Уловить и обезвредить — Журнал «Сибирская нефть» — №149 (март 2018)

Уловить и обезвредить

На НПЗ «Газпром нефти» внедряются системы автоматизированной экологичной отгрузки нефтепродуктов

Текст: Сергей Орлов
Фото: Николай Кривич

На Омском нефтеперерабатывающем заводе «Газпром нефти» завершилось строительство новой автоматизированной установки тактового налива светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны. Это событие, по сути, завершает процесс создания на предприятии экологически безопасной системы отгрузок. В течение ближайших двух лет подобная система будет создана и на Московском НПЗ Текст: Сергей Орлов

Крупный современный нефтеперерабатывающий завод — такой, как Омский НПЗ, — в среднем производит порядка 14–15 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. Даже если принять в расчет, что по железной дороге перевозится не более 60% от этого объема, для транспортировки такого количества бензина, дизельного топлива, ароматики и т. д. потребуется почти полторы сотни тысяч цистерн. То есть каждый день на НПЗ должно загружаться несколько сотен вагонов. Этот железный поток круглосуточно проходит через несколько эстакад, как правило распределенных по территории предприятия исходя из близости к тем или иным производственным комплексам.

На ОНПЗ для хранения и перевалки нефтепродуктов используются две товарно-сырьевые базы (ТСБ), оснащенные железнодорожными отгрузочными линиями. Однако до недавнего времени лишь одна из них соответствовала современным технологическим нормам, хотя модернизацию заводской системы железнодорожных отгрузок пытались начать еще в 2001 году.

От фронта к тактам

Как работает железнодорожная эстакада галерейного типа, которую без особого преувеличения можно считать одним из символов любого НПЗ, построенного в советские годы? К сооружению из металлических ферм и профилей длиной в несколько сот метров, увенчанному частоколом из труб налива (стояков), маневровый тепловоз подгоняет состав. Фронт налива самой крупной эстакады Омского НПЗ — 72 цистерны. Налив происходит группами, последовательно и без остановок. Максимальная партия одной загрузки — до восьми цистерн. Все операции выполняются вручную. Необходимо открыть люк, потом опустить стояк налива до самого дна цистерны и начать загрузку — сначала медленно, чтобы не допустить накопления статического электричества от падающей струи, затем, когда уровень жидкости в цистерне закроет отверстие трубы, быстрее. Процесс наполнения цистерны контролируется исключительно визуально, через открытый люк, и очень важно своевременно прекратить подачу нефтепродукта к тому моменту, когда его уровень достигнет специальной мерной планки. Эти операции повторяются снова и снова, днем и ночью, 24 часа в сутки, в любую погоду, в жару и холод — а ни в том ни в другом в Омске недостатка нет. При этом человек практически постоянно находится в зоне испарения нефтепродуктов.

Конечно, это не технология XXI века, и изменить ситуацию в Омске решили еще в 2001 году. Даже закупили оборудование для строительства двух установок герметичного налива у немецкой фирмы Marcon — одного из ведущих производителей и поставщиков наливных установок для нефтяной и нефтехимической отрасли. Но строительство первой из них началось только в 2007 году, когда Омский НПЗ попал под «нефтяное крыло» «Газпрома» — вошел в структуру компании «Газпром нефть». Процесс модернизации системы отгрузки нефтепродуктов стартовал со второй товарно-сырьевой базы, поэтому и первая автоматизированная установка тактового налива, введенная в эксплуатацию в 2010 году, получила второй порядковый номер — АУТН-2. Это был самый большой объект подобного типа не только в России, но и в Европе: он позволял одновременно загружать 54 цистерны на трех линиях, что в итоге выливается в максимальную производительность — 400 цистерн в день. «Процесс налива стал полностью герметичным за счет установки специальных наливных устройств на люки, — отмечает начальник департамента инженерно-технической политики блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти» Александр Панов. — В состав системы налива входит узел рекуперации паров, что позволяет улавливать углеводороды, конденсировать их и возвращать в систему. Таким образом, экологический эффект дополняется экономическим».

Александр Дыбаль
Петр Дегтярев,
директор дирекции нефтепереработки «Газпром нефти»:

На своих нефтеперерабатывающих заводах «Газпром нефть» последовательно реализует стратегию развития нефтепереработки, одним из ключевых направлений которой является комплексная программа в области обеспечения экологической безопасности. Строительство новых современных установок отгрузки нефтепродуктов — один из важных этапов данной программы. Введение в эксплуатацию установки тактового налива АУТН-1 на Омском НПЗ завершило преобразование системы отгрузки светлых нефтепродуктов на ОНПЗ и позволило практически полностью исключить попадание вредных выбросов в атмосферу при проведении наливных операций. На установке применены самые современные технологии и оборудование, возможно производить налив до 10 видов светлых нефтепродуктов. Инвестиции «Газпром нефти» в этот проект составили 2,8 млрд рублей.

Аналогичный проект реализуется на Московском НПЗ. Пуск установки также обеспечит улучшение экологических показателей на заводе и даст значительный экономический эффект за счет сокращения потерь нефтепродуктов и уменьшения тарифа на налив. Ожидается, что инвестиции в строительство установки тактового налива на МНПЗ составят порядка 3,6 млрд рублей. Пуск установки планируется в мае 2020 года.

