Цифровизация как искусство – Журнал «Сибирская нефть»

Цифровизация как искусство

Текст: Наталья Федорова

Четвертая промышленная революция меняет не только бизнес, производство, коммуникации и стиль жизни, но и представления о прекрасном. Сегодня цифровое искусство все увереннее отвоевывает выставочные пространства, тесня кумиров недавнего прошлого и даже, казалось бы, вечную классику. «Сибирская нефть» попыталась разобраться, что же такое цифровое, или технологическое, искусство и почему искусствоведы пророчат ему большое будущее

Истоки цифрового искусства, как и любого другого, нужно искать в окружающей среде. Технический прогресс последовательно изменял представления человека о мире: в XX веке естественную природу начали заменять машины. Причем машинерия затронула все сферы жизни, и если поезд — это машина для передвижения на дальние расстояния, то город можно считать машиной для жизни, а бюрократию — машиной для управления обществом. Так постепенно машины стали тем, что французский философ техники Жильбер Симондон называл второй природой. Сегодняшние цифровые технологии становятся уже третьей природой, ведь современный человек смотрит в экран смартфона или компьютера значительно чаще, чем по сторонам.

Для человека привычно и естественно организовывать окружающий мир в символические системы — это поле искусства и философии. И неудивительно, что в современном поле искусства все большее место отводится технологиям. В ход идет все — от нейронных сетей до генетического кода и технобиологических систем, где материалом работы становится живая ткань.

Гай Бен-Ари. cellF («Клеточное селфи»). 2015 Это стволовые клетки художника, реакции которых составляют генеративную музыкальную композицию Гай Бен-Ари. cellF («Клеточное селфи»). 2015
Это стволовые клетки художника, реакции которых составляют генеративную музыкальную композицию
Клемент Валла. Глитч изображений на Google Earth. 2016 Клемент Валла. Глитч изображений на Google Earth. 2016

Художественная кибернетика

Одним из объектов технологического искусства уже давно стала информация во всех ее проявлениях. Именно такое искусство принято называть цифровым. Его точку отсчета следует искать в 50-х годах XX века, когда вычислительные машины начинают использовать для того, чтобы генерировать музыку, изображение и текст. Такие «освобожденные» машины впервые были продемонстрированы на выставке кибернетического искусства Cybernetic Serendipity в Лондоне в 1968 году. Помыслить кибернетические системы как художественные произведения стало возможным благодаря представлению об информационной эстетике — возможности количественно измерить эстетический объект.

Компьютер в какой-то мере оказался полноправным творцом — как и художник он пропускает через себя все области человеческой жизни. Искусство, созданное при помощи компьютера, может разворачиваться в одном со зрителем времени — прямо на его глазах, а может подразумевать возможность взаимодействия с ним (процессуальность, интерактивность). Кроме того, компьютерное искусство ввело в наш обиход две не существовавшие до этого реальности: реальность виртуальную, существующую вместе с материальной и параллельно ей, и реальность дополненную, которую мы видим через экран мобильного устройства.

Объектом исследования может стать и геологическая модель, построенная с помощью нейросетей в Научно-техническом центре «Газпром нефти». На фото — работа Ильдара Якубова, созданная на основе гидродинамической модели. 2018 Объектом исследования может стать и геологическая модель, построенная с помощью нейросетей в Научно-техническом центре «Газпром нефти». На фото — работа Ильдара Якубова, созданная на основе гидродинамической модели. 2018

Одним из самых первых произведений цифрового искусства можно считать генератор любовных писем, написанный Кристофером Стрейчи, британским ученым, стоявшим у истоков программирования. Он использовал генератор случайных чисел, чтобы получать примерно следующие сообщения: «Любовь моя, ты мое соблазнительное очарование. Моя тревожная тоска, задыхаясь, вздыхает по твоей взаимности. Ты мое любовное желание. Ты моя страстная нежность. Нетерпеливо твой, К.М.У.». Причем под инициалами К.М.У. прятался компьютер Манчестерского университета. Эта работа автоиронична — через нее автор показывает, что, наверное, самой клишированной и автоматической можно считать любовную переписку. Генератор Стрейчи — яркий пример использования цифровых технологий для решения художественных задач.

Нередко художественное произведение появляется в процессе работы над технической задачей или наблюдения за этим процессом. И здесь неожиданно открывается ниша для технологических объектов, которые еще вчера несли в себе исключительно прагматичную функцию. Так, например, произведением современного искусства может стать геологическая модель, построенная с помощью соответствующего программного обеспечения, или цифровой двойник какого либо реального объекта. Еще один объект для художников — мир цифровых помех и ошибок, возникающих при передаче информации. В искусстве это направление получило название глитч-арт.

Что же привлекательного находят зрители в цифровом искусстве? В первую очередь оно интересно тем, что с помощью технологий позволяет узнать неожиданные стороны нецифровых аспектов бытия. Например, упомянутый выше генератор Стрейчи — способ исследования языка и репрезентации этого исследования в понятном для зрителя виде.

Формы будущего

Цифровое искусство продолжает активно развиваться, открывая все новые формы и затрагивая важные проблемы современного человека. Начало этого века ознаменовалось всплеском интереса к нейроискусству и другим системам, в которые встроены и человек, и машина. Так, известная медиахудожница Эллен Перлман в 2016 году представила первую в мире оперу, в которой вокал, изображения и музыка генерируются мозговой деятельностью перформера. В своей работе Перлман не только демонстрирует влияние когнитивных технологий и нейронауки на современное искусство, но и поднимает такую серьезную тему, как влияние новых технологий на конфиденциальность, личное пространство, сознание человека.

Что ждет цифровое искусство в будущем? Вряд ли оно сможет полностью вытеснить с выставочных площадок другие формы художественных произведений. Но уже сегодня очевидно, что технологическое искусство продолжит активно развиваться и захватывать все новые сферы и материалы. Например, все шансы превратиться в художественный объект есть у так называемых умных материалов, способных менять свои свойства в зависимости от внешних воздействий и уже с успехом применяющихся в промышленности, в том числе и в нефтянке. Интересное будущее пророчат и различным видам коммуникации. Если сегодня стала реальностью нейроопера, почему бы завтра не появиться нейрокинематографу — искусству передачи образов от человека к человеку через нейроинтерфейс?

Эдуардо Кац. Книга бытия. 1999 Эдуардо Кац. Книга бытия. 1999

Выход в свет

На Западе можно выделить два ключевых фестиваля, которые определяют повестку технологического искусства: это немецкий Transmediale и австрийский Ars Electronica. Если первый фестиваль стал продолжением кинофестиваля и больше известен как теоретическая платформа, то Ars Electronica более масштабный и претендует на решение мировых социальных задач средствами техники.

В отечественном контексте за нишу технологического искусства отвечает ежегодный фестиваль «Киберфест», который уже одиннадцать лет проходит в Санкт-Петербурге и с недавних пор — в Нью-Йорке. Фестиваль представляет произведения и проекты известных современных художников в области роботики, видео-арта, саунд-арта, нет-арта.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