволяет без закупок компонентов со стороны производить «сотый» бензин в России, совсем не много, и Омский НПЗ — крупнейший среди них.

Высокооктановое топливо G-Drive 100 предназначено для современных двигателей с требованиями по октановому числу не менее 95 пунктов. Новый брендированный бензин успешно прошел стендовые квалификационные испытания во Всероссийском научно-исследовательском институте по переработке нефти (ВНИИ НП) и получил положительное заключение на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза к топливу экологического класса К5 (соответствующего «Евро-5»). Топливо также получило подтверждение соответствия европейским требованиям к качеству топлива в крупнейшей международной лаборатории SGS.

Но, наверное, самые жесткие испытания G-Drive 100 прошло не на испытательных стендах, а в двигателях болидов команды G-Drive Racing, участвующей в гонках на выносливость.

Для самых мощных

«Газпромнефть — смазочные материалы» в сотрудничестве с немецким производителем химических компонентов Evonik разработали новую линейку синтетических гидравлических масел G-SPECIAL POWER HVLP, предназначенных для применения в горнодобывающей, строительной, лесозаготовительной, сельскохозяйственной технике, а также в промышленном оборудовании. Уникальная технология DYNAVIS, которая используется в новом продукте, обеспечивает бесперебойную работу техники при экстремально высоких и низких температурах, защищает гидравлическую систему машин и помогает экономить топливо.

В ходе длительных стендовых и полевых испытаний гидравлические масла G-SPECIAL POWER HVLP показали лучшие результаты по сравнению с эталонным маслом: увеличение количества циклов погрузки за одну рабочую смену на 12%, повышение производительности оборудования на 15–25%, экономию топлива до 6%, снижение риска выхода из строя гидравлической системы.

Приобретение года

Лицензионные участки в новых поисковых зонах

2018 год был отмечен для «Газпром нефти» большим количеством приобретений, расширивших ресурсную базу компании. Полученные лицензионные участки относятся как к традиционным регионам присутствия, так и к новым поисковым зонам

Одно из важнейших приобретений — Лескинский лицензионный участок. Он расположен на полуострове Гыдан, в новом для компании регионе, на севере Красноярского края. Запасы жидких углеводородов на участке, по внутренней оценке экспертов «Газпром нефти», могут многократно превосходить официальные цифры.

Среди приобретений в Ханты-Мансийском автономном округе — 6 участков в Карабашской зоне. Они расположены поблизости от активов совместного предприятия «Газпром нефти» и Repsol «Евротэк-Югра». Также были получены лицензии на Северо-Вайский и Средневайский участки в Кондинском районе ХМАО, соседствующие с месторождениями «Газпромнефть-Хантоса» — им. А. Жагрина и Зимним. А «Славнефть-Мегионнефтегаз» победил в аукционе на право пользования Полевым лицензионным участком, в пределах которого расположены Полевое, Пятковское и Северо-Негусьяхское нефтяные месторождения.

Ямальский кластер добычи «Газпром нефти» пополнился Южно-Новопортовским и Суровым лицензионными участками, расположенными к югу от крупнейшего в регионе Новопортовского месторождения, а также Южно-Каменномысского лицензионного участка, геологическое исследование и разработку которых ведет «Газпромнефть-Ямал».

В Оренбургской области «Газпром нефть» приобрела компанию «Энерком» (лицензия на Солнечный участок в Ташлинском районе), а также Похвистневский и Савицкий участки, с которыми связаны нетрадиционные запасы доманикового комплекса. Лицензии компании на шельфе пополнились Южно-Обским участком в акватории Обской губы Карского моря.

Битумный терминал

Летом 2018 года компания «Газпромнефть — Битумные материалы» приобрела производственно-логистический терминал на юго-востоке Ростовской области, в городе Сальске. Таким образом, «Газпром нефть» первой среди российских вертикально интегрированных нефтяных компаний начала строить собственную битумную терминальную сеть.

Терминал в Сальске рассчитан на перевалку 140 тыс. тонн битумных материалов в год. Компания сознательно выбрала отправной точкой для развития сети южные регионы. Собственного производства у «Газпром нефти» здесь нет, и терминал поможет компании выровнять объемы заказов в течение года, а потребителям даст определенные преимущества по цене и гарантию, что битум будет поставлен в срок.

