Цифровой связной – Журнал «Сибирская нефть»

Цифровой связной

«Газпром нефть» развивает собственного оператора связи

Текст: Александр Никоноров
Фото: GETTY IMAGES

Менее чем за три года «Ноябрьскнефтегазсвязь» из локальной телекоммуникационной компании выросла до федерального корпоративного телеком-оператора «Газпром нефти» и заметного игрока на рынке связи. Сегодня аббревиатура ННГС — это абсолютно новый взгляд на развитие телекоммуникаций в масштабах международной вертикально интегрированной нефтяной компании

В единстве — сила

Для разных блоков и подразделений «Газпром нефти» ситуация с предоставлением телекоммуникационных услуг отличается. Так, для корпоративных функций и нефтеперерабатывающих активов, работающих в мегаполисах, всегда есть возможность оперативно организовать услуги связи, поскольку здесь присутствуют десятки, если не сотни операторов связи. Необходимо лишь сделать правильный выбор соотношения между ценой, качеством и надежностью. У добычных подразделений, особенно в районах Крайнего Севера, положение принципиально иное — там операторов связи может не быть совсем. И тогда создавать необходимые сети связи приходится самим.

Объединяет обе ситуации одно — и в том и в другом случае решить поставленные задачи проще, опираясь на компетенции единого корпоративного телеком-оператора. Именно этот аргумент в 2014 году лег в основу идеи создания на базе ННГС оператора Единого телекоммуникационного пространства (ЕТП) «Газпром нефти».

Создание ЕТП включало в себя три ключевых направления: технологии, люди — компетенции и партнеры. Первое направление связано с построением эффективных бизнес-процессов с учетом возрастающих требований к непрерывности и доступности услуги. Второе — с консолидацией всех необходимых компетенций в рамках одной оргструктуры. И третье — с выстраиванием эффективных взаимоотношений с партнерами — операторами связи и вендорами.

Практический этап построения ЕТП стартовал в начале 2015 года. Для создания инфраструктуры была спроектирована и построена собственная опорная сеть «Газпром нефти» — территориально распределенное ядро из 16 зарезервированных региональных узлов в ключевых городах присутствия бизнеса «Газпром нефти».

Все работы по созданию IT-инфраструктуры были успешно завершены в 2017 году, после чего на собственную опорную сеть начат перевод каналов корпоративной сети передачи данных «Газпром нефти» и мультисервисной сети связи (МСС) АЗС. В частности, модернизация МСС позволила получить материальные выгоды и уменьшить число простоев сети более чем в 20 раз.

Создание ЕТП позволило объединить все каналы связи и передачи информации, обеспечивая более 100 организаций, входящих в группу компаний, качественными телекоммуникационными услугами. Кроме того, наличие ЕТП помогает решить целый комплекс бизнес-задач — от сокращения расходов на телеком до повышения уровня информационной безопасности. Сегодня ННГС оказывает услуги связи практически всем подразделениям «Газпром нефти» в России, заменив собой десятки локальных операторов, с которыми ранее приходилось иметь дело.

Не фантастика

Всего за один час в «Газпром нефти» выполняется почти 40 тысяч телефонных звонков, отправляется более 30 тысяч электронных писем, в корпоративных бизнес-системах формируется более 800 тысяч различных документов, а в центрах обработки данных сохраняется примерно 700 Тб информации. При этом рост этих показателей составляет не менее 10% в год, а по отдельным пунктам, скажем количеству сеансов видеоконференцсвязи, — более 40%. Каналы связи для передачи гигантских объемов информации обеспечивает команда специалистов ННГС, состоящая всего из 250 человек.

Большое внимание уделяется развитию существующих и внедрению новых технологий. Уже сегодня в портфеле компании ряд инновационных услуг: поддержка мониторинга бурения, формирование распределительных виртуальных АТС, создание виртуальных сетей. ННГС тестирует такую передовую услугу связи, как FMC (fixed-mobile converge), которая позволяет объединить сотовую и внутрикорпоративную телефонную сеть единой нумерацией. В ближайшие два года FMC будет тиражирована на все активы компании. В рамках технопарка ведется работа над проектами в области импортозамещения для последующей замены наиболее критичных элементов инфраструктуры.

Главной задачей ННГС на ближайшие годы станет создание генеральной схемы развития связи для всей компании в горизонте 2030 года. В рамках этой программы в сотрудничестве с партнерами «Газпром нефть» рассматривает возможности применения на промысловых площадках беспроводных технологий нового поколения (прежде всего 4+/5G), открывающих возможности для апробирования решений в области промышленного интернета и других элементов Индустрии 4.0.

Создание на базе ННГС корпоративного оператора связи стало частью общей стратегии развития IT-инфраструктуры «Газпром нефти» и одним из важнейших шагов для обеспечения стабильной безопасной работы компании в новой цифровой реальности.

«Ноябрьскнефтегазсвязь»

ННГС была образована 1 декабря 2003 года на базе Ноябрьского управления связи ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз». Первоначально компания отвечала за организацию телефонии и радиосвязи для добычных подразделений Ямала. Но с 2009 года в число заказчиков компании вошли и другие дочерние организации «Газпром нефти». В ННГС был сформирован пакет лицензий для деятельности на рынке телекоммуникаций, компания начала предоставлять в аренду каналы связи, развивать системы беспроводной широкополосной передачи данных, оказывать услуги подвижной радиосвязи, предоставления доступа к интернету, внедрять современные технологии, такие как IP-телефония и IP-телевидение. В 2014 году в «Газпром нефти» было принято решение о создании на базе ННГС сервисного интегратора по направлению «Телекоммуникации и связь».