Дух огня, дух любви — Журнал «Сибирская нефть» — №149 (март 2018)

Дух огня, дух любви

Текст: Эльвира Дажунц
Фото: Сергей Коньков

В Ханты-Мансийске завершился XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня». Темой фестиваля, организованного при поддержке «Газпром нефти» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города», была любовь — без времени и без границ.

...На закрытие фестиваля в концертно-театральный центр «Югра-классик» обычно спешит весь город. Задолго до начала церемонии зрители занимают места вдоль красной дорожки (увидеть звезд и, если повезет, вместе сфотографироваться). В этом году пошел снег, ветер попытался задуть живой огонь в светильниках, красная дорожка на глазах превращалась в белую. Но разве могла погода испортить впечатление от праздника?!

Контрасты фестиваля

Югра — край холодный, суровый, ледяной. Американский актер Кит Поусон смеялся: «Получив приглашение, я стал искать на карте России Ханты-Мансийск, отыскал не без труда и подумал — куда я еду? Но все опасения были напрасны, здесь просто здорово!» Гости фестиваля не сговариваясь отмечают необыкновенную теплоту жителей этого края и горячий, можно сказать, пламенный прием. Начиная с веселых народных песен в аэропорту, когда ноги только что ступивших на землю пассажиров сами несутся в пляс, и заканчивая трогательным прощанием, когда призы вручены, все слова сказаны и очень жаль, что все когда-нибудь заканчивается. Но остаются яркие впечатления, долгое послевкусие, единомышленники и друзья, которых каждый находит на фестивале.

Фестивальная программа 2018 года была невероятно разнообразной и насыщенной, а высокий уровень конкурсных работ отметили все кинокритики. В Югре в эти дни работало 90 киноплощадок, на которых было показано 123 картины, в том числе программы «Твое кино», «Кино для всех», Creme de la creme, «Италия. Фильмы о любви». Зрители никак не могли пропустить спецпоказы: фильм открытия фестиваля «Подземка» Люка Бессона, который представлял сыгравший в нем главную роль Кристофер Ламберт, нашумевший «Довлатов» Алексея Германа, только что приехавший с Берлинале, «Нежный возраст» Сергея Соловьева 2000 года — блестящая актерская работа безвременно ушедшего Соловьева-младшего.

XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

Помимо конкурса фестиваль включил 25 различных культурных проектов. Впервые и с успехом был организован научно-образовательный лекторий «Академия Arzamas», посвященный фольклору, языку и традициям региона: в интернете было зарегистрировано более 90 тысяч онлайн-просмотров. Конкурс «Мисс и Мистер студенчество России» заинтересовал молодежь, на фестивальной ночи зажигали Евгений Маргулис и джаз-бенд Олега Колобкова, необычный спектакль студентов мастерской Сергей Соловьева, предложивших свою, театральную версию фильма «Страна глухих» Валерия Тодоровского, собрал многочисленных зрителей.

Словом, все эти дни югорчане жили искусством, смотрели кино и демонстрировали собственное творчество: вот уже три года в рамках фестиваля проводится конкурс микрофильмов и фотографий среди югорчан. А конкурс «Дебют. Короткий метр» шагнул далеко за пределы округа и даже страны.

XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

«Читалкин» собирает друзей

Кино и книга всегда вместе, всегда рядом: одно невозможно себе представить без другого. И очень важно, чтобы хорошее кино смотрели дети — равно как и читали хорошие книжки. Поэтому на кинофестивале читают стихи. Второй год фонд поддержки и развития кинематографии для детей и юношества «Маленькое кино» при поддержке компании «Газпромнефть-Хантос» проводит в Югре детский литературный конкурс «Читалкин». В нем может участвовать каждый мальчик или девочка, кто любит сидеть не с гаджетами, а с книжкой и может выразительно прочитать любимое стихотворение или прозаический отрывок. Детей приглашают в местную библиотеку, записывают их выступление на видео, лучших приглашают принять участие в концерте. Как и в прошлом году, концерт «Читалкина» вызвал самые сильные эмоции и сопровождался бурей аплодисментов.

«Этот замечательный конкурс проводится не где-нибудь в маленьком зале, а на легендарной сцене, которая войдет в историю кино, — обратился к собравшимся дядя Леня, то есть ведущий Леонид Якубович. — Выйти на большую, взрослую сцену — это огромный шаг для маленького человека. Стоя на сцене, над всеми, он становится в эту минуту большим-пребольшим. И понимает значимость того, что он делает. А когда он делает что-то хорошо, то звучат аплодисменты, потому что так благодарят его люди. Аплодисменты — это не просто хлопки в ладоши, это такое добро, которое передается всем...»