После запуска АУТН-2 из ручного труда осталась лишь одна операция: открытие и закрытие люков. Все остальные манипуляции производятся из специальной защищенной операторной: с помощью видеокамер и джойстиков центруется цистерна, опускается наливное устройство, назначается задание по объему налива для каждой цистерны, выполнение которого контролируется в автоматическом режиме. После загрузки партии цистерн устройства налива поднимаются и подгоняется следующий загрузочный комплект. Это, собственно, и есть такт налива.

После ввода в эксплуатацию АУТН процесс налива нефтепродуктов стал полностью герметичным. Специальные узлы улавливают пары, конденсируют их и возвращают в систему. Таким образом, экологический эффект дополняется экономическим

Закрыть светлые

За первым большим шагом в процессе повышения экологичности системы отгрузки нефтепродуктов на Омском НПЗ был сделан еще один: в прошлом году в рамках модернизации одна из галерейных эстакад была оснащена герметизирующими узлами, датчиками уровня и системой улавливания паров углеводородов. А в конце прошлого года процесс герметизации отгрузок светлых нефтепродуктов завершился окончанием строительства на основной площадке завода — первой товарно-сырьевой базе (ТСБ-1) — еще одной автоматизированной установки тактового налива, АУТН-1.

Новая установка меньше предшественницы — здесь не три, а два пути и одновременно могут наливаться 36 цистерн, а не 54, как на АУТН-2. Однако масштаб все равно впечатляющий — 11 видов, порядка 1,2 млн тонн светлых нефтепродуктов в год. Такт составляет четыре цистерны, наполнение происходит одновременно и по времени занимает от шести до восьми минут. Но при этом новая установка гораздо точнее — за счет применения высокоточных весов вместо устаревших массомеров погрешность при загрузке цистерн сократилась с 0,8% до 0,2%. Что касается экологичности, то здесь все стандартно, а значит, чисто и безопасно — двойная система угольных фильтров улавливает все отходящие пары и возвращает их обратно в технологический процесс.

«После ввода в строй АУТН-1 все старые галерейные эстакады для налива светлых закрываются, — говорит Александр Панов. — Таким образом, вопрос с экологической безопасностью при отгрузке светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ полностью решен». Причем речь идет не только о железнодорожных перевозках. При перекачке нефтепродуктов по магистральным трубопроводам изначально все абсолютно герметично, речной перевалочный терминал — это, по сути, бункеровочный узел, где также нет слабых с точки зрения экологии звеньев — топливо по трубам поступает прямо в резервуары танкеров. Все отгрузки в автоцистерны проходят через суперсовременную Омскую нефтебазу, расположенную неподалеку от завода. Герметичен и налив битума.

Не закрыт пока вопрос только с отгрузкой темных нефтепродуктов, но тут камнем преткновения, как ни странно, стало повышение технологичности производства. Реализация масштабной программы модернизации перерабатывающего комплекса компании предполагает значительное повышение глубины переработки, и уже к 2020 году омский завод практически прекратит выпуск мазута. Строить еще одну полноформатную АУТН вместо действующей открытой эстакады с фронтом в 64 вагона при такой перспективе смысла нет — это деньги на ветер. Однако оставлять все как есть тоже нельзя. Поэтому сейчас рассматривается возможность модернизации существующей галереи со строительством небольшой установки герметичного налива.

После запуска АУТН ручной труд применяется только для открытия люков. Все остальные манипуляции производятся из специальной операторной

Московский двойник

Для Московского НПЗ «Газпром нефти», расположенного в пределах столичной кольцевой автодороги, рядом сразу с несколькими спальными районами, снижение нагрузки на окружающую среду — главный приоритет. При этом железнодорожная эстакада налива на МНПЗ практически ровесница завода, построена еще в 1939 году. Конечно, обычно испарения при наливе — это далеко не главный источник экологической опасности на таком предприятии, как нефтеперерабатывающий завод. Но запуск новых очистных сооружений «Биосфера», модернизация установок, строительство новых технологических комплексов, создание суперсовременных систем мониторинга уже вывели завод в разряд самых чистых и безопасных предприятий отрасли. И устранение последних неблагоприятных факторов сегодня вышло на первый план. Поэтому на МНПЗ также запущен процесс создания новой автоматизированной установки тактового налива в железнодорожные цистерны — точно такой же, как АУТН-1 в Омске: два пути по 18 цистерн, весовое измерение, герметичный налив, рекуперация всех паров. В основу отгрузочного комплекса лег базовый проект все той же немецкой фирмы Marcon, который уже успешно утвердила Главгосэкспертиза. Условия строительства на МНПЗ, имеющем гораздо более плотную компоновку, чем омский завод, конечно, более сложные, однако ввести в эксплуатацию новую установку планируется в 2020 году. А к концу 2018-го на столичном предприятии заработает полностью герметичная установка автомобильного налива.

Результаты процесса заключения системы отгрузки нефтепродуктов на НПЗ «Газпром нефти» в своеобразную герметичную капсулу несложно перевести в цифры. Замена открытой галерейной эстакады на АУТН позволяет сократить количество выбросов вредных веществ в атмосферу на 89–90%. Повышение точности учета за счет применения высокоточных весов дает экономию около 130–150 млн рублей в год с одной эстакады. Плюс гораздо более высокая производственная безопасность, плюс совершенно новый уровень условий труда операторов. А это деньгами, конечно, не измеришь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