Одно из основных конкурентных преимуществ терминала — высокая технологичность. Гарантировать сохранение качества продукции позволяет автоматизированный контроль температурного режима в емкостях с битумом, а система перемешивания поддерживает однородность сырья.

Объект года

Лахта Центр

Еще несколько лет назад на берегу Финского залива, в районе Лахты, не было ничего, кроме песчаных курганов. Сейчас здесь возвышается самое высокое — 462 метра — здание в Европе. Но дело не только в размере. Лахта Центр становится символом нового Петербурга

Комплекс Лахта Центра, возведение всех конструкций которого завершилось в 2018 году, состоит из четырех объектов: стилобата, арки главного входа, многофункционального здания (МФЗ) и башни. И каждое из них по-своему уникально.

Стилобат — это подиум комплекса с двухэтажной подземной парковкой внутри. Кроме того, здесь сосредоточены все жизненно важные инженерные коммуникации Лахта Центра. Арка с полностью стеклянным фасадом — главный вход в сам небоскреб. Легкость зданию придает огромная безопорная часть арки — более 98 метров в длину. Под сводом арки разместятся информационные центры, кафе, просторные холлы для встреч и переговоров. Отсюда можно перейти в главное здание комплекса — башню.

Небоскреб Лахта Центра не просто архитектурная жемчужина комплекса — он входит в десятку лучших зданий мира. Башню не спутаешь ни с каким другим высотным зданием в первую очередь благодаря ее форме: она расширяется, сужается и закручивается относительно центральной оси. Фасад супертолла состоит из более чем 16,5 тыс. стеклопакетов разной формы.

Несмотря на ажурный вид, башня — очень прочная конструкция. Основной силовой элемент ее системы устойчивости — ядро. Он имеет форму полого цилиндра и воспринимает до 70% вертикальных нагрузок. Внутри ядра расположены зоны безопасности и эвакуационные лестницы, здесь проходят и транспортные маршруты Лахта Центра — лифтовые шахты. Почти все лифты (а их в небоскребе 40) высокоскоростные, а самый быстрый — лифт-шаттл на обзорную площадку. Он будет подниматься на 83-й этаж со скоростью 8 м/с, и путь этот будет занимать всего 45 секунд.

Не менее интересен и технологичен, чем видимая часть башни, ее фундамент. Его можно сравнить с 25-этажным домом, зарытым в землю. В основании всего Лахта Центра находится более двух тысяч свай, под небоскребом — 264, и это самые широкие сваи в мире — по 2 м в диаметре каждая, и уходят они на глубину в 82 м.

Техническое состояние Лахта Центра отслеживает отдельная смарт-система — уникальная российская разработка. В центр мониторинга стекается информация с датчиков о состоянии всех конструкций комплекса — от свай до шпиля. Этот центр расположен в МФЗ, который, по сути, станет сосредоточением всей неделовой жизни комплекса. Здесь будут научно-образовательный центр со сверкающим шаром планетария, очень удобный и современный концертный зал — трансформер, включающий в себя конгресс-центр, зона здоровья, сформированная медицинским центром и спортивным комплексом.

В общем, комплекс — это настоящий город в городе. Город будущего, не только новая высотная доминанта Петербурга, но и доминанта технологическая, культурная, определяющая вектор развития Санкт-Петербурга.

Фундамент башни Лахта Центра состоит из трех бетонных плит, установленных друг над другом. Самая мощная — нижняя — толщиной больше 3,5 м. Заливка плиты проводилась непрерывно в течение 49 часов, и это мировой рекорд.

В комплексе реализовано более 100 природоохранных и энергосберегающих технологий. За счет продвинутой системы энергосбережения, в которой используются такие методы, как рекуперация тепла, регенерация энергии лифтов, аккумуляторы холода, башня будет потреблять на 40% меньше энергии, чем стандартное здание. Небоскреб сертифицирован по международному экологическому стандарту LEED PLATINUM. Внутри шпиля расположено оборудование для обслуживания самых верхних уровней башни Лахта Центра, а также системы связи и навигации, эффективность работы которых за счет высоты здания возрастает многократно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