И дядя Леня призвал зрителей не щадить свои ладони, а хлопать как можно громче. Зал с воодушевлением откликнулся. Тем более что дети оказались действительно талантливыми, и большие, и маленькие. Самые юные артисты еще ходят в детский сад, и некоторые из них слегка шепелявят, потому что зубы выпали, а самые старшие уже определились с выбором профессии, но всех их объединяет любовь к книге и безупречный литературный вкус. Так, на концерте прозвучали произведения Пушкина и Пастернака, Барто и Маршака, Сергея Михалкова и Роберта Рождественского.

«Человек хорошо говорит, правильно мыслит и точно чувствует, только если он читает хорошие книжки. Давайте детям хорошие книжки читать, и пусть учат стихи! «Читалкин» с детства приучает к хорошему слову, браво!» — восклицал Леонид Якубович, и с ним нельзя было не согласиться.

Как Витька Чеснок Ханты-Мансийск покорил

В 2004 году главный приз в Ханты-Мансийске получил фильм «Бумер» некоего Петра Буслова. Время прошло, дебютант снял еще десять замечательных картин, стал знаменитым и в этом году вернулся на фестиваль уже в качестве мэтра нового российского кино и члена жюри. Вспоминая эту историю, народный артист Сергей Гармаш предположил, что кто-то из тех молодых людей, кто сейчас ходит на фестивальное кино, выберет для себя этот путь. Захочет стать режиссером, актером или напишет сценарий, вдохновленный именно фестивалем «Дух огня».

Обязательно! И как доказательство — еще один пример. В российском конкурсе участвовал фильм Александра Ханта «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Пронзительное, искреннее, смешное и грустное кино о нашей жизни, о любви и нелюбви, о том, как важно быть кому-то нужным. Герои на протяжении всей истории постигают простые житейские истины, и вместе с ними их постигает и зритель. Картина собрала кучу наград: приз за лучшую операторскую работу, приз имени Александра Абдулова за лучшую актерскую работу, причем невозможно было понять, кто главный в актерском дуэте, поэтому наградили обоих — Евгения Ткачука и Алексея Серебрякова. Последний, кстати, снимался в картине бесплатно. И наконец, приз зрительских симпатий был также вручен этому фильму.

Александр Дыбаль
Александр Дыбаль,
член правления «Газпром нефти»

«Газпром нефть» поддерживает «Дух огня» уже 12 лет. И все эти годы фестиваль является важным культурным событием для жителей Югры. При этом мы не только выступаем партнерами проекта, но и принимаем активное участие в его организации. Наш фестиваль стал важным фактором формирования для югорчан комфортной и креативной среды, характеризующей высокое качество жизни. И мы, безусловно, продолжим оказывать ему всестороннюю поддержку.

«Когда-то я пришел на самый первый „Дух огня“, — рассказывал режиссер. — Сидел где-то в первых рядах в Центре искусств с блокнотом, что-то рисовал, записывал, запоминал. Конечно, ничего такого не загадывал, но уже тогда понял, что жизнь свяжу с кино. Поступал на актерский, не поступил — и хорошо. Стал оператором, затем учился режиссуре. Очень рад, что в итоге со своей картиной я оказался на фестивале на своей родине».

Чтобы не прерывалась связь времен, чтобы продолжалось у нас хорошее, умное кино, а не только коммерческие муви, нужно давать возможность молодым людям создавать свои картины. Это непросто. Кино — это производственный процесс, в котором занято множество людей. Поэтому каждая дебютная работа в кино — это приключение и авантюра. Алексей Васин, например, который хотел снять социальную драму, шел однажды по коридору «Мосфильма» и встретил известного продюсера. «Это не ты хотел запустить дебютную картину? — спросил тот на бегу. — Зайди, там делили бюджет, какие-то осколки остались». Дебют удался. Снявшаяся в фильме Васина «...Другая я» юная Мария Ремер, выпускница Театральной школы Константина Райкина, получила приз за лучшую женскую роль.

XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

Специальный диплом жюри вручили Владимиру Мункуеву, режиссеру фильма «Чувак». История на якутском языке о приключениях двух «четких пацанов», приехавших из глубинки покорять большой город, оказалась единственным коммерчески состоятельным дебютом на «Духе огня».

«Товарищ дал на съемки миллион. Пообещал, если не хватит, продать „крузак“, — бесхитростно рассказывал режиссер. — В итоге кино сняли за два миллиона, а восемь миллионов заработали на прокате. Только у нас в Якутии местное кино может обогнать по сборам голливудское».

Приз президента кинофестиваля «Цветы таежной надежды» достался картине «Иванов», режиссерскому и актерскому дебюту Дмитрия Фальковича, основателя, между прочим, успешного инвестиционного фонда. Неожиданное творчество бизнесмена критики назвали «выдающейся работой» и «удивительным открытием». Мнение жюри в лице режиссерского триумвирата Андрей Сильверстов — Петр Буслов — Валерий Тодоровский: «Фильм странный и необычный, но при этом нет ощущения, что его снимал дебютант, потому что в нем есть все, что отличает хорошее кино».

