Среди предпринимателей России второй половины XIX — начала XX века было немало благотворителей и меценатов, отдававших значительные средства на решение социальных проблем, развитие образования и культуры, научные исследования и помощь нуждающимся. В их числе — такие известные нефтепромышленники, как Василий Кокорев, Петр Губонин, Эммануил Нобель
Василий Кокорев
Василий Кокорев
Однако уже скоро солеварение в Солигаличе стало приходить в упадок, заводы разорялись. Позднее Кокорев вспоминал: «...С прекращением в Солигаличе завододействия я был вытеснен из рамки уездной жизни в Петербург для приискания себе откупных занятий...» Впрочем, на этом поприще он заметно преуспел — и в 1851 году был удостоен звания коммерции советника. В нефтяное дело Василий Кокорев вошел в 1857 году в качестве главного учредителя «Закаспийского торгового товарищества». Предприятие купило 12 десятин земли в Сураханах, вблизи Баку, где был построен завод по сухой перегонке битуминозного материала кира и получению из него осветительного материала — фотогена.
Заводчики опробовали две технологии перегонки, но не смогли добиться рентабельности, да и качество осветительного материала все еще оставляло желать лучшего. Нужен был новый подход к оценке состояния нефтеперегонного производства и определению его перспектив. Тогда Василий Кокорев пригласил в Сураханы приват-доцента химии Петербургского университета Дмитрия Менделеева
В январе 1874 года вместе со своим деловым партнером Петром Губониным Кокорев создает первую в мире акционерную вертикально интегрированную нефтяную компанию «Бакинское нефтяное общество», занимавшуюся добычей нефти, производством нефтепродуктов, а также их транспортировкой, хранением и реализацией. Уже через три года компания достигла впечатляющих результатов и стала лидером российской нефтяной отрасли. Отмечая заслуги Кокорева в развитии отечественной нефтяной промышленности, Дмитрий Менделеев назвал его «наш первый заводчик».
Василий Кокорев прославился не только успехами в нефтяном бизнесе, но и своей благотворительностью. В 1882 году на его средства на Апшеронском полуострове, в селении Балаханы, была открыта первая школа для детей рабочих и служащих местных нефтяных промыслов, получившая неофициальное название «Кокоревская». В Москве на его личные средства была открыта женская гимназия для дочерей погибших болгарских ополченцев. Щедрые пожертвования Василий Кокорев вносил в бюджет старообрядческих церквей в Санкт-Петербурге, Москве и Солигаличе. Он первым из российских промышленников обратил внимание на популяризацию и развитие народных промыслов. В Москве, в Большом Трехсвятительском переулке, он устроил музей изделий народных мастеров с вывеской «Хранилище народного рукоделия». Знаменитая Погодинская изба вблизи Девичьего поля у Новодевичьего монастыря в Москве, где хранилось уникальное собрание древних рукописей и документов, также была построена на средства Василия Кокорева.
С особым вниманием он относился и к творчеству русских художников, некоторые из них отправились за границу на его средства. В 1858 году, еще за двадцать лет до Третьяковской галереи, в специально отстроенном для этого здании была открыта первая в Москве публичная художественная Кокоревская галерея, имевшая в то время самую крупную коллекцию русской живописи — более пятисот полотен. В 1884 году на берегу озера Валдай для русских художников Василий Кокорев основал первый в России дом творчества — Владимиро-Мариинский приют, полагая, что природа Тверского края должна больше вдохновлять отечественных живописцев, «чем развалины Помпеи». Признанием заслуг Василия Кокорева перед русским изобразительным искусством стало избрание его в начале 1889 года почетным членом Академии художеств.
Кокорев собирал не только картины. Его библиотека насчитывала более 4 тыс. томов, которые он пожертвовал впоследствии Московской публичной библиотеке. Следует упомянуть и то, что в 1862 году на личные средства Кокорева в Москве был разбит широкий бульвар, который тянулся от Лубочного переулка до Болотной площади. Это был один из немногих общественных столичных скверов, построенных на частные средства. Бульвар, засаженный липами и вязами и ставший любимым местом прогулок москвичей, назывался Кокоревским вплоть до его ликвидации в
Уделял внимание Василий Кокорев и финансированию здравоохранения. На его средства в Костромской губернии, в Солигаличе, для простого народа была построена одна из первых водолечебниц на Русском Севере.
Петр Губонин
Видный российский предприниматель Петр Губонин
С конца

Вместе с Василием Кокоревым Петр Губонин основал «Бакинское нефтяное общество». А в 1882 году приобрел полный пакет паев «Товарищества Русско-Американского нефтяного производства», основным производственным активом был Кусковский нефтеперегонный завод. В короткие сроки это предприятие заняло достойное место в российской нефтяной отрасли. Еще одним успешным нефтяным проектом Петра Губонина стало создание в 1883 году «Русского товарищества „Нефть“ для добычи, перевозки, хранения и торговли продуктами нефти» с уставным капиталом в 2 млн рублей. На 1 января 1894 года товарищество было крупнейшей компанией в области транспортировки нефти и нефтепродуктов.
