Взлет технологий — Журнал «Сибирская нефть» — №151 (май 2018)

Взлет технологий

Текст: Михаил Чепижко
Фото: Александр Таран, Николай Хижняк

Оператор авиатопливного бизнеса «Газпром нефти» компания «Газпромнефть-Аэро» приступила к цифровой трансформации собственных топливозаправочных комплексов (ТЗК), закладывая основу технологического лидерства на международном авиатопливном рынке

От завода до крыла

Динамичное развитие авиационной отрасли диктует участникам рынка все более жесткие требования для качественной подготовки воздушных судов к вылету. Вместе с тем на работу современного аэропорта влияет множество дополнительных факторов: изменения потока пассажиров в зависимости от времени суток и сезона, задержки рейсов, поломки аэропортовой техники и др. Чтобы успеть обслужить самолеты, сервисные службы должны иметь очень гибкую систему учета, анализа и планирования поставок своих продуктов и сервисов. Особую роль здесь играет обеспечение воздушной гавани авиационным топливом. Малейший сбой в организации заправки самолетов может повлечь серьезные экономические и репутационные потери для авиакомпании и поставщика. Кроме того, по требованиям регуляторов рынка ТЗК обязаны иметь запас топлива на трое суток бесперебойной работы аэропорта.

На предприятиях «Газпромнефть-Аэро» с 2017 года началось внедрение автоматизированной системы учетных операций (АСУО) на базе 1С, которая в онлайн-режиме ведет цифровой контроль движения нефтепродуктов на складе — от приема с завода до выдачи «в крыло» для анализа и передачи информации в Центр управления эффективностью блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти», в том числе для программы «Нефтеконтроль». Данные поступают с измерительных систем — массомеров и электронных датчиков, расположенных на пунктах приема и выдачи топлива, в резервуарах и топливозаправщиках. Датчики позволяют дистанционно контролировать ключевые параметры топлива — массу, температуру и плотность. Кроме того, система учетных операций получает данные о качестве нефтепродуктов из лабораторной информационной системы, где происходит паспортизация и анализы нефтепродуктов — от приема до выдачи на заправку воздушных судов.

Владимир Егоров
Владимир Егоров,
генеральный директор «Газпромнефть-Аэро»:

Внедрение автоматизированных учетных систем на ТЗК является важным элементом стратегического проекта «Нефтеконтроль» блока логистики, переработки и сбыта «Газпром нефти», меняющего не только IT-ландшафт компании, но во многом и сами принципы ведения бизнеса. До конца 2019 года мы планируем полное оснащение наших предприятий данными системами. Использование передовых технологий авиатопливообеспечения в России — одна из приоритетных задач компании. Наша долгосрочная цель заключается во внедрении эффективного цифрового управления всеми производственными процессами практически без участия людей.

Фото: Александр Таран, Николай Хижняк

Тем не менее есть технологические операции, где без участия человека не обойтись. Например, прием топлива с железнодорожных или автомобильных цистерн и танкеров, при которых происходит замер и первичный контроль качества нефтепродуктов. Для этих процессов специалисты «Газпромнефть-Аэро» в 2018 году начали тестовое использование мобильных взрывозащищенных планшетов. Гаджеты помогают значительно ускорить передачу данных и упростить работу дежурной смены ТЗК. Выполнение вручную расчетов массы в цистернах, сверка измеренных и рассчитанных значений с данными накладных, внесение данных с бумажных бланков в учетные системы — все это уходит в прошлое. Несколько движений стилусом по экрану теперь позволяют в онлайн-режиме формировать и сверять учетные документы и моментально отправлять информацию по GSM в единую базу АСУО.

Электронный перрон

Планирование и контроль обслуживания самолетов также будет производить электронная система управления заправкой воздушных судов на перроне аэропорта. Получив заявку от авиакомпании, система обработает данные от диспетчерской о номере рейса, стоянке и времени начала заправки и выведет на планшет водителя топливозаправщика всю необходимую информацию.

Машина дополнительно снабжена контроллером, электронным табло, счетчиком-массомером, GSM-модулем и принтером. Алгоритм работы модуля позволит оператору сократить время оформления первичной документации при заправке воздушного судна и исключить ошибки учета.

Для начала работы с контроллером оператор должен авторизоваться с помощью смарт-карты, затем ввести данные о необходимом количестве топлива и дозировании присадки. Во время заправки на электронном табло в онлайн-режиме отображается вся необходимая информация по параметрам и режиму выдачи топлива в воздушное судно. При достижении заданного количества топлива система автоматически прекращает заправку, на принтере распечатывается расходный документ (чек), и с помощью GSM-модуля отчет о заправке поступает на сервер «Газпромнефть-Аэро» и в авиакомпанию. Благодаря цифровым технологиям оператор застрахован от ошибок при определении массы выданного топлива и заполнении первичной документации после заправки воздушного судна.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