Не всегда, как выясняется, хорошее кино означает сложные декорации, солидные деньги и знаменитых актеров. Скромный бюджет (что означает независимость), отсутствие опыта (что означает внутреннюю свободу) при наличии огромного желания снять свое кино дают порой поразительный эффект. Это показал фестиваль «Дух огня».

XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

Feedback

«Когда мы снимаем кино, мы о зрителе не думаем. Мы снимаем и снимаем, это как наркотик. Надеюсь, такой чистой и останется формула авторского кино», — заявил режиссер Тихон Пендюрин. Правда ли это?

Председатель международного жюри фестиваля Паулу Бранку (Португалия), актер, режиссер, мировую известность получивший как продюсер — в его списке на порядок больше фильмов — победителей Каннского и Венецианского кинофестивалей, чем у его коллег, это заявление-браваду опроверг. Сказал, посмеиваясь в усы: «Конечно, этот драйв, эта энергия, позволяющие пройти этот путь, важны. Но все, абсолютно все в глубине души хотят, чтобы их фильмы видели зрители. И не потому, что так их создатели смогут собрать больше средств на свое будущее кино. Творческие люди хотят признания, поверьте мне. Я это говорю как человек, который поработал за свою жизнь более чем с 50 режиссерами...»

Авторы фильмов международного конкурса (они представляли Польшу, Швейцарию, Германию, Южную Корею, Францию, Португалию, Бразилию, США и Россию) это подтвердили. Сказав, что для них очень важен был отклик, обратная связь, feedback, то самое таинственное чувство, которое объединяет людей по ту и эту сторону экрана. Реакция зрителей, живущих в далеком от столиц сибирском городе, оказалась новым, интересным, запоминающимся опытом.

Сергей Соловьев
Сергей Соловьев,
режиссер, основатель и президент фестиваля «Дух огня»

Когда мы делали наш первый фестиваль, мы не знали, каким он будет. Второй мы посвятили великому Феллини. Третий — американскому кино. После чего мы стали меньше внимания уделять событиям и странам, а больше — человеку. В этом году мы решили сделать фестиваль про любовь. Когда мы только начинали ходить в кино, мы всегда спрашивали, про что кино — про войну или про любовь? В моем детстве в большинстве случаев это было про войну. Мы никогда не разочаровывались, у нас были потрясающие фильмы про войну! Это не значит, что мы не хотели смотреть про любовь. Просто тогда мы стеснялись чего-то... Почему? Любовь — одно из самых светлых и чудесных чувств.

Разговор, состоявшийся после показа картины Теда Фендта «Классический период», пришлось даже прервать, потому что следующий сеанс задерживался на четверть часа. Фильм, состоящий из монотонных бесед героев, которые обсуждают «Божественную комедию» Данте, архитектурные стили, историю создания музыкального произведения, смотреть непросто. Даже подготовленные синефилы признавались, что с первого раза ничего не поняли. Так что Тед не удивлялся и приветствовал самые разные вопросы и комментарии, даже агрессивные, и ни в коем случае не осуждал зрителей, не досмотревших кино до конца. Режиссер отвечал подробно, улыбался, удивлялся. Особенно запомнилось ему высказывание зрительницы о том, что фильм очень негромкий, созвучный с тишиной.

XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»
XVI Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня»

«Моя дорога была тернистой, сложной, заболоченной. Не скажу, что кровавой, но очень, очень трудной. Я книгу напишу о том, как снимал этот фильм, — рассказывал Тед Фендт, получивший приз „Бронзовая тайга“. — Снимать такое кино в Америке означает долго рыться в карманах в поисках мелочи, все время искать средства и копить. Мне очень приятно, что фильм посмотрели в Сибири. Интереснейший фестиваль, изумительные люди, фантастическая природа, великолепный город!»

Главный приз международного конкурса присужден Катарине Вюсс из Швейцарии, выпускнице знаменитой берлинской киношколы DFFB, за фильм «Сара играет оборотня». Это история взрослеющей девочки, непонятой ни родителями, ни братом, ни друзьями. Она пытается найти ответы на свои вопросы в литературе, на сцене, выдумывает любовь...

«Они все, все поняли, — сказала Катарина о зрителях. — Первый вопрос, который мне задали, был о том, переживала ли я сама нечто подобное. Конечно! Это история моя, но я вышла победителем, сняв это кино, а моя героиня проиграла. Отвечая на вопросы российских зрителей, я, как ни странно, что-то еще стала понимать о ней и о себе. Спасибо, я очень впечатлена...»