Петр Губонин не только плодотворно занимался предпринимательской деятельностью, но и внес большой вклад в развитие благотворительности и меценатства в России. В течение многих лет он был казначеем
В 1870 году Петр Губонин был избран непременным членом Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, оказывал большую помощь в проведении научных исследований и финансировании экспедиций ученых в различные регионы страны. Был в числе активных организаторов Политехнической выставки в Москве (1872), руководя ее железнодорожным отделом, за что указом императора Александра II был удостоен чина статского советника и возведен в личное дворянство. Жертвовал средства на строительство Политехнического музея в Москве и технического отдела Музея прикладных знаний. Был одним из основателей Комиссаровского технического училища в Москве. Также полностью на его средства была построена ремесленная школа в городке Борисоглебске Тамбовской губернии. Как почетный член педагогического совета Императорского Московского технического училища оказывал регулярную денежную поддержку неимущим студентам. В 1885 году указом императора Александра III Петру Губонину был присвоен чин тайного советника.
Эммануил Нобель
Эммануил Нобель
В начале ХХ века в Санкт-Петербурге Эммануил Нобель организовал первое в мире серийное производство дизельных двигателей. Выдающимся событием в истории отечественной промышленности стало создание инженерами «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» теплоходов-танкеров «Вандал» и «Сармат», положивших начало новому направлению в мировом судостроении.
В 1909 году Эммануил Нобель указом императора Николая II «за исключительные пожертвования в пользу науки и народного образования» был удостоен чина действительного статского советника, дававшего право на потомственное дворянство. Эта высокая награда стала признанием его многолетней благотворительной и спонсорской деятельности. С 1893 года он член-благотворитель Попечительства над воспитанниками, окончившими курс Ремесленного училища цесаревича Николая. С 1895 года — почетный член Петербургского дома призрения и ремесленного образования. С 1897 года — член Попечительства Александрийского приюта для женщин, учрежденного евангелическими приходами в Санкт-Петербурге. В 1907 году Эммануил Нобель стал председателем Скандинавского благотворительного общества. Он также внес значительные личные средства в строительство в Баку трех выдающихся храмов: Александро-Невского собора (1898), евангелическо-лютеранской церкви Спасителя (1899) и римско-католического костела Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (1915).
Эммануил Нобель стал одним из инициаторов создания в 1900 году в Петербурге Комитета для оказания содействия молодым людям в достижении нравственного, умственного и физического развития, вскоре получившего более короткое название — «Маяк». С сентября 1900 года он неизменно избирался его казначеем. «Маяк» развивал идеи и принципы международной молодежной христианской ассоциации YMCA, чья работа направлена на всестороннее развитие молодых людей с опорой на христианские ценности.
Пропагандируя здоровый образ жизни среди рабочих, Эммануил Нобель создал первый в Санкт-Петербурге Народный дом. Вот как писала об этом событии газета «Новое время» в начале октября 1901 года: «Правительственный почин должен послужить могущественным толчком к возбуждению частной инициативы в деле учреждения попечительств о народной трезвости и так называемых народных домов. В ряду этих учреждений займет видное место, открытый в воскресенье 30 сентября Народный дом, устроенный на средства Э. Л. Нобеля на Выборгской стороне... в районе громадного скопления рабочего населения». В Народном доме был зал на 600 мест, имелся буфет без спиртных напитков, работал литературный кружок, который вели известные педагоги и литераторы, а также вечерние курсы по иностранным языкам, бухгалтерии, математике и т. д.
Эммануил Нобель также финансировал работы в области предупреждения эпидемических заболеваний Института экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. С 1893 года по просьбе своего дяди Альфреда он взял на себя финансирование научных работ выдающегося русского физиолога Ивана Павлова
В годы Первой мировой войны на средства семьи Нобель на Нюстадской улице в Петербурге был открыт лазарет для раненых нижних чинов на 180 коек. Для обучения раненых ремеслам здесь были созданы различные кустарные мастерские, были организованы курсы грамотности и счетоводства.
Примеру нефтепромышленников Василия Кокорева, Петра Губонина, Эммануила Нобеля последовали и многие другие представители делового сообщества, стремясь через образование, правильное воспитание, помощь неимущим и малообеспеченным внедрить в общественное сознание гуманистические идеи. Во многом российские предприниматели материально подготовили и расцвет национальной русской культуры в конце XIX — начале XX века. В марте 1910 года Всероссийский съезд деятелей по призрению констатировал, что 75% средств на эту сферу формировались на основе частных добровольных пожертвований и лишь 25% поступали от государства. Традиции российской благотворительности и меценатства были на долгие годы прерваны Октябрьской революцией 1917 года и последующей национализацией промышленности.